Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 7 сентября 2020

Россия теряет зарубежные рынки сбыта листового стекла

В 2018-2019 гг. экспорт листового стекла из России падал из-за сокращения спроса в европейских странах. Но в 2020 году начнется спад экспорта в страны СНГ, поскольку там открываются собственные заводы

В настоящее время в странах СНГ функционируют 20 стекольных заводов, выпускающих первичное листовое стекло. Из них 15 располагают флоат-установками, остальные работают по методу вертикального вытягивания или проката. Усилиями этих заводов на территории СНГ выпускается около 330 млн кв. м листового стекла. Подавляющее большинство продукции (более 90%) производится в двух странах – в России и Беларуси (Гомельстекло). Раньше около 8-9% выпуска приходилось на Украину, где работал Лисичанский стекольный завод, но теперь он закрыт.

Новые проблемы, возникшие в первом полугодии 2020 года из-за распространения коронавирусной инфекции по всему миру, заставили правительства многих государств объявлять карантинные режимы и вводить ограничения, в связи с чем спрос на стекло как на первичном, так и на вторичном рынке сократился. Сокращение было временным, в основном оно проявилось в апреле-июне, но без последствий не обойдется. Таким образом, можно ожидать уменьшения производства стекла в 2020 году на 9-10%.

На российском стекольном рынке наступил переломный момент. До марта 2020 года большинство заводов (кроме проблемных) работали нормально. Но затем в страну пришел коронавирус, и был введен долговременный режим самоизоляции. Из-за этого в апреле выпуск листового стекла рухнул на 50% по сравнению с мартовскими показателями и на 60% по отношению к апрелю прошлого года. В мае-августе производство вернулось к росту, но компенсировать падение к концу года вряд ли удастся. Специалисты ABARUS Market Research прогнозируют – в 2020 году выпуск листового стекла упадет не менее чем на 10%. Это будет первым значительным падением за последние 15 лет. Несколько предприятий находятся на грани банкротства и разбираются с долгами.

Зато стекольный рынок СНГ богат позитивными новостями. В 2020 году на рынок выходят новые игроки, ввод которых был запланирован гораздо раньше, чем можно было спрогнозировать нынешний кризис – уже построен завод в Туркменистане, в ближайшее время откроется долгожданный казахский завод близ города Кызылорда.

В целом, для России такой расклад создает непростую ситуацию. Наличие избыточных мощностей в стране стало очевидно после 2014 года, но именно активный экспорт позволял российским стекольным заводам держаться на плаву. В 2018-2019 гг. это преимущество стало таять – экспорт ежегодно снижался и вернулся на уровень 2015 года. Наиболее стабильными были поставки именно в страны СНГ.

Сейчас, в условиях экономических ограничений, большинство стран СНГ вполне обеспечены стеклом: как собственным, так и привозным. Поэтому приросты спроса в ближайшем будущем, скорее всего, будут умеренно-положительными. И теперь, когда экспорт в Туркменистан и Казахстан из России вот-вот потеряет свою актуальность, отечественным стекольщикам придется переориентироваться на отправку стекла в другие страны.

ABARUS Market Research Рынок листового стекла России и стран СНГ 72 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 20 октября 2020 BusinesStat С 2015 по 2019 гг численность пассажирских авиаперелетов в России увеличилась на 39,2% и достигла 128,1 млн. На фоне стагнации ВВП страны и реальных доходов россиян существенный рост стал возможным благодаря снижению стоимости билетов.

По данным «Анализа рынка пассажирских авиаперевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, с 2015 по 2019 гг численность пассажирских авиаперелетов в России увеличилась на 39,2% и достигла 128,1 млн. Существенный рост объемов рынка пассажирских авиаперевозок в последние годы идет вразрез с текущей макроэкономической ситуацией в стране. На фоне стагнации ВВП страны и реальных доходов населения существенный рост стал возможным благодаря снижению стоимости билетов. После банкротства компании «Трансаэро» в 2015 г освободилась существенная доля рынка, в борьбе за которую авиакомпании использовали ценовой демпинг. В результате в реальном выражении стоимость билета по сравнению с 2014 г существенно снизилась, что позволило рынку в натуральном выражении демонстрировать высокие темпы роста, несмотря на общее снижение покупательской способности населения.

Показать еще