Как показали результаты потребительского опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков», значимость эмоциональной составляющей шопинга снижается, и в текущих реалиях спонтанное приобретение предметов гардероба несвойственно для большинства покупателей.
Так, доля импульсивных покупок не превышает 34%, и шопинг 62% россиян продолжает носить запланированный характер, полностью исключающий спонтанную составляющую. Потребитель все чаще думает дважды перед покупкой и сравнивает различные варианты.
Генеральный директор Familia Светлана Можаева в рамках обзора «Ключевые тренды одежного ретейла 2020» рассказала: «Потребитель все больше ориентируется на смарт-шопинг и разумное потребление, в результате чего ищет наиболее выгодное ценовое предложение, причем без ущерба для качества, и увеличивает срок пользования товарами, в частности одеждой».
На отсутствие спонтанности в покупках оказывает влияние отсутствие устойчивой положительной динамики реальных располагаемых доходов россиян. Несмотря на слабый восстановительный рост (напомним, что в 2019 году доходы выросли лишь на 1% по сравнению с 2018 годом), сейчас благосостояние россиян на 7,4% отстает от уровня 2013 года. В сложившихся условиях прагматичность становится важным фактором покупательского поведения как для малообеспеченных слоев населения с высоким уровнем долговой нагрузки, так и для представителей среднего класса и обеспеченных покупателей.
В 2020 году пандемия COVID-19 также не будет способствовать росту спонтанных покупок на рынке в силу еще большей неуверенности большинства россиян в завтрашнем дне.