Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 января 2018
Юрий Зайцев

В цифровой экономике побеждает тот, кто готов и умеет экспериментировать с технологиями

Руководитель цифровой лаборатории Softline о перспективах онлайн-торговли, персонализации, чат-ботах и других технологиях, меняющих облик традиционного ретейла

– Как Вы оцениваете текущее состояние рынка e-commerce в России и его потенциал? Как в ближайшие годы будет расти объем российского рынка цифрового ретейла? Каковы будут основные сегменты роста: одежда, бытовая и цифровая техника и т.д.?

Рынок активно развивается и имеет значительный потенциал роста. Онлайн и мобильная торговля растут намного быстрей традиционной, и в ближайшей перспективе будут оставаться ключевыми драйверами ретейла. Лидирующие «традиционные» ретейлеры больше не считают онлайн-торговлю еще одним, небольшим, каналом продаж. Это заметно не только по заявлениям первых лиц ведущих компаний, но и по проектным активностям и запуску новых digital-сервисов. Потребительские тренды и меняющееся потребительское поведение действительно открывают новые возможности для развития онлайн каналов, что делает диджитализацию клиентского опыта необходимостью для успешного развития бизнеса.

На международном рынке есть хорошие примеры успеха: компания Tesco осуществляет 15% своих продаж в digital каналах. Это действительно высокий показатель. Если российские ретейлеры будут следовать примеру западных коллег и наращивать продажи в цифровых каналах, то по оценке Цифровой лаборатории, уже к 2020 году доля онлайн-торговли может достичь 7% от российского рынка ретейла. Важно понимать, что шансы на успех не равны для всех. Так в 2017 году один из лидеров ретейла в сегменте бытовой техники добился выдающихся результатов даже на фоне международных лидеров в диджитал – средняя доля интернет-продаж за год превысила 15% оборота компании.

Мы наблюдаем пики активности в различных сегментах. Food retail в России долгое время занимал выжидающую позицию. Если 17 лет назад компания «Утконос», старейший онлайн-гипермаркет, не имела прямых конкурентов, то сейчас наблюдается «лавинный» эффект, и все больше и больше игроков вынуждены создавать и развивать различные e-commerce решения. Только в этом году несколько крупных food retail сетей запустили онлайн-сервисы по продажам продуктов. Fashion retail показывает самые интенсивные темпы роста: все крупные игроки уже создали свои электронные площадки – как гиганты marketplace Lamoda и Wildberries, так и монобренды Zara, H&M и прочие. Но есть и исключения: компания Gloria Jeans с многомиллиардным оборотом не имеет своего онлайн канала продаж. Сложно прогнозировать, но компании, которые не идут по пути цифровой трансформации, постепенно начнут терять долю на рынке, у них ухудшатся финансовые показатели, и со временем все может закончится крайне печально.

Безусловно у компаний c видением перспективы развития цифрового ретейла, готовых инвестировать в создание совершенного клиентского опыта и обладающих передовыми компетенциями создания диджитал-сервисов, шансы на успех выше. Это история не одного проекта и не одного года.

– С какими проблемами наиболее часто сталкивается российский e-commerce на текущем этапе развития? Какие решения для интернет-торговли являются наиболее перспективными на данном этапе? Какие технологические драйверы роста наиболее активно разрабатываются и применяются в России: big data, облачные технологии, боты и т.п.?

Компаниям, которые не начали заблаговременно готовиться к цифровой трансформации, будет очень сложно адаптироваться в современном мире: несмотря на лояльную аудиторию, барьер входа на рынок онлайн-торговли очень высок. Требования потребителя очень разнообразны, и затраты, которые потребуются для запуска успешного проекта, могут быть высоки. Компаниям, без большого опыта на рынке e-commerce, сложно догнать лидеров и создать что-то действительно релевантное. У маленьких игроков преимущество: они вынуждены экспериментировать и искать новые ниши. Они вынуждены думать, как создать большую ценность для клиента. Крупные компании могут испытывать проблемы с трансформацией: им сложно оперативно принимать решения, добиваться процесса согласования и дальнейшей реализации.

Изменения – это всегда сложно. К ним могут быть не готовы как руководство компании, так и менеджеры среднего звена. Для сегодняшних задач ретейлеров практически не осталось простых решений – ты должен экспериментировать и быть готовым меняться в условиях неопределённости. В цифровой экономике побеждает тот, кто готов и умеет экспериментировать с технологиями в рамках всей цепочки создания ценности.

Технологии, которые используются в интернет-торговле, могут быть уникальными, а могут использоваться и в других отраслях. Многое зависит от бизнес-модели конкретно взятого магазина. Сегодня для того, чтобы создать конкурентоспособную компанию e-commerce недостаточно просто создать ассортимент, удобный интерфейс. Нужно продумать логистику, разобраться с поставщиками, продумать медийную стратегию и прочее. Все движется в сторону персонализации: решения основываются на знаниях, технологии упрощают жизнь компаниям и клиентам. Например, у компании Amazon треть продаж совершает рекомендательный сервис – искусственный интеллект, в основе которого лежат обработка больших данных и алгоритмы машинного обучения.

Чат-боты сейчас на вершине популярности, но для того, чтобы успешно их использовать, требуется не только знание самой технологии, которая не является новой, но и понимание болей и проблем клиента. Если просто заменить всех людей чат - ботами, это скорее создаст проблемы для бизнеса. Чат-боты полезны для решения точечных задач - они решат проблемы транзакционных издержек, оптимизации взаимодействия с клиентом.

– Можно ли говорить о том, что российские онлайн-площадки не отстают от зарубежных аналогов по используемому софту? В чем заключается польза облачных решений для интернет-торговли?

Однозначной позиции нет. Софт не является решающим фактором, который определяет успешность компании. Уровень доступности технологий одинаковый для любого предприятия электронной торговли. Все находятся в равных условиях. Другой вопрос в наличие компетенций для использования этих технологий. Передовые практики построения цифровой платформы ретейлера сводятся к созданию «невидимой инфраструктуры», сервисно-ориентированной архитектуры и индивидуального клиентского опыта. Для решения этой задачи вопрос используемого софта не является определяющим. Польза облачных решений для онлайн ретейла, по опыту Цифровой лаборатории, очевидна для большинства компаний: безграничная масштабируемость вычислительных мощностей для обработки больших данных. Если к вам придет весь интернет, то облачная инфраструктура без проблем обработает все запросы пользователей.

– Ваших клиентов условно можно отнести к трем группам: крупные корпоративные клиенты, средний и малый бизнес и государственные компании. Можно ли говорить в связи с этим, что в период рецессии спрос на софт со стороны какой-либо из трех групп сократился? Или, напротив, увеличился? Все ли цели на текущий год были достигнуты, и какие задачи Вы ставите себе на следующий год?

Мы не видим явного тренда на падение или рост спроса во время рецессии. Компании, которые осознают необходимость цифровой трансформации, стараются повысить вложения в технологии, соответственно их затраты растут.

В 2018 году мы хотим масштабировать модель цифровой лаборатории, поскольку видим, что количество запросов на рынке увеличивается. На основании работы с нашими клиентами, мы убедились, что те компетенции, которые мы аккумулируем в цифровой лаборатории, те услуги, которые мы предлагаем, востребованы на рынке. Запрос на цифровую трансформацию существует практически у всех компаний. Когда создавалась цифровая лаборатория, то мы ставили очень амбициозные цели, и в некоторых областях мы выполнили план на 200%. Мы очень хорошо продвинулись в реализации бизнес-модели, собираемся наращивать мощности и двигаться только вперед.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли: товары 2016 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще