Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 ноября 2019
Блажей Бернард Райсс

Особенный рост показал в России кофейный сегмент

Генеральный директор компании «УРБАН КОФИКС РАША» – о конкуренции на рынке кофеен

Как Вы оцениваете текущее состояние рынка общественного питания?

В целом рынок общественного питания показывает стабильный рост, в основном за счет открытия новых точек и роста сегмента быстрого питания и количества заведений с демократичной ценовой политикой. Это вселяет надежду на то, что потребительская среда в России продолжает развиваться, и люди все больше предпочитают питаться вне дома. Особенный рост показал в России кофейный сегмент. Этот рынок ещё очень ёмкий и далёк от насыщения. Потребление кофе на душу населения в нашей стране пока далеко от среднестатистической картины других стран Европы. За последнее время появилось много конкурентов, но пока для каждого из них есть место для развития. Что касается Cofix, то по результатам исследования журнал «FoodService Europe & Middle East» сеть стала лидером по темпам роста не только среди российских, но и европейских кофеен, увеличив за 2018 год число своих точек на 170%. Мы с уверенностью смотрим в будущее и видим возможность более чем двукратного годового роста.

В 2018 году впервые за 5 лет отмечается рост реальных доходов россиян на 0,1%. Какие изменения в потребительском поведении Вы заметили за прошедший год? Наблюдаете ли улучшение покупательской способности клиентов?

Сам факт того, что рынок общепита и, в частности, быстрого питания, постоянно растёт, показывая в среднем от 2% до 5% роста в год, говорит о том, что люди готовы тратить больше на питание вне дома и чувствуют себя более уверенно с точки зрения траты денег на свой досуг.  Покупательская способность улучшается, и меняется подход населения к питанию, что в результате сказывается на развитии индустрии. На рынке общественного питания есть также общий тренд увеличения количества посещений, но снижения наполнения чека (количество позиций): гости готовы без ущерба для своего кошелька чаще посещать заведения общепита и тратить при этом за визит меньше денег. Cofix как бренд и уникальное продуктовое предложение на рынке отлично вписывается в этот тренд.

В текущих экономических условиях рестораторам тяжело завоевать лояльность потребителей. Какими инструментами Вы пользуетесь для привлечения и удержания клиентов? На что делаете ставку: акции, сезонное меню, атмосфера в заведении, сервис, качество блюд и др.?

В первую очередь, мы активно работаем с продуктовой линейкой и прилагаем большие усилия к поиску уникальных позиций, сохраняя для наших потребителей доступные и понятные цены. Конечно же, для нас важна атмосфера наших заведений и уровень сервиса. На это наша сеть делает большой акцент и тратит серьёзные средства. Мы также делаем ставку на силу нашего бренда, которая постоянно растёт. Вокруг Cofix создаётся все более широкое, интересное и разнообразное сообщество. У нас очень высокий уровень возврата, и поэтому одной из наших главных целей на 2019 год является внедрение системы лояльности, которая позволит закрепить этот успех и ещё более тесно работать с нашими клиентами.

Сегодня многие компании используют социальные сети в качестве механизма продвижения. Какие задачи для Вас решает данный канал коммуникации? На каких площадках наблюдаете наибольшую отдачу? Привлекаете ли блогеров / инфлюенсеров для рекламы сети?

Поскольку основная аудитория Cofix – это молодые и активные люди, то одним из основных для нас каналов продвижения и коммуникации являются социальные сети. С точки зрения конечного потребителя мы делаем основной упор на Instagram и ВКонтакте, поскольку они имеют наибольший охват той аудитории, которой интересен Cofix. Для B2B-коммуникаций мы в большей степени используем Facebook. Мы планируем привлекать инфлюенсеров, для того чтобы рассказывать о ценностях Cofix, но, при этом глубоко верим, что имидж бренда определяется людьми, которые за ним стоят. Для нас самих, сотрудников управляющей компании бренда, кофейня Cofix – место для ежедневных встреч и быстрого перекуса в течение всего дня. Мы сами являемся частью сообщества Cofix и понимаем его динамику, настроение и потребности.

Развитие технологий вносит свои коррективы в деятельность компаний. Какие новшества Вы внедряете в своей сети? На чем больше фокусируете внимание: на трансформации бизнес-процессов или на коммуникации с потребителем?

Сейчас нельзя делать фокус только на одну часть цифрового пространства. Мы развиваем внутренние процессы за счёт цифровых решений систем ERP для управления бизнесом франчайзи и одновременно строим современную и масштабируемую IT-платформу, для того чтобы упростить коммуникацию с Cofix как партнёрам, так и клиентам. Мы хотим быть ближе к людям, и цифровая трансформация, внедряемая сейчас в Cofix, нам в этом очень помогает. У нас есть долгосрочный план по развитию цифровых инструментов во всех направлениях, начиная с поиска локаций, дизайна кофеен и управления продуктовой линейкой, заканчивая системами лояльности и мотивации персонала.

