В 2017 г. ситуация на рынке щебня была стабильной, прирост потребления оценивается «Амикрон-консалтинг» на уровне 4%. В 1 квартале 2018 г. стабильное развитие продолжилось – рост потребления оценивается в 4% к уровню 1 квартала 2017 г.
Прогнозы развития рынка щебня строятся на прогнозируемой государственными и независимыми структурами динамике развития экономики, поскольку ситуация в экономике оказывает определяющее влияние на динамику строительной активности. Рост ВВП в 2017 г. оценивается Росстатом на уровне 1,5%, по предварительным оценкам Минэкономразвития, в 1 квартале 2018 г. ВВП вырос на 1,1%, в 2018 г. Согласно большинству прогнозов, ВВП России в 2018-2020 гг. ежегодно будет расти на 1,5-2%.
В периоды роста экономики потребление щебня растет опережающими темпами над темпами роста ВВП. Рост потребления щебня в 2018 году прогнозируется «Амикрон-консалтинг» на уровне 5%, в 2019-2020 гг. – в 6‑7%. Данный прогноз реализуем при условии, что хотя бы часть задекларированных федеральными властями проектов начнет реализовываться. В случае, если начнет реализовываться все, что запланировано, рост потребления может быть и более существенным.
Цели, обозначенные в «майском указе» президента, могут оказать позитивное влияние на рынок нерудных стройматериалов. Предполагается наращивание объемов жилищного строительства, повышение безопасности и качества автомобильных дорог, изменение подходов к использованию технологий и материалов, развитие транспортных коридоров и инфраструктуры. Все это потребует все больших объемов щебня. Значительное влияние на развитие рынка может оказать развитие инфраструктуры «нового шелкового пути», лоббируемое Китаем.
Минфин и Минэкономразвития России в рамках реализации майского указа президента о стратегических задачах развития до 2024 года планируют выделить на развитие автодорожной сети 8,42 триллиона рублей. Этот проект должен стать крупнейшим из 13 национальных проектов.
В то же время, как показывает практика, инфраструктурные проекты очень легко могут быть свернуты или отложены в условиях нехватки финансирования. Одновременно с этим инфраструктурные проекты позитивно сказываются на экономике и во всем мире используется для стимулирования развития внутреннего рынка.
По оценкам экспертов, правительство в 2018 году уже просто вынуждено маркировать дорожную отрасль в качестве стратегической задачи. Власти пытаются обеспечить сохранение экономической активности за счет дорожного строительства. Расходы на дорожное строительство имеют мультипликативный эффект, положительно влияют на всю экономику.
Более подробные прогнозы содержатся в исследовании «Российский рынок щебня в 2007-2018 гг., прогнозы на 2018-2020 гг.»