Несмотря на прохождение пика кризиса, не обошлось без громких закрытий и ухода с российского рынка глобальных брендов. В частности, покинула рынок английская сеть Mamas&Papas, закрылись магазины итальянской Prenatal.
В результате подобных изменений уменьшилась по сравнению с прошлым годом доля сетей, развивающихся по франшизе: с 20,8 до 10,5%. Соответственно сократилась и доля открытых по франшизе магазинов: с 34,6 до 25,7%. Вероятно, в условиях высокой конкуренции с универсальными сетями далеко не все специализированные бренды являются привлекательными для инвестирования. Но даже сети со стабильным пулом партнеров отмечают падение интереса к франчайзингу и концентрируются на работе с уже имеющимися партнерами.
Анастасия Василькова, директор по развитию Choupette, видит несколько причин сокращения доли франчайзиновгых магазинов: «бум на франчайзинг … уже успел себя дискредитировать большим количеством недобросовестных франчайзинговых концептов». Наряду с этим эксперт отмечает и то, что у частного сектора нет средств для того, чтобы «рискнуть и вложиться в собственный бизнес».
Активизировать спрос на франшизы стараются ведущие ретейлеры, предоставляя поддержку своим партнерам. Однако сломить недоверие франчайзи особенно сложно в условиях непростой экономической ситуации.
Российская экономика только начала медленный рост после рецессии, и пока это слабо отражается на предпринимательской уверенности в сфере розничной торговли. Значения соответствующего опережающего индекса, измеряемого Росстатом, для трех кварталов 2017 года далеки от значений 2013 года. Летом глава Центра стратегических разработок Евгений Кудрин отмечал, что российская экономика вышла из рецессии, но не из кризиса. Пока это явно сказывается на уровне интереса к франчайзинговым предложениям.