По данным «Анализа рынка детских игрушек в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг их продажи в стране снизились на 9,6% – до 1,81 млрд шт. Снижение рождаемости, а также сокращение реальных доходов населения стали основными негативными трендами на рынке. Кроме того, снизился и максимальный возраст, в котором дети играют в игрушки: ранее он достигал 12 лет, сейчас же в среднем дети играют с игрушками до 10 лет. Продажи сокращались ежегодно, начиная с 2018 г, максимальное падение продаж за пятилетие пришлось на 2020 г (-7,2%), что стало следствием кризисных явлений в экономике страны.
Игрушки не являются товаром первой необходимости, поэтому в условиях экономии покупатели вынуждены сокращать объем покупок. Однако в кризисный 2020 г рынок детских игрушек сократился значительно меньше, чем некоторые другие потребительские рынки. Прежде всего это связано с нежеланием родителей существенно сокращать расходы на детей. Вторым фактором стало то, что в период введения ограничительных мер на фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки родители были вынуждены самостоятельно развлекать детей дома – в это время отмечался активный рост продаж детских игр и игрушек в онлайн-магазинах. К тому же вынужденный отказ от поездок в отпуск также положительно сказался на продажах игрушек, поскольку сэкономленные деньги родители тратили на развлечения для детей.
По прогнозам, в 2021 г продажи детских игрушек в стране снизятся еще на 4,1%. В 2022-2025 гг ожидается рост продаж на 1,3-2,1% в год до 1,86 млрд шт к концу периода. При этом дальнейшее снижение рождаемости и сокращение доходов населения не позволят рынку расти более существенными темпами.