Как Вы оцениваете текущее состояние рынка общественного питания? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов в 2018 году?
Рынок общественного питания рынку общественного питания рознь. Мы занимаемся преимущественно крафтовым пивом, а значит глобальные тренды общепита проходят мимо нас. Пиццы приходят на смену бургерам, пян се на смену фо бо, фуд-холлы на смену фуд-кортам. Пока все развлекаются переодеванием, «Пивотека 465» бурно растёт, да так, что еле успевает за собственным паровозом. Рынок крафтового пива в России увеличивается по разным данным на 15-35% в год. Сейчас это 1-3% от всего российского пивного рынка, тогда как в США этот показатель близок к 25%.
Касательно результатов 2018 года можно сказать, что с финансовой точки зрения мы пока находимся в инвестиционной стадии развития, речи о дивидендах нет. В то же время темпы роста продаж франшизы сети баршопов «Пивотека 465», финансовые показатели операционной деятельности действующих баров и собственной дистрибьюторской компании показывают опережающий рост на 15-25%.
Если не брать в расчёт перманентные угрозы ужесточения антиалкогольного законодательства, то в целом у нас всё хорошо.
В 2018 году впервые за 5 лет отмечается рост реальных доходов россиян на 0,1%. Какие изменения в потребительском поведении Вы заметили за прошедший год? Наблюдаете ли улучшение покупательской способности клиентов?
В формировании потребительского поведения нашей целевой аудитории (преимущественно мужчины, 25-45 лет, достаток средний и выше среднего), мы играем родительскую роль, по сути являясь маркетмейкером. Сложно ориентироваться на перенасыщенный рынок общественного питания, пытаясь, опережая конкурента, откусить свой кусок пирога. Вместо этого мы сами формируем потребительский спрос, наполняя пузыри реальности потенциальных гостей сети «Пивотека 465» вкусовым калейдоскопом крафтового пива, тщательно отобранного нашим сомелье Алексеем Богомоловым. Многолетняя скрупулёзная работа команды «465», направленная на развитие вкусовых рецепторов наших гостей, позволяет нам с полной уверенностью заявить, что покупательская способность последних, направленная на приобретение нашей продукции, растет от месяца к месяцу. Скорее всего, это не тенденции рынка, а переключение потребительского спроса наших гостей с посредственной продукции жадных пивоваренных корпораций и прочих бесполезно-неинтересных способов потратить деньги на ассортимент, рожденный людьми для людей, и заботливо собранный в барах сети «Пивотека 465». Об этом мы подробно написали в своём манифесте, который можно найти на нашем сайте или в мобильном приложении.
Прошлым летом в России прошел Чемпионат мира по футболу. Как Вы оцениваете результаты работы сети в этот период? Расскажите, пожалуйста, получилось ли сформировать базу новых лояльных клиентов после проведения мундиаля или эффект от мероприятия был только краткосрочным?
Средний рост выручек московских баров в месяцы проведения ЧМ2018 по отрасли составил примерно 15%. Никольская не в счёт. Мы развиваем сеть по франшизе с 2016 года, баршопы открываем преимущественно в спальных районах, где зачастую есть явный дефицит похожих заведений. Чтобы понять районную специфику, приходите в наш новый, уже 15-й по счету бар, открытый в конце августа у м. Ботанический Сад, и своими глазами посмотрите, к чему мы пришли за это время.
В текущих экономических условиях рестораторам тяжело завоевать лояльность потребителей. Какими инструментами Вы пользуетесь для привлечения и удержания клиентов? На что делаете ставку: акции, сезонное меню, атмосфера в заведении, сервис, качество блюд и др.?
Кропотливо собранный ассортимент, пивной ликбез и френдли-атмосфера – вот основные двигатели роста коммьюнити посетителей сети «Пивотека 465». С каждым новым сортом, новым стилем пива на наших полках мы становимся ещё интереснее для гостей. Бармены сети, обладая навыками сомелье, готовы часами рассказывать о вкусах, жонглируя пивными терминами на потеху с каждым днём всё более искушённой публики.
Если вести речь о каналах коммуникации с гостями, то основную ставку мы делаем на телеграм-каналы. Как недавно написал у себя Тёма Лебедев, «телега» победила все остальные мессенджеры. Смски умерли. В Воцапе сидят мамашки, менты и таксисты, а «телега» сегодня живее всех живых.
У каждого бара сети «Пивотека 465» есть свой телеграм-канал, который ведут бармены. Есть общий телеграм-канал @pivoteka465 и телеграм-чат Russian Beer Community. Также мы создали агрегатор новостей пивного рынка Russian Beer Community для удобной сортировки новостной ленты.
Естественно, всё вышеперечисленное не отменяет действующую с 2017 года программу лояльности, функциональное мобильное приложение, верификацию Untappd-аккаунтов, получение доступов к Untappd for Business, прием к оплате на кассе биткоинов, участие в музыкальных фестивалях (Park Live, «Сказка», и т.д.) и прочих мероприятиях, направленных на повышения узнаваемости и лояльности к бренду.
Сегодня многие компании используют социальные сети в качестве механизма продвижения. Какие задачи для Вас решает данный канал коммуникации? На каких площадках наблюдаете наибольшую отдачу? Привлекаете ли блогеров / инфлюенсеров для рекламы сети?
Помимо телеграм-каналов, на которые основной упор, о чём мы говорили выше, социальную активность поддерживаем почти во всех соцсетях: ВК, ФБ, ИГ, «Трипэдвайзер». Разве что в «Одноклассниках» и «Твиттере» нас нет, но это временно.
В июне 2019 мы запустили большой проект по инфлюенс-маркетингу, в нем мы предлагаем блогерам сыграть в увлекательную игру. Наш сомелье собирает по определенному признаку пивной набор, который мы доставляем в красивой коробке блогеру, а тот методом проб и ошибок пытается отгадать тот самый признак, по которому набор был собран, плюс описывает продегустированные сорта.
Проект в самом разгаре, мы приглашаем принять участие блогеров от 21 года с аудиторией от 4 тыс. подписчиков, в том числе и среди читателей Вашего издания. Не обязательно быть пивным специалистом, обязательно интересно писать.
Многие пивные заведения привлекают клиентов крафтовым пивом. В 2019 году в Госдуму внесли законопроект, согласно которому производители пива и пивных напитков должны изготавливать продукцию по ГОСТу. Прокомментируйте, как Вы готовитесь к нововведениям, которые вступят в силу в случае принятия законопроекта.
Что ни день, то новая инициатива. Тут мы практически бессильны, поэтому подстраиваемся под рынок в случае изменения правил игры. В случае с ГОСТами можно сказать одно: это будет серьёзный удар по производителям, так как крафтовое пивоварение – это вечный эксперимент со вкусами и ингредиентами. ГОСТ и крафт практически несовместимы.
В 2018-2019 годах стартовали несколько крупных проектов формата «гастромаркет»: «Вокруг света», Streat, «Депо» и др. Что Вы думаете о перспективах данного сегмента? Представлена ли Ваша сеть на подобных площадках? Есть ли планы по открытию точек в фуд-холлах?
Вот уже третий год мы в вялотекущем режиме смотрим площадки в центре Москвы под флагманское заведение сети. И по проекту это должен быть как раз формат фуд-холла, где якорным арендатором выступает «Пивотека 465», объединяя под своим крылом несколько интересных кухонь. Опыт указанных выше гастромаркетов говорит нам о том, что направление было выбрано нами верно. Всему своё время.
Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия ресторанной сети? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?
Основные приоритеты – это рост сети по франшизе, развитие собственной дистрибьюторской компании и выход на внешние рынки.
Уже сейчас наша дистрибьюторская компания собрала контракты с топовыми российскими производителями, такого ассортимента нет ни у одного поставщика на рынке. В ближайших планах выйти с продажами в регионы, не ограничиваясь дистрибуцией внутри сети, а также получение ряда эксклюзивных контрактов от пивоваров США и Европы.
Франшизное направление бизнеса также занимает немалую долю в портфеле, есть заявки на мастер-франшизу по областям России, также ведем переговоры с Казахстаном и Белоруссией.
Каковы Ваши прогнозы по развитию российского ресторанного рынка в 2019-2020 годах? Какие драйверы и барьеры для роста Вы видите?
Как мы говорили выше, глобальные тренды общепита проходят мимо нас. Глобально, по нашим прогнозам, ничего не изменится. Кто-то откроется, кто-то прогорит, и на его место придут другие. Мышиная возня, не более.
Мы не боремся за этот кусок рынка, а сами строим его своими руками, руководствуясь простыми принципами панк-рока – «D.I.Y».