В 2022-2023 гг численность поездок на международных автобусах в России выросла в 3 раза и составила 1,65 млн поездок в 2023 г.
Отрасль восстанавливалась после падения 2020-2021 гг, основными причинами которого послужили меры по борьбе с коронавирусной инфекцией. В 2021 г заболеваемость коронавирусом пошла на спад, однако карантинные меры в отрасли международных автобусных перевозок продолжали действовать и даже были усилены. Лишь в 2022 г ограничения, вызванные пандемией, начали сниматься. Численность поездок международным автотранспортом в России выросла в 2022 г в 2,3 раза, до 1,26 млн поездок.
В 2023 г численность поездок на международных автобусах в России выросла еще на 31,2%. Основным фактором роста стало продолжающееся восстановление автобусного сообщения с Беларусью, Казахстаном и другими странами ближнего зарубежья. Кроме того, в 2023 г начало постепенно восстанавливаться автобусное сообщение России с Китаем, которое было прекращено еще в 2020 г. На конец 2023 г действовали автобусные маршруты из России по следующим направлениям: Суйфэньхэ, Хуньчунь, Маньчжурия и ряд других.
В 2023 г общая численность поездок на международных автобусах в России достигла 1,65 млн. Это оказалось ниже уровня 2019 г, прежде всего потому, что автобусное сообщение с Украиной, ранее довольно оживленное, сократившись в 2020-2021 гг по причине пандемии, так и не восстановилось в последующие годы по политическим причинам.
Сходная ситуация наблюдалась и в автобусном сообщении со странами ЕС: после падения числа поездок в условиях пандемии полноценного восстановления автобусного сообщения с этими странами в 2022-2023 гг также не произошло.
«Анализ рынка международных автобусных перевозок в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка. В обзоре приведена статистика транспортных средств, маршрутов, учреждений и персонала, пассажиров, указаны цены услуг, стоимостный объем рынка, пассажирооборот, финансовые и инвестиционные показатели отрасли, профили предприятий отрасли.
В обзоре приведены рейтинги до 100 предприятий, занимающихся международными автобусными перевозками. Рейтинги построены по отдельным юридическим лицам. Дополнительно приведены подробные профили пяти ведущих предприятий отрасли. В рейтингах и профилях учтены юридические лица, информация по которым содержится в базах Федеральной службы государственной статистики.
В обзоре отдельные показатели детализированы по регионам страны.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Маршруты
Дороги
ПЕРСОНАЛ
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
Рейтинг предприятий отрасли (юрлиц)
Профили ведущих предприятий отрасли
ГП ПО «Псковпассажиравтотранс»
АО «Тобольское ПАТП»
МКП «НГТ»
АО «Совавто-С.Петербург»
ООО «ПТК»
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность поездок
Численность пассажиров
Средний уровень пользования
Средние затраты
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА
СРЕДНЯЯ ЦЕНА ПОЕЗДКИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность предприятий международного автобусного транспорта в России в 2023 г
Таблица 2. Численность предприятий международного автобусного транспорта по форме собственности в России в 2023 г
Таблица 3. Численность автобусов общего пользования в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 4. Численность автобусов общего пользования по регионам России в 2023 г
Таблица 5. Обеспеченность автобусами общего пользования в России в 2019-2023 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 6. Численность согласованных маршрутов международного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг
Таблица 7. Численность согласованных маршрутов международного автобусного транспорта в России по направлениям в 2019-2023 гг, шт
Таблица 8. Численность согласованных маршрутов международного автобусного транспорта в России по протяженности на 13.11. 2023 г, шт
Таблица 9. Протяженность автомобильных дорог в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 10. Протяженность автомобильных дорог по видам в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 11. Протяженность автомобильных дорог по назначению в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 12. Протяженность автомобильных дорог по регионам России в 2023 г (км)
Таблица 13. Трудовые ресурсы предприятий международного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 14. Трудовые ресурсы предприятий международного автобусного транспорта по регионам России в 2019-2023 гг (чел)
Таблица 15. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий международного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 16. Средняя заработная плата сотрудника предприятий международного автобусного транспорта по регионам России в 2019-2023 гг (тыс руб в год)
Таблица 17. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 18. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 19. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 20. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 21. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 22. Численность поездок на международных автобусах в России в 2019-2023 гг (млн)
Таблица 23. Прогноз численности поездок на международных автобусах в России в 2024-2028 гг (млн)
Таблица 24. Численность пассажиров международных автобусов в России в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 25. Прогноз численности пассажиров международных автобусов в России в 2024-2028 гг (млн чел)
Таблица 26. Средний уровень пользования международными автобусами в России в 2019-2023 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 27. Прогноз среднего уровня пользования международными автобусами в России в 2024-2028 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 28. Средние годовые затраты пассажира на международные автобусы в России в 2019-2023 гг (руб в год)
Таблица 29. Прогноз средних годовых затрат пассажира на международные автобусы в России в 2024-2028 гг (руб в год)
Таблица 30. Пассажирооборот международных автобусов в России в 2019-2023 гг (млн пассажиро-км)
Таблица 31. Прогноз пассажирооборота международных автобусов в России в 2024-2028 гг (млн пассажиро-км)
Таблица 32. Оборот рынка международных автобусных перевозок в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 33. Прогноз оборота рынка международных автобусных перевозок в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 34. Средняя цена поездки на международном автобусе в России в 2019-2023 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 35. Прогноз средней цены поездки на международном автобусе в России 2024-2028 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 36. Выручка от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 37. Выручка от продаж по регионам России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 38. Коммерческие и управленческие расходы в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 39. Коммерческие и управленческие расходы по регионам России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 40. Себестоимость в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 41. Себестоимость по регионам России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 42. Прибыль от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 43. Прибыль от продаж по регионам России в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 44. Экономическая эффективность в 2019-2023 гг
Таблица 45. Структура инвестиций в отрасль в 2019-2023 гг (млн руб)
В 2023 году средняя потребительская цена на торты в России достигла 690,6 руб./кг, увеличившись за год на 7,8%. Рост продолжился и в 2024 году: по итогам января–сентября средняя цена уже составила 751,6 руб./кг. Это самый высокий показатель за последние два десятилетия — с 2004 года цены на торты выросли почти в 6 раз. Если учитывать, что средний вес торта составляет около 1,2 кг, то в 2023 году торт обходился россиянам в среднем примерно в 829 рублей, а в январе–сентябре 2024 года — уже около 902 рублей.
По итогам 2023 года объем производства пищевых и биологически активных добавок в России достиг 150 тыс. тонн, что на 21,9% больше, чем годом ранее. С 2017 года производство в стране выросло почти в четыре раза. В январе–августе 2024 года выпуск составил 109,4 тыс. тонн. Ожидалось, что по итогам всего года производство может достичь 173,9 тыс. тонн, а к 2028 году приблизиться к 250 тыс. тонн.
По итогам 2023 года объем импорта винодельческой продукции в Россию составил 350 тыс. тонн на сумму $947 млн. – такие оценки приводит компания «AnalyticResearchGroup» на основе данных таможенной статистики. Основную часть ввоза традиционно обеспечили натуральные виноградные вина (включая крепленые), на которые пришлось 93,6% в натуральном и 92,8% в стоимостном выражении. По прогнозам, к 2028 году объем поставок может сократиться до 227 тыс. тонн, тогда как в денежном выражении ожидается рост до $1,1 млрд, что указывает на возможное смещение структуры импорта в сторону более дорогой продукции.