Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования, 5 сентября 2019
Елена Сазончик

Общий интерес к контейнерным ж/д-перевозкам из Китая у наших российских клиентов рос последние несколько лет

Директор по маркетингу ГК TELS рассказала о растущих сегментах рынка ТЛУ в разрезе географии перевозок

2018 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка транспортно-логистических услуг? Каких результатов достигла Ваша компания?

Рынок международных автомобильных грузоперевозок России в 2018 году медленно сокращался. Согласно данным Евростат, со второго квартала к концу года постепенно нарастала небольшая отрицательная динамика импорта из Евросоюза в РФ в физическом выражении. Сокращение объемов шло, в первую очередь, за счет товарной группы 84 ТН ВЭД, куда входит промышленное оборудование и прочие тяжеловесные грузы. Поэтому в количестве транспортных заказов рынок еще оставался в положительной динамике до третьего квартала, но в четвертом тоже перешел в небольшой «минус». Экспорт на автомобильном транспорте в ЕС по итогам года вырос примерно на 12%.

Итоги работы автотранспортного подразделения TELS в 2018 году показали рост +25% в транспортных заказах и +20% в стоимости оказанных услуг. Развитие предприятия идет в первую очередь за счет увеличения автопарка компании и загрузки новых машин.

Рынок комплексных логистических услуг (3PL) в 2018 году продолжал развиваться, что закономерно и неизбежно, хотя темпы роста замедлились. Результат работы экспедиционного (3PL) бизнеса компании TELS в 2018 году показал общий годовой прирост объемов услуг +11% в транспортных заказах и +14% в стоимостном выражении (без учета сборных грузов). Примерно на четверть выросло количество сборных перевозок и на треть увеличились объемы перевезенных сборных грузов. На 9% больше реализовали проектных и негабаритных перевозок.

Назовите, пожалуйста, основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?

Самыми главными, влияющими на рынок ТЛУ, всегда были экономические факторы: производство, покупательская способность населения, инвестиционный климат. В этом отношении доклады мировых финансовых агентств не показывают оптимизма, начиная с середины прошлого года практически все аналитические службы постоянно снижают прогнозы темпов роста ВВП и торговли, и наиболее заметное снижение ожидается в зоне евро. На российскую экономику давят также нестабильные цены на нефть и западные санкции в отношении банковской сферы и промышленности.

При этом нельзя сказать, что логистический рынок испытывает какую-то депрессию – на нем довольно живо идут различные процессы. Мы со своей стороны видим ярко выраженную эволюцию рынка ТЛУ по двум векторам: первый вектор – развитие клиентского опыта участников рынка, второй – развитие IT в логистике (или как ее называют – «Логистика-4.0»).

В стремлении оптимизировать затраты заказчики ТЛУ совершенствуют свои системы управления логистикой, что ведет к сокращению штата собственных логистических подразделений и росту запросов на комплексное обслуживание с целью оптимизации логистических бюджетов в целом (вместо борьбы за снижение цены на каждом участке). Эта тенденция увеличивает потенциал клиентского сегмента операторов 3PL-логистики. Развитие клиентского опыта динамичных логистических компаний стимулирует изменение их бизнес-портфелей, что позволяет увеличить обороты за счет комплексного сотрудничества.

Инвестиции бизнеса в интеллектуальные технологии в сфере управления логистикой можно считать, в определенном смысле, «донорским каналом» рынка ТЛУ, поскольку эти инвестиционные вливания преобразуются по итогу в оптимизированные автоматизированные бизнес-процессы, снижающие затраты на управление логистикой и высвобождающие ресурсы для развития: заказчики могут закупать больше комплексных логистических услуг, подрядчики предлагать эти услуги по меньшей цене.

Санкционный аспект сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей. Насколько он повлиял на деятельность вашей компании, и какие факторы сегодня изменяют географию перевозок?

