2015 – 2016 годы оказались сложными для многих компаний, как из сферы ретейла, так и промышленности. Падение потребительского спроса, а также рост издержек ввиду девальвации рубля существенно усложнили правила игры на рынке. Как Вы можете охарактеризовать прошедшие годы? Каких результатов достигла компания вопреки, а, может быть, и благодаря сложившейся рыночной конъюнктуре?
Безусловно, за последние годы игра усложнилась, но наша компания сумела адаптироваться к рыночной ситуации. В ходе применения антикризисных мер мы старались не только не потерять текущие объёмы, но и приобрести новые: были сокращены расходы, выработаны такие логистические схемы, при которых клиент не почувствовал бы серьезных колебаний цены, а уровень сервиса оставался по-прежнему высоким.
Но в целом, должен отметить, что кризисные годы всегда идут на пользу рынку, т.к. чтобы сохранить своих клиентов каждая компания начинает работать продуктивнее и ищет пути решения вопросов и трудностей, с которыми сталкивается. В итоге сильные становятся еще сильнее, а слабые отсеиваются.
Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств, или пока еще существуют возможности для экстенсивного роста? Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста?
Конкуренция на рынке транспортно-логистических услуг есть, ведь площадок для деятельности осталось мало. По сути три крупнейшие из них: «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл». Мы, разумеется, заинтересованы в сотрудничестве с гигантами отрасли, поэтому участвуем в тендерах и стараемся проявить себя с наилучшей стороны в выполнении своих обязательств по заключенным контрактам.
Непростая ситуация на рынке транспортно-логистических услуг, как и любых других, производит естественный отбор среди участников рынка: трудности делают сильнее, если вы способны их преодолеть. Поэтому маленькие компании, вполне вероятно, будут поглощены их более успешными конкурентами. Слияние на равных также считаю возможным, ведь в этом случае партнеры, объединившись, имеют возможность вырасти и съесть наиболее «лакомый кусок пирога».
Какие изменения могут произойти в 2018 году? Какие факторы и каким образом окажут положительное или отрицательное влияние на развитие отрасли за этот период?
Конечно, еще рано подводить итоги этого года, но, в частности, наша компания ожидает положительных тенденций, одна из которых – объединение усилий операторов по совместному участию в логистических схемах в целях оптимизации своих расходов, что в конечном итоге приведет к снижению цены для потребителя.
К сожалению, с каждым годом все большее влияние на развитие отрасли производит уменьшение объёмов грузов. Вместо железнодорожного транспорта нефтяные компании отдают предпочтение трубопроводу, у которого есть ряд определенных преимуществ. Так, например, только ПАО «Лукойл» в 2017 году перевел более 3 млн тонн светлых нефтепродуктов, как принято говорить, «в трубу».
Ощущаете ли Вы тенденции по улучшению рыночной ситуации?
2017 год уже можно считать вполне удачно сложившимся для нашей компании – нам удалось поднять объемы – к октябрю мы перевезли 18 млн тонн нефтепродуктов.
Что касается ситуации в целом, нельзя не отметить, что ОАО «РЖД» проводится политика по привлечению высокодоходных грузов на железную дорогу. Ряду компаний предоставлены понижающие коэффициенты к текущим тарифам, что позволило сохранить объемы и предотвратить уход на альтернативный транспорт.
Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2018 год? Намерены ли Вы расширить филиальную сеть, внедрить умные логистические решения, обновить парк транспорта или приобрести/арендовать новые складские площади?
Мы не можем стоять на месте, нужно постоянно совершенствоваться, чтобы оставаться в числе лидеров отрасли. Поэтому в нашей компании всегда тщательно следят за степенью изношенности парка цистерн. По мере необходимости происходит списание физически и морально устаревшего подвижного состава. Взамен компания приобретает инновационные нефтеналивные цистерны с большим объёмом и газовые контейнеры. Наличие собственных филиалов в Нижнем Новгороде, Орске, Краснодаре и Санкт-Петербурге позволяет контролировать качество их последующего ремонта. В будущем это даст нам возможность минимизировать издержки эксплуатации подвижного состава.
Для повышения эффективности компании инвестируете ли Вы в обучение сотрудников? Какие технологические новации, разрабатываемые или приобретаемые Вами, способствуют повышению конкурентоспособности компании на рынке? Имеются ввиду инновации в сфере складских услуг, отслеживания местоположения и состояния грузовых автомобилей и перевозимых ими товаров, а также повышения скорости доставки.
Инвестиции в обучение сотрудников – важный стратегический момент в управлении компанией. Это именно тот нематериальный актив организации, который позволяет впоследствии находить более эффективные логистические решения. Этим ресурсом надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Наши сотрудники часто посещают семинары и обучающие лекции. Я считаю очень важным проводить периодическую ротацию кадров, потому что необходимо понимать клиента, смотреть на его пожелания, требования и точку зрения с разных сторон.
Что касается технологических инноваций, мы используем программное обеспечение, разработанное индивидуально под наши потребности, которое позволяет в режиме реального времени контролировать подвижной состав и оперативно принимать меры по оказанию услуг по доставке грузов в срок с минимальными затратами.