Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 30 января 2018
Никита Пушкарёв

Мы видим большие изменения в структуре грузопотоков

Коммерческий директор GEFCO в России о росте локального производства в целях импортозамещения и раскрытия экспортного потенциала

2015 – 2016 годы оказались сложными для многих компаний, как из сферы ретейла, так и промышленности. Падение потребительского спроса, а также рост издержек ввиду девальвации рубля существенно усложнили правила игры на рынке. Как Вы можете охарактеризовать прошедшие годы? Каких результатов достигла компания вопреки, а, может быть, и благодаря сложившейся рыночной конъюнктуре?

За последние несколько лет российский рынок уменьшился, но на текущий момент он стабилизируется, а также показывает рост в определенных отраслях промышленности. Результаты Группы GEFCO за 2016 год отражают значительный рост, который обусловлен увеличением узнаваемости бренда на мировом рынке, а также ростом доли аутсорсинга в логистике – клиенты все больше начинают доверять провайдерам логистических услуг свои грузы, убеждаясь в том, что логистический аутсорсинг предоставляет компании-грузовладельцу возможность экономии, доступа к знаниям рынка и текущих тенденций на нем, и возлагает ответственность за качество услуг на оператора. Текущий рост и параллельная диверсификация нашего бизнеса за последние годы в России позволила расширить клиентский портфель более чем на 20%.

Мы изменили принципы работы по некоторым проектам в России, где исторически ценообразование происходило в иностранной валюте, были согласованы новые схемы пересмотра тарифов. Волатильность значительным образом влияет на стабильность работы с клиентами, а риски, при долгосрочных международных проектах, резко увеличились из-за сложности экономической прогнозируемости.

Вместе с тем структура экономики изменилась. Был момент, когда импортные грузы поступали в Россию в большом объеме, а экспортный грузопоток, в сравнении, был достаточно низким. Сейчас наблюдается тренд к сбалансированию этих двух потоков. Россия исторически много импортировала, но сейчас мы видим рост локальных производств, который нацелен не только на импортозамещение, но и на активный экспорт. Мы видим большие изменения в структуре грузопотоков, значительно увеличились объемы грузов по направлению Россия – Китай. После 2014 г. в GEFCO отмечается рост доли клиентов из различных отраслей, которые оперируют грузами внутри России, а также занимаются различными проектами национального масштаба.

Довольно значительный резонанс получили многие законодательные проекты, регулирующие деятельность транспортно-логистических операторов. Это и «Платон», и «пакет Яровой», а также система регулирования труда и отдыха водителей… Как Вы в целом оцениваете инициативы регулятора? Какие последствия – позитивные и негативные – Вы ожидаете и уже ощутили ввиду принятия подобных законопроектов?

На наш взгляд, в России существует тенденция к упорядочиванию процессов, касающихся непосредственно транспортного рынка. С этой точки зрения система «Платон» упростит регулирование, модернизацию и обслуживание автодорожной инфраструктуры. Безусловно, внедрение нового проекта повлияло на себестоимость тарифов на рынке логистических услуг, но на формирование их финальных значений влияет целый ряд факторов: рынок, курс, инфляция, налоги, акцизы, прибыль компании и др. При этом повышение тарифов для крупных логистических операторов не столь ощутимо, в то время как для средних и мелких перевозчиков это достаточно серьезная нагрузка в текущей экономической ситуации. Самое важное здесь – сохранение прогнозируемости скорости доставки и стоимости услуг. 

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств, или пока еще существуют возможности для экстенсивного роста? Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста?

Все большую ценность и значение приобретает функция перевозки, а не наличие активов для осуществления перевозки, мы полагаем, что рост игроков логистического рынка России будет усиливаться, поскольку в бизнесе российских компаний меняется подход к логистике. Многие компании-грузовладельцы уже готовы обсуждать и даже передавать логистические функции на аутсорсинг для увеличения эффективности своего бизнеса.

Российский рынок транспортно-логистических услуг является высококонкурентным вследствие большого количества транспортных компаний и низкого порога входа. Существует большое количество международных операторов, компаний федерального уровня и сильных региональных игроков. Мы полагаем, что, как и во всем мире, российский рынок ожидает консолидации и в ближайшее время мы станем свидетелями крупных слияний и поглощений. 

Ощущаете ли Вы тенденции по улучшению рыночной ситуации?

Рост продаж GEFCO в России в 2017 году ожидается примерно на уровне 20%. Глобально GEFCO будет расти значительно медленнее, на 4–5%. Очевидно, что для нашей компании Россия – страна для значительной экспансии.

В целом мировой рынок логистических услуг растет как динамика валового мирового продукта (ВМП). В течение нескольких лет логистический рынок показывал рост в 8%, т.е. вдвое быстрее ВМП (на уровне 4–5%). В силу текущих обстоятельств, мы предполагаем, что в настоящее время рост рынка логистических услуг находится либо на одном уровне с показателем роста ВМП, либо немного опережает его.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2018 год? Намерены ли Вы расширить географию доставки, филиальную сеть, внедрить умные логистические решения, обновить парк транспорта или приобрести/арендовать новые складские площади?

GEFCO в России присутствует с 2003 года и с самого начала была поставлена цель – осуществлять перевозки по всем важнейшим направлениям. В 2017 году мы уже открыли филиалы в Челябинске и на Дальнем Востоке для усиления коммерческой и операционной силы в непосредственной близи с нашими целевыми клиентами. Повышенное внимание мы уделяем перспективам оказания услуг для клиентов фармацевтического сегмента, а также области срочных (критичных) авиационных перевозок. Большой потенциал для роста мы видим в мультимодальных логистических направлениях, где основным ядром выступает железнодорожное плечо. Учитывая расстояние и географию России, этот масштабный сегмент рынка обязан быть во внимании.

РБК Исследования рынков Российский рынок транспортно-логистических услуг 2017 79 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще