Микаелян Инга,
Руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков
Справедливость подобного подхода была оценена в ходе исследования «Розничные сети по продаже одежды 2018», проведенного РБК. Рассматривались оценки респондентов в отношении одежды российского производства по трем характеристикам: изучались ценовое восприятие («дешевая» – «дорогая»), качество пошива («качественная» – «некачественная»), а также современность кроя («современная» – «старомодная») одежды отечественного производства.
Вопреки негативным ожиданиям относительно посредственного имиджа России как страны-производителя одежды, исследование показало непредвзятость покупателей к отечественным брендам, отшивающим продукцию в стране. В настоящее время 4 из 10 опрошенных покупателей не сомневаются в качестве одежды российского производства. Критику в адрес швейных компаний выражают лишь 26% респондентов. Подобный результат говорит в целом о позитивном отношении покупателей к товарам, производимым в России. Однако некоторую долю горечи добавляет чрезмерная требовательность и критичность молодежи. Респонденты в возрасте от 18 до 24 лет отдают предпочтение импортной продукции, сомневаюсь в качестве российских брендов. На восприятие оказывает влияние опыт прошлых лет: если для старшего поколения мерилом качества является советское время, то для молодежи – 90-е, нулевые года, в которых качественная одежда носила исключительно импортный характер. Поэтому неудивительно, что 29% покупателей в возрасте 18-24 лет характеризуют отечественную одежду как качественную, а почти 37% – выбирают полярную точку зрения.
38% респондентов склонны считать российскую одежду дорогой, а 18% оценивают ее, как доступную. Популярность подобных ответов продиктовано пониманием экономики производства. На сегодняшний день в глазах отечественных покупателей одежда российского производства не может конкурировать с азиатскими фабриками ввиду более низкой себестоимости производства последних. Различие в стоимости подчеркивается популярностью китайского онлайн-ретейлера AliExpress, позволяющего потребителям воочию оценить масштаб различий в стоимости. С другой стороны, восприятие цены формируется посредством сравнения российских брендов с зарубежными аналогами. Именно поэтому молодежь, ориентированная на европейские марки, более склонна оценивать продукцию отечественного производства как дешевую. Наличие большого количества российских брендов женской одежды в среднем, среднем+ ценовых сегментах позволяет покупательницам считать отечественные марки более дорогими. 44% опрошенных женщин разделяют данное мнение, среди мужчин подобное отношение выражают 33% покупателей.
Оценка современности кроя одежды российских марок носит более неопределенных характер. 20% респондентов оценили одежду, произведенную в стране как современную. При этом противоположного мнения придерживаются 14% респондентов. Подобный разброс оценок говорит о несформированности взглядов потребителей к одежде российского производства, так и о большей концентрации покупательского внимания на характеристиках цена-качество.
Как показало исследование, на сегодняшний день имидж российских брендов оценивается скорее позитивно. Некоторые сложности возможны при позиционировании брендов как отечественных среди молодежной аудитории. Однако грамотная реклама, качество и современный крой изделий при верной стратегии ценообразования может нивелировать предвзятость и критичность самой взыскательной публики.