По данным "Анализ рынка дошкольного образования в России", подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2015-2019 гг численность учеников учреждений дошкольного образования в стране выросла на 6,9% и достигла 7,64 млн чел. Рост численности учеников в основном был обусловлен отложенным эффектом высокого уровня рождаемости в предыдущие годы. Высокий уровень рождаемости, который был характерен для конца 2000-х и начала 2010-х годов, вызвал рост численности детей дошкольного возраста к исследуемому периоду, что увеличило потребность в услугах дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, росту численности учеников дошкольных образовательных учреждений способствовало активное расширение спектра образовательных услуг для детей раннего возраста.
По прогнозам BusinesStat, в 2020-2024 гг численность учеников учреждений дошкольного образования в России будет ежегодно снижаться на 4,2-6,3% и в 2024 г составит 5,90 млн чел. Ожидаемое сокращение численности учеников дошкольных образовательных учреждений связано прежде всего с тенденцией снижения уровня рождаемости, характерной для последних лет и прогнозируемой в ближайшем будущем. Так, если в 2012 г уровень рождаемости составлял 1,90 млн чел в год, что являлось максимумом за последние несколько десятилетий, то в 2019 г он сократился до 1,49 млн чел. В дальнейшем уровень рождаемости продолжит сокращаться – так, в соответствии с высоким вариантом прогноза Росстата в 2024 г показатель составит 1,43 млн чел, а в соответствии с низким вариантом прогноза всего 1,15 млн чел.
При этом ожидается, что в 2020 г на фоне введения режима самоизоляции в связи с распространением коронавируса произойдет снижение среднего уровня потребления услуг дошкольного образования на одного ученика на 25% к 2019 г. Пропуск нескольких месяцев обучения снизит общегодовой уровень потребления услуг дошкольного образования в 2020 г. В 2021-2024 гг объем потребления услуг дошкольного образования на одного учащегося, как ожидается, восстановится до уровня предыдущих лет и будет расти.