Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 4 сентября 2019
Анна Клинскова

Самыми быстрорастущими сегментами в бизнесе DHL в 2018 году были экспортная и импортная экспресс-доставка грузов

Вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России – об экспорте как о драйвере рынка ТЛУ

2018 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка транспортно-логистических услуг? Каких результатов достигла Ваша компания? 

2018 год можно назвать благоприятным для компаний индустрии экспресс-доставки. Рынок вырос как в целом, так и все составляющие его сегменты. Росту рынка способствовал рост экономики нашей страны, а также подготовка и проведение в России главного спортивного события года – чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Наша компания показала хорошие результаты по всем ключевым бизнес-показателям. Рост выручки по итогам 2018 года оказался рекордным с 2014 года.

Назовите, пожалуйста, основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?

Транспортно-логистическая отрасль и, в частности, отрасль экспресс-доставки – это обслуживающие индустрии, динамика которых зависит от темпов развития отраслей, которым они предоставляют сервис, и от экономики страны в целом. В 2018 году экономика РФ выросла на 2,3%. Прогноз роста на 2019-2020 годы находится в диапазоне 1-2%. Этого недостаточно для обеспечения стабильного роста экономики, поэтому, на мой взгляд, риск стагнации наряду с риском новых санкций и валютных колебаний – это то, что может привести к падению отрасли логистики и экспресс-доставки.

Основным драйвером рынка экспресс-доставки является сегмент B2C. Отрадно видеть, что высокими темпами растет в том числе и B2C-экспорт из России. Российские предприниматели, малый и средний бизнес, обратили внимание на быстрорастущий рынок электронной коммерции и начали делать первые шаги по освоению глобального пространства e-commerce. Компания DHL проводит большую работу по информированию СМП о возможностях выхода на зарубежные рынки, а также дает практические инструменты, позволяющие максимизировать онлайн-продажи зарубежным покупателям.

Невозможно не затронуть законодательный аспект. Какие новые инициативы сегодня вызывают особый резонанс в среде логистических операторов? Какой эффект Вы ожидаете от вступления данных нормативных актов в силу? В том числе как они скажутся на деятельности Вашей компании?

В данный момент обсуждается ряд законодательных инициатив, которые могут оказать существенное влияние на отрасль экспресс-доставки. Среди них возможность возврата НДС компаниями-экспортерами, продающими в розницу через онлайн-каналы продаж. С 2017 года вступили в силу поправки, которые позволяют вернуть НДС при розничном экспорте в случае доставки через «Почту России». Что касается заказов, доставка которых осуществляется альтернативными способами, возможность возврата НДС на проданные товары на данный момент отсутствует. Компании DHL, eBay, OZON, Farfetch при участии ряда профильных ассоциаций сформулировали предложения по внесению поправок в законодательство, которые позволят всем розничным экспортерам возвращать НДС. Принятие этих поправок сделает товары российских производителей на глобальном рынке электронной коммерции более конкурентоспособными и окажет благоприятное влияние на развитие несырьевого экспорта из России, что, в свою очередь, позволит выиграть всем отраслям, обсуживающим экспортную электронную торговлю. 

Компания DHL также принимает активное участие в обсуждении всех законодательных актов, направленных на совершенствование таможенных операций в отношении экспресс-грузов.

Санкционный аспект сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей. Насколько он повлиял на деятельность вашей компании, и какие факторы сегодня изменяют географию перевозок?

Со стороны бизнеса экспресс-доставки мы не заметили существенных изменений в географии экспортно-импортных перевозок. На протяжении ряда лет Китай является крупнейшим направлением по импорту, объемы на котором продолжают расти год от года. Несмотря на санкции, в числе ТОП-5 стран, из которых в Россию приходят экспресс-грузы, находятся США и страны Европы. Основными экспортными направлениями в нашем бизнесе являются США, страны Западной Европы и Евразийского таможенного союза. Среди экспортных направлений, показывающих самый высокий рост можно выделить США. Это объяснимо. В последние два года динамично развивается розничный экспорт из России, чему способствуют как программы государственной поддержки экспорта, так и усилия крупных игроков, работающих с сегментом розничного экспорта: маркетплейсов, логистических операторов, финансовых институтов.

Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста? Какие коррективы вносит компания в связи с изменяющейся рыночной конъюнктурой?

Самыми быстрорастущими сегментами в бизнесе DHL в 2018 году были экспортная и импортная экспресс-доставка грузов. Импорт грузов показал рекордные темпы роста как в объемном, так и в стоимостном выражении, особенно в конце 2018 года. Этому в том числе способствовало ожидаемое с января 2019 года повышение НДС и понижение порога беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов. Стабильно хорошая динамика бизнеса наблюдалась в сегменте экспресс-доставки грузов на экспорт, где драйвером роста стала продажа товаров в розницу зарубежным покупателям. Розничный экспорт из России за последние два года почти удвоился, при этом остается огромный потенциал роста этого бизнеса, что, в свою очередь, благоприятно повлияет на индустрию экспресс-доставки в ближайшие годы. Мы делаем большую ставку на развитие этого сегмента, уделяя серьезное внимание работе с предпринимателями, участию в образовательных проектах, реализуемых организациями по поддержке экспорта, проводим собственные мероприятия, в рамках которых рассказываем о возможностях выхода на зарубежные рынки, особенностях продаж через онлайн-каналы и ключевых факторах успеха. Мы активно делимся с российскими предпринимателями экспертизой в области развития бизнеса международной электронной коммерции, накопленной в разных странах мира, а также рассказываем истории успеха предпринимателей из России и других стран мира.

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств?

В сегменте внутрироссийской экспресс-доставки существует довольно серьезная конкуренция, при этом рынок остается в высокой степени фрагментированным. Существует значительное число небольших игроков, которым будет все сложнее конкурировать с федеральными операторами. Думаю, что в ближайшие 2-3 года можно ожидать дальнейшего укрупнения рынка путем слияний и поглощений, а также ухода с рынка небольших игроков, которые не смогут конкурировать с крупными провайдерами или найти свою нишу.

На глобальном рынке экспресс-доставки представлены всего три компании-оператора (до поглощения одним игроком другого было четыре), они также представлены и в России. В связи со сложностью и капиталоемкостью данного бизнеса появление на мировом рынке новых конкурентов крайне маловероятно.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2019-2020 годы? В каком направлении Вы намерены развиваться? Планируете ли Вы расширять спектр услуг, расширять географию перевозок, увеличивать или модернизировать парк, приобретать / арендовать новые складские площади, внедрять новые IT-решения?

В 2019 году мы ожидаем замедления роста рынка по сравнению с предыдущим годом. Наши планы предполагают дальнейший рост бизнеса в России.

Наша компания постоянно совершенствует продукты для наших клиентов, а также внедряет решения, повышающие эффективность нашей работы. Два года назад мы запустили уникальный инструмент для наших клиентов –представителей электронной торговли, который позволяет их покупателям управлять доставкой своих заказов, выбирая удобные способы доставки товара и оплачивая таможенные платежи онлайн. Данный инструмент работает в 160 странах на 50 языках. В текущем году наши корпоративные клиенты перейдут на новое, еще более совершенное ИТ-решение для взаимодействия с нашей компанией. Решения, используемые нашими сотрудниками, также постоянно модернизируются. Что касается нашего автопарка, мы обновляем автомобили по достижению пробега в 100 тыс. км или после пяти лет эксплуатации. Таким образом, процесс модернизации парка происходит постоянно. В нашем парке есть и электромобили, которые весьма неплохо показали себя в ходе эксплуатации, имеют преимущества парковки, и что самое важное – не оказывают негативного влияния на окружающую среду.

Устойчивое развитие – один из актуальных вопросов для современного бизнеса. Какие способы минимизации негативного воздействия на окружающую среду реализует Ваша компания в своей работе? Каковы Ваши планы по внедрению экологичных решений в логистические услуги?

Мы являемся пионерами в области «зеленой» логистики. В 2017 году в рамках Миссии 2050 Группа компаний Deutsche Post DHL, в которую входит компания DHL Express, поставила перед собой цель к 2050 году полностью исключить вредные выбросы, связанные с логистической деятельностью. В частности, для доставки в Германии и других странах Европы уже используется собственная разработка компании, инновационное электрическое транспортное средство – StreetScooter.

Кроме того, в рамках Миссии 2050 мы приняли на себя обязательство высаживать миллион деревьев каждый год. Команды наших корпоративных волонтеров по всему миру с удовольствием участвуют в акциях по высадке деревьев и вносят свой вклад в сохранение нашей планеты.

Мы также постоянно обновляем парк самолетов, стремимся использовать новые модификации с более низкими выбросами в окружающую среду. Так, в 2018 году компания DHL Express приобрела четырнадцать новых Boeing 777 Freighter. Новые самолеты отличаются минимальным потреблением топлива и самым высоким уровнем надежности. Их использование позволит нам снизить объем выбросов CO2 на 18% по сравнению с прежним парком.

РБК Исследования рынков Российский рынок транспортно-логистических услуг 2019 100 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще