22 000 ₽
Демоверсия
Маркетинговое исследование: рынок теплоизоляционных материалов в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
VTSConsulting

Маркетинговое исследование: рынок теплоизоляционных материалов в России

Дата выпуска: 15 февраля 2021
Количество страниц: 54
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 67948
22 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Перечень продуктов, анализируемых в исследовании, может быть изменен в зависимости от доступности статистических показателей

***

Цель:

Оценка состояния российского рынка теплоизоляционных материалов.

Задачи исследования:

1. Анализ рынка теплоизоляции в России.

2. Исследование инновационных решений в области теплосбережения.

3. Анализ производителей и дистрибьюторов теплоизоляционных материалов.

4. Оценка ценовой политики на рынке теплоизоляции.

Методы исследования:

1. Анализ теплоизоляционных материалов.

2. Анализ основных производителей на рынке теплоизоляции.

3. Анализ цен на теплоизоляционные материалы.

Продукция, проанализированная в исследовании:

  • стекловата;
  • каменная вата;
  • шлаковата;
  • пеностекло;
  • пенопласт;
  • экструдированный пенополистирол;
  • пенополиэтилен;
  • фольгированный пенополиэтилен;
  • пенополиуретан;
  • инновационные решения в сфере обогрева помещений и монтажа теплоизоляционных материалов.

Выдержки из исследования

Рыночная среда

Объем рынка изоляции в России напрямую зависит от объема рынка строительства и от его колебаний. В целом это определяет равномерное развитие сегмента без существенных пиков роста и падения, как правило не превышающих ***%. Рынок относится к традиционным и поэтому кризисы в строительной отрасли отражаются на нем опосредованно и смягченно.

Так,  в 2020 г. объем российского рынка минеральной теплоизоляции вырос на ***% по сравнению с 2019 г. Падение объемов продаж в период весеннего локдауна было компенсировано высоким спросом во второй половине года.

Кроме того, свою роль сыграло то, что даже в условиях карантина рынок использовал отложенный спрос на фоне провального по меркам отрасли 2019 года: так, в 2019 г. производство утеплителя сократилось на ***%, а потребление теплоизоляционных материалов в России снизилось на ***%, в результате падения темпов роста объемов строительства в стране почти до нулевого уровня - по данным Росстата, темпы строительства в России в 2019 году выросли всего на ***%.

В 2020 г., напротив,  сегмент минеральной изоляции в денежном выражении даже увеличился на ***%, достигнув *** млрд. руб. Данная тенденция была связана со значительным всплеском спроса на минеральную изоляцию после локдауна, вызванным как отложенным спросом, так и рекордно низкой ставкой по ипотеке, что привело к дефициту теплоизоляционных материалов и, как следствие, росту цен. В это же время объем производства минеральной изоляции, согласно данным Росстата, за 10 месяцев 2020 года уменьшился на ***% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

При этом в 2019 г. объем потребления минеральной изоляции составил *** млрд. руб., на ***% больше, чем в 2018 г., причем рост был достигнут исключительно за счет повышения цен – производство в количественном выражении осталось на уровне 2018 года.

В целом динамика за последние 10 лет и прогноз на два года представлены на Диаграмме 1 ниже.

Диаграмма 1. Объем рынка теплоизоляционных материалов в России

***

Как видно из данных Диаграммы, с 2010 по 2012 гг. наблюдался рост рынка, вызванный увеличением спроса на фоне восстановления после кризиса 2008 года. С 2014 по 2017 гг. имело место снижение объемов, связанное с общим падением деловой активности в стране. На фоне этих колебаний спад 2020 года, вызванный локдауном, прошел практически незаметно.

Рассмотрим прогнозы по росту рынка в ближайшие два года.

Согласно экспертным оценкам, в 2021 году рынок вернется к характерному для него умеренному росту в ***%, при этом рост в количественном и в денежном выражении должен уравняться. Так, согласно данным крупнейших производителей минеральной изоляции, уже по состоянию на конец 2020 года те регионы, где строительный сезон завершился первым (Сибирь, Дальний Восток и часть регионов Урала), стали бездефицитными, что свидетельствует о выравнивании рынка.