В последнее время идут разговоры о тренде на открытие пиццерий, а в предыдущие годы отмечался рост популярности формата бургерных. Какие концепции, на Ваш взгляд, сегодня на пике популярности, а какие, напротив, уходят в тень или только зарождаются?

Я глубоко уверен, и общемировой тренд это подтверждает, что сейчас индустрия уходит в сторону здорового питания и использования растительных белков вместо животных. Люди все больше внимания уделяют своему здоровью, вопросам защиты окружающей среды и влиянию индустрии питания на состояние планеты. Поэтому я считаю, что одним из основных зарождающихся в России на данный момент трендов является концепция растительного питания. Этот тренд в Америке и в Европе показывает уже трёхзначный рост, и в России, на мой взгляд, он также станет новым этапом развития рынка общественного питания.

Сегодня на рынке большое разнообразие концепций кофеен: от fix-price (Cofix) до speciality coffee (Scuratov) и кофейно-алкогольных баров (Double Black). Расскажите, какие особенности вашей кофейни ценят клиенты?

Наши клиенты ценят нас, в первую очередь, за то, что мы в формате «grab-and-go» предлагаем им качественные продукты по фиксированной справедливой цене. Это наш основной посыл и наша основная миссия. За последние годы доступ к информации значительно увеличился, потребитель стал умнее и хочет знать, почему и зачем он столько платит за продукт. Мы считаем, что сегодня только концепция понятной цены может помочь достичь успеха.

В 2018-2019 годах стартовали несколько крупных проектов формата «гастромаркет»: «Вокруг света», Streat, «Депо» и др. Что Вы думаете о перспективах данного сегмента? Представлена ли Ваша сеть на подобных площадках? Есть ли планы по открытию точек в фуд-холлах?

Мы анализируем это направление и рассматриваем участие в подобных проектах, так как наша аудитория ждёт появления Cofix на таких площадках.  Сейчас мы находимся на стадии разработки подходящего формата кофеен, и я думаю, что Вы скоро увидите результат.

Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия ресторанной сети? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?

В данный момент разрабатывается стратегия экспансии Cofix в России и странах СНГ.  В первую очередь, мы рассматриваем конечно города с населением более миллиона человек. Региональное развитие требует очень тщательного подхода, поскольку существуют локальные особенности, касающиеся как продуктовой линейки, так и специфики трафика и предпочтений гостей. Мы привлекаем максимальное количество технологий для оценки работоспособности нашей модели в каждом конкретном регионе. Стратегия экспансии Cofix в России и странах СНГ должна быть окончательно сформирована к концу 2019 года и, безусловно, отразиться на нашем локальном маркетинге. Параллельно идёт активная работа по выходу Cofix в страны центральной и восточной Европы. В настоящее время мы находимся на стадии приведения модели в соответствие требованиям Евросоюза. Cofix – это глобальный бренд. Он уже мощно заявил о себе в Израиле и России, и поэтому интерес к нему со стороны международных участников рынка достаточно высок. Мы ведём серьёзные переговоры не только в странах СНГ и Европы, но и даже в Южной Америке.

Каковы Ваши прогнозы по развитию российского ресторанного рынка в 2019-2020 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста Вы видите?

Прогнозировать очень сложно. Могу сказать, что, как и в любой другой индустрии, только те, кто будет делать ставку на качество продукта и сервиса, смогут показать реальный рост. В России есть большой запрос на здоровую и доступную еду, и мы будем работать, чтобы достичь в этом направлении максимально высокого уровня.

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен 2019 65 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 7 июля 2020 РБК Исследования рынков Adidas стал самым известным обувным магазином Рейтинг наиболее известных ретейлеров традиционно возглавляют сетевые магазины, которые занимаются реализацией не только обуви, но и широкого ассортимента спортивных товаров начиная от одежды, и заканчивая узкоспециализированным инвентарем.

Так, около 59% опрошенных респондентов по крайней мере один раз посещали магазины Adidas, а 51% – магазины «Спортмастер». Другие знаменитые бренды спортивной обуви и товаров – Nike и Reebok – также вошли в ТОП-5 рейтинга по уровню узнаваемости. Лидерство международных спортивных сетей обусловлено долгим существованием на мировом и российском рынках, глобальной работой над формированием целостности и уникальности бренда и активной политикой продвижения. В случае с Adidasи Reebok, а также с российской сетью «Спортмастер» это еще и широкая представленность торговых точек во многих городах страны. 

Показать еще