Еще в конце 2014 года мы предупреждали своих клиентов, что санкционное противостояние между ЕС и РФ будет продолжительным, поэтому рекомендовали развивать и укреплять новые торговые связи. Мы не возили в больших объемах из ЕС товары, попавшие впоследствии под санкции, поэтому наш бизнес не испытал шока по этой причине. Зато компания увеличила объемы мультимодальных (морских) услуг – вырос спрос на перевозки фруктов из Африки и Азии.

Тенденция сегодняшнего дня: увеличение грузопотоков в/из Китая, Индии, Турции и других стран так называемого «третьего мира» (развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки с низким ростом ВВП на душу населения). Темпы роста экономик этих стран намного выше показателей роста стран «развитого Запада», потребность в ресурсах растет, производимая продукция при хорошем уже качестве и ассортименте значительно дешевле западных аналогов, а развитие логистической инфраструктуры позволяет снижать затраты на транспортировку.

Невозможно не затронуть законодательный аспект. Какие новые инициативы сегодня вызывают особый резонанс в среде логистических операторов? Какой эффект Вы ожидаете от вступления данных нормативных актов в силу? В том числе как они скажутся на деятельности Вашей компании?

Законодательные нововведения происходят постоянно, многие из них требуют дополнительных усилий при организации логистики, но из прошлого опыта я не могу вспомнить ни одного законодательного акта, который заметным образом ограничил бы наше развитие. Мы быстро адаптируемся к новым условиям, часто повышая объемы услуг за счет лучшей подготовки к событию, как это было, например, при введении обязательной маркировки при импорте товаров в ЕАЭС или внедрении помарочного учета в отношении алкогольной продукции. И на горизонте сейчас также не видим каких-то «грозных» для нас будущих законодательных нововведений. Самая большая угроза – нестабильная слаборазвивающаяся экономика.

Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста? Какие коррективы вносит компания в связи с изменяющейся рыночной конъюнктурой?

Услуга собственно транспортировки и набор сопутствующих услуг все меньше становится предметом продаж. Опыт работы TELS показывает значительный рост клиентского интереса к комплексным логистическим решениям – 3PL-логистике, кастомизированной под индивидуальные требования. На «входе» сразу задается множество условий и критериев, и клиент ожидает выгодного решения, причем иногда просит дать несколько вариантов логистических схем.

Для повышения конкурентоспособности приходится проводить серьезные структурные изменения, адаптировать свои бизнес-модели под стандарты и специфические требования ключевых клиентов. Генеральная идея таких изменений – «расслоение» компании на «клиентский» и «транспортный» уровень: клиент-менеджер работает с клиентом (его планами, требованиями, бюджетом и пр.) и организует логистику с привлечением транспортных отделов компании.

Старые «продуктовые» модели сотрудничества еще востребованы и занимают пока значительную долю в продажах, но эволюция явно идет в сторону «сервисной» модели. Под эти изменения эволюционируют и наши бизнес-процессы – здесь мы ориентируемся на SCOR-модель как стандарт проводимых изменений.

Вместе с ростом комплексных услуг усиливается фактор отраслевой специализации, от которой ожидают надежности и снижения затрат. Растут ожидания клиентов, что логистический провайдер: а) должен отвечать специальным требованиям и иметь готовые отлаженные решения по организации доставки его грузов; б) заниматься проактивной оптимизацией логистических бюджетов клиента. В долгосрочных соглашениях с некоторыми клиентами уже заложены условия, что мы должны изыскивать способы ежегодно снижать уровень его логистических затрат на сколько-то процентов.

Для удовлетворения этих ожиданий в рамках компании создаются специализированные структуры, в которых собираются соответствующие специалисты и аккумулируется опыт. Эти структурные подразделения (иногда, проектные группы) прорабатывают и оптимизируют логистику в определенной сфере, стремясь создать при этом максимальные конкурентные преимущества.

Если говорить о сегментах ТЛУ в разрезе географических рынков, сейчас идет мощное развитие импорта из Китая. Развивающаяся инфраструктура сухопутной доставки грузов в комплексе с традиционной морской доставкой создает новые возможности для оптимизации логистики на этом направлении.

