По данным «Анализа рынка фанеры в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, в 2014-2018 гг ее продажи на российском рынке ежегодно снижались темпами от 1,7% до 12,9%. В 2018 г в стране было реализовано 1,38 млн куб м продукции, что на 24,5% ниже показателя в 2014 г. Падение продаж фанеры было вызвано прежде всего кризисными явлениями в экономике страны, ослаблением курса рубля и высоким инфляционным давлением. Снижение платежеспособного спроса на фанеру внутри страны вынудило потребителей отказаться от покупки или искать более дешевые товары-аналоги.
На российском рынке преобладает продукция отечественного производства. Превалирует производство фанеры из шпона лиственных пород, доля этого вида в общем объеме производства доходит до 80%. Производство фанеры из шпона лиственных пород, в свою очередь, в основе своей нацелено на использование березового сырья. При этом большинство вновь открывшихся в последние годы фанерных производств, а также новые инвестиционные проекты в этой сфере основаны на использовании именно березы в качестве сырья.
В 2018 г средняя цена фанеры на российском рынке составляла 55,0 тыс руб за куб м. Максимальный прирост цены зафиксирован в 2015 г – на 22,0% к уровню предыдущего года, что было связано с резким обесцениванием российской валюты по отношению к доллару, повлекшим за собой как рост стоимости импортной фанеры, так и повышение цены производства отечественной продукции. При этом средняя цена продаж фанеры лиственных пород в 2018 г составила 56,9 тыс руб за куб м, фанеры хвойных пород – 44,6 тыс руб за куб м, а прочей фанеры – 57,1 тыс руб за куб м.
В 2019 г продажи фанеры в России продолжат незначительно снижаться на 0,4%. Ожидается, что в 2020-2023 гг продажи фанеры на фоне стабилизации экономики начнут постепенно расти на 1,5-1,7% ежегодно и в 2023 г составят 1,47 млн куб м.