При этом ожидать более высоких темпов роста до 2022 года не стоит:  согласно данным Минэкономразвития рост промышленного и гражданского строительства и потребления стройматериалов тормозится за счет сокращения инвестиций в основной капитал (***% в 2020 г.) и снижения реальных доходов населения (***% в 2020 г.) на фоне последствий локдауна. Восстановление экономики до уровня 2019 г. по данным ведомства планируется не раньше 3 квартала 2021 – 1 квартала 2022 года.

По другим оценкам, в 2021 г. спад потребления в количественном выражении может составить до ***% на фоне продолжающейся стагнации в строительстве.

Такая разница в прогнозах объясняется расхождениями в оценках планируемых государственных инвестиций, которые могут стать ключом к разрешению сложившейся ситуации, либо, в случае их снижения, напротив, спровоцировать стагнацию в сегменте – в 2020 г. именно госинвестиции в федеральные целевые программы обеспечивали основной рост объемов строительства в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Сибирском (в основном – Тыва, Хакасия, Алтайский край, Иркутская, Кемеровская, Омская и Томская области) и Дальневосточном федеральных округах. Так, драйверами роста стало финансирование программ реновации и обеспечения жильем военных, строительство социальной инфраструктуры, в том числе коронавирусных госпиталей.

Далее рассмотрим структуру рынка исходя из видов теплоизоляционных материалов.

В целом, минеральная вата различных видов занимает примерно ***% от общего объема всех теплоизоляционных материалов в России.

Каменная вата (в первую очередь – базальтовая) продолжает оставаться самым популярным теплоизоляционным материалом на строительном рынке России. По итогам 2020 года доля этого утеплителя составляет около ***% от совокупного объема продаж всех видов изоляционных материалов в РФ. Следует отметить, что за последние годы доля данного материала несколько снизилась: еще в 2016 г. доля каменной ваты в сегменте была около ***%. Это связано с появлением новых материалов, таких как фольгированный пенополиэтилен, а также ростом доли рынка, занимаемой экструдированным пенополистиролом.

Наглядно пропорции деления рынка по типам изоляции представлены на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Деление рынка по видам теплоизоляционных материалов

***

Выпуск каменной ваты в 2020 г. вырос на ***%, в то время как стекловолокна – снизился на ***%, продолжив тенденцию 2019 года – в  количественном выражении производство каменной ваты осталось на уровне 2018 г., а выпуск стекловолокна снизился на ***%, В итоге, к концу 2020 г. доля продукции из каменной ваты составила ***%, стекловаты – ***%. Это связано с тем, что разница в цене между каменной и стеклянной ватой продолжает уменьшаться, при этом эксплуатационные характеристики первой, как было показано в предыдущем подразделе, значительно лучше. Также из года в год продолжают снижаться выпуск и продажа обычного пенополистирола – с примерно ***% рынка в 2014 году до ****% в 2020 г. На этом фоне особенно показательно выглядит рост доли рынка экструдированного пенополистирола – с *** до ****% за тот же период.

Общий объем изготовленного в России минерального утеплителя оценивается Росстатом в *** млн. м3.

В региональном разрезе лидерами по приросту потребления теплоизоляции в 2020 г. стали Сибирский и Уральский федеральные округа. В данных регионах рост составил порядка ***% и был вызван активным строительством в сегменте ПГС и завершением ранее начатых объектов. Падение объемов потребления теплоизоляционных материалов на Дальнем Востоке, в Москве и Северо-Западном округе оценивается в ***%, ***% и ***% соответственно – в силу остановки рынка во время весеннего локдауна.

В целом, лидерами по потреблению теплоизоляции в стране являются Центральный (***% всего потребления) и Приволжский (***% потребления) федеральные округа.

Еще одной тенденцией 2020 года стал обвал импортных поставок теплоизоляции – на ***% за 9 месяцев 2019 года. Основной причиной стало закрытие границ, таким образом, можно ожидать, что в 4 квартале ситуация несколько отыгралась в пользу импортеров.

Впрочем, на рынке и та и другая тенденция сказалась мало – объем импорта в 2019 г. составляя всего лишь около ***% от общего объема рынка теплоизоляционных материалов.

Наглядно структура потребления на рынке теплоизоляционных материалов представлена на Диаграмме 3 ниже.