Общий интерес к контейнерным ж/д-перевозкам из Китая у наших российских клиентов рос последние несколько лет, хотя до 2017 года включительно заметного увеличения спроса на эти услуги не отмечалось. Но в 2018 году случился взрывной рост наших контейнерных ж/д перевозок как из Китая, так и в Китай.

Объем услуг Департамента сборных грузов ГК TELS ежегодно прирастает в среднем на 20%, что, в первую очередь, связано с постоянным поиском путей оптимизации схем доставки. Для примера, из некоторых «дальних» европейских стран, как, например, Германия и Италия, срок доставки мелкопартионных грузов сократился до 5-6 дней с сохранением практически той же цены, как за стандартную двухнедельную доставку. В этом растущем сегменте компания значительно увеличила штат сотрудников Департамента (уже больше 50), которые занимаются исключительно доставкой сборных грузов.

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств?

Конкуренция на рынке ТЛУ всегда была очень высокой. Сегодняшний этап развития логистического рынка России характеризуется выделением явных лидеров, которые укрупняются дальше и забирают на себя все большие объемы рынка. Конкуренция перешла «на уровень выше» — в сегмент сложного комплексного обслуживания с интеграцией в цепочки поставок.

Усиливается проникновение на российский рынок ТЛУ глобальных логистических провайдеров, но их стратегия развития на нашем рынке пока не озвучивается. Возможно, это связано с политическими факторами, поскольку: во-первых, на планы глобальных операторов в сильной степени влияют различные политические решения (а сегодня политическая обстановка нестабильна); во-вторых, громко обозначать свой интерес к ведению бизнеса в России сегодня «не популярно».

Мы периодически слышим о возникновении альянсов между логистическими операторами из разных сегментов с целью выстраивания общих цепочек поставок, но о каких-то «сделках века» или «ужасающих банкротствах» на рынке ТЛУ России пока не слышно.

Каких результатов ожидаете от 2019 года в контексте Вашей компании, а также Вашего сегмента рынка ТЛУ?

В 2019 году рост услуг Группы компаний TELS в транспортных заказах планируется на уровне 15%. Ожидаем развития мультимодальных перевозок из Китая, в сегменте железнодорожных перевозок из КНР запланирован 25%-ный рост. Примерно на четверть увеличим объемы услуг по перевозке сборных грузов из Европы, расширив при этом региональную географию доставки этих грузов в РФ.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2019-2020 годы? В каком направлении Вы намерены развиваться? Планируете ли Вы расширять спектр услуг, расширять географию перевозок, увеличивать или модернизировать парк, приобретать / арендовать новые складские площади, внедрять новые IT-решения?

В ближайшие годы в области транспортных услуг в компании TELS будут реализованы программы по дальнейшему развитию внутриевропейских перевозок (между странами ЕС), оптимизации экспортных автомобильных грузоперевозок, расширению спектра услуг Департамента сборных грузов, увеличению доли на рынке «третьих стран», а также развитию отраслевой специализации по ряду направлений.

Собственный автопарк компании TELS последние несколько лет увеличивался в среднем на 50 автосцепок ежегодно, такая же динамика роста планируется и дальше. Одновременно с этим парк обновляется более современным подвижным составом и полуприцепами различной конструкции.

В сфере IT в компании сейчас реализуются 5 проектов, которые в ближайшее время расширят аналитические функции нашей информационной системы, усилят наши возможности по интеграции с информационными системами заказчиков, повысят скорость и качество производственных процессов.

Устойчивое развитие – один из актуальных вопросов для современного бизнеса. Какие способы минимизации негативного воздействия на окружающую среду реализует Ваша компания в своей работе? Каковы Ваши планы по внедрению экологичных решений в логистические услуги?

Система экологического менеджмента в соответствии с требованиями ISO14001 действует в компании с 2008 года (в 2015 году был пройден аудит на соответствие стандартам ISO 14001:2015). И уже более 10 лет TELS подтверждает сертификат Европейского Совета Химической Промышленности CEFIC для логистики химических веществ – SQAS. В собственном автопарке TELS автомобили не ниже экологического стандарта Евро-5.

РБК Исследования рынков Российский рынок транспортно-логистических услуг 2019 30 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще