Для России 2021-й стал вторым годом рекордов и пилотных проектов, связанных с устойчивым развитием. Состоялись первые выпуски государственных зеленых и переходных облигаций, рейтинг-лист существенно расширился. В итоге объем рынка устойчивого финансирования незначительно превысил прошлогодний прогноз агентства «Эксперт РА» и достиг в стоимостном выражении 300 млрд рублей. Лист национальных ESG рейтингов пополнился девелоперами, банками, субъектами Федерации и другими компаниями. Российские компании начали утверждать экологические политики, стратегии устойчивого развития и реализовывать проекты устойчивого развития. Переход отечественной экономики к работе в условиях новых жестких санкций и ее фактическое отключение от западных рынков капитала для многих участников рынка поставили вопрос, развивать ли дальше программы ESG-трансформации. Мы видим, что вопросы устойчивого развития остались в числе приоритетных. При этом мы ждем смены акцентов. Экспортно ориентированные ESG-цели, связанные с зелеными в западном понимании проектами и качеством корпоративного управления, потеряют значимость. Зато соответствующие локальным потребностям переходные и социальные проекты будут развиваться опережающими темпами. В условиях системно несформированного рыночными механизмами greenium, ограниченных лимитов со стороны институциональных инвесторов и УК, а также введенных санкций государственная поддержка становится критичной и для развития рынка.
― Давайте начнем с дефиниций. Кто такие представители «серебряного поколения»? Какие возрастные категории в России можно отнести к нему?
Это в большой степени обусловлено инфляционным фактором, находящим отражение во всех сегментах fashion-ретейла. Такая тенденция четко отражена и в результатах потребительского опроса «РБК Исследований рынков». В марте 2025 года более половины россиянок 18–64 лет говорили о том, что сталкиваются с определенными сложностями при выборе и покупке одежды. При этом ключевым трендом за прошедший год стало существенное смещение фокуса в ответах респонденток с ассортимента и дизайна на ценовой фактор.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок деревянного домостроения: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г.», выяснилось, что в 2024 г. наблюдался рост ввода в действие деревянных домов, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Ежегодно в России строится около 1200-1500 тыс. кв. м. деревянных домов.