Диаграмма 3. Структура потребления на рынке ТИМ

***

С другой стороны, на падение объемов импорта повлияло снижение потребности России в специализированных продуктах (для судостроения и технической изоляции), которые в основном завозятся из-за рубежа.

Экспорт теплоизоляционных материалов также просел, однако не так критично – на ***%, что было вызвано локдауном за рубежом.

В 2021 году ожидается рост как импортной, так и экспортной активности. Во втором случае это связано с ужесточением противопожарных норм и активной реализацией программ по снижению энергопотребления зданий в странах ЕС. Как ожидается, российские предприятия с помощью экспортных поставок смогут компенсировать профицит своих мощностей, образовавшийся из-за стагнации на российском рынке в случае, если выровняется ситуация с дефицитом внутрироссийских поставок, описанная выше. В противном случае это может привести к дополнительному росту цен.

На сегодняшний день рынок сохраняет возможности для роста в силу того, что потребление теплоизоляции пока не дотягивает до уровня, например, стран Северной Европы. Так, в Норвегии, на тысячу жителей ежегодно используется около *** м3 данного материала. В России этот показатель меньше примерно в *** раза.

Основным потребителем теплоизоляционных материалов является строительная индустрия. На нее приходится ***% всего используемого утеплителя. Примерно ***% от объема производимой теплоизоляции потребляется жилищно-коммунальным хозяйством.

Около 58% производства теплоизоляционных материалов в России сконцентрировано у 5 ключевых игроков рынка – «Технониколь», Rockwool Russia, ООО «БТХ», URSA, Saint-Gobain, BASWOOL, каждый из которых имеет производственные площадки в различных регионах России. Рыночная доля наиболее крупного производителя, компании «Технониколь» превышает ***%, также данная компания обеспечивает около ***% экспортных поставок. Ближайший конкурент – Saint-Gobain – сохраняет долю рынка около ***%. Всего в России работает около *** заводов, из них компании «Технониколь» принадлежит ***. Из указанных 50 предприятий около *** можно отнести к категории крупных, на которых выпускается более 1-1,5 млн. м3 минеральной ваты в год. Около *** предприятий являются средними, их объемы варьируются от 200 до 600 тыс. м3в год.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на спады деловой активности, вызванные колебаниями на рынке строительства, рынок теплоизоляционных материалов остается достаточно предсказуемым. Новые игроки на нем появляются редко, в целом рынок представляет собой классическую олигополию, структура которой нарушается только при появлении новых современных материалов, которые постепенно вытесняют с рынка устаревшие решения.

 

Виды и характеристики теплоизоляции

Как было отмечено выше, ***% рынка приходится на традиционные виды теплоизоляции – каменную и стекловату, а также гранулированный и вспененный полистирол. При выборе оптимального портфеля производителей продукции, нельзя забывать о производителях этих четырех типов изоляции, однако также очевидным является тот факт, что именно в сегменте этих материалов будет наблюдаться наибольшая конкуренция. Таким образом, при выходе на рынок необходимо составить список инновационных средств теплоизоляции и оформить дилерские соглашения с их производителями. Помимо представленного в 1 Разделе пенополиэтилена Тепофол, к наиболее современным материалам для утепления относится ряд материалов и технологий, представленных ниже. В данном обзоре не рассматривались так называемые матералы для экологичной теплоизоляции – на основе конопляного волокна, камыша, льна, хлопка и т.д., поскольку их показатель теплопроводности хуже, чем у большинства минеральных утеплителей, а цена как правило выше.

1. Утепление пенополиуретаном (ППУ). Является развивающимся направлением в утеплении, поскольку создание утепляющего материала из двухкомпонентной смеси осуществляется на месте строительства.

Утепление ППУ осуществляется посредством смешивания двух компонентов: полиол (компонент «А») и изоцианат (компонент «Б»). Полиол производится в России, рядом предприятий химической промышленности: ***, ***, ***, ***, ***, ***. Наиболее широко применяется продукция компаний ***  и *** (дистрибьютор – компания ***). Также применяются ППУ производства китайской компании ***.

В настоящее время ППУ-производители России компонент «Б» не производят. Наиболее известