Российская экономика справилась с пандемией лучше, чем ожидалось. Стройка заморозилась от силы на месяц, а затем игроки рынка адаптировались, и строительство возобновилось. Спрос на строительные и отделочные материалы летом-осенью буквально взлетел, достаточной популярностью пользовались и кровельные материалы для частного домостроения. Например, выросли продажи «Ондулина», гибкой и керамической черепицы, рулонной гидроизоляции.
Пандемия, конечно, оказала большое влияние на кровельный рынок; в качестве отрицательных последствий можно назвать сокращение жилищного строительства в большинстве регионов, уход с рынка металлических кровель нескольких крупных производителей. По результатам исследования ABARUS Market Research, в 2020 году рынок материалов для скатной кровли упал на 7%. Но долгосрочных положительных моментов оказалось все-таки больше.
В 2021 году прирост объемов нового жилья может показать небывалый прирост. За первые пять месяцев года строительство выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если темпы в течение года будут сохраняться хотя бы на половинном уровне от набранного, то нас ждет исторический результат – площадь нового жилья может превысить 90 млн м2. Вероятно, начнет восстанавливаться и коммерческое строительство.
Особенно заметно растет доля индивидуального домостроения, так как в пандемию люди активнее переключились на загородное жилье. В январе-мае 2021 г. доля ИЖС достигла 57%, это настоящий рекорд. Все это неизбежно скажется на росте спроса на кровельные материалы, так как загородное жилье – это не только жилой дом, но также пристройки и другие приусадебные элементы, требующие разнообразных кровельных покрытий.
Несмотря на все озвученные положительные факторы, в 2021 году кровельный рынок хоть и покажет рост, но, скорее всего, он будет небольшим – не более 2-3%. Более активному росту будут препятствовать следующие факторы:
1. Избыточная потребность в строительстве и ремонте была исчерпана в прошлом году, в период самоизоляции, в 2021 году у людей меньше свободного времени и свободных денег;
2. Падение реальных доходов населения в 2021 году, отмечаемое регулирующими органами и Росстатом;
3. Беспрецедентно высокий рост цен на строительные материалы (и кровельные в том числе) весной 2021 года, который снижает покупательскую способность населения;
4. Выбытие ряда игроков в прошлом году требует дополнительного времени для полноценного замещения.
Что же касается среднесрочных тенденций развития кровельного рынка, то потребительские предпочтения остаются прежними, ключевые параметры спроса в настоящее время таковы:
• Доступная цена на кровельный материал и комплектующие;
• Эстетические характеристики кровли, отход от традиционных форм;
• Небольшой вес (строительство домов сейчас ведется преимущественно из легких стеновых материалов), простота монтажа;
• Приемлемое качество, чтобы не переделывать кровлю через 5-7 лет.