
По данным «Анализа рынка картофеля в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2015-2019 гг его продажи в стране сократились на 6,8%: с 7,3 млн т до 6,8 млн т. Снижение имело место в 2016 и 2019 гг. В 2016 г сокращению продаж на 3,4% предшествовал максимальный за пятилетие урожай картофеля в 2015 г, составивший 25,4 млн т. Большой урожай картофеля, собранного на приусадебных участках, позволил россиянам сделать запасы и снизить закупки в зимний период. В России традиционно велика доля натурального потребления картофеля: в 2015-2019 гг она составляла порядка 70% от общего объема потребления (против 30%, приобретаемых на рынках и в магазинах).
Наибольшее сокращение продаж картофеля за пятилетие пришлось на 2019 г: оно составило 6,1% к уровню 2018 г. В 2019 г реальные доходы населения были наиболее высокими за исследуемый период, и россияне изменили структуру питания в пользу более дорогих продуктов, чем картофель.
По оценкам BusinesStat, в 2020 г продажи картофеля в стране снизятся на 1,1%. Одной из причин послужит отказ части россиян от покупки картофеля в пользу выращивания его на своих приусадебных участках – тенденция, характерная для периодов снижения реальных доходов. Кроме того, в 2020 г значительный вклад в сокращение продаж картофеля внесет падение его закупок со стороны сектора HoReCa. Они сократятся приблизительно на четверть к уровню 2019 г, так как эпидемия коронавируса нанесет отрасли общественного питания огромный урон.
В 2021-2024 гг продажи картофеля будут демонстрировать рост темпами 1,6-1,9% в год. Картофель является одним из наиболее дешевых овощей, и в условиях снизившихся доходов россияне будут увеличивать его долю в продуктовой корзине. В 2024 суммарные продажи картофеля в России составят порядка 7,2 млн т – на 1,2% меньше, чем в 2015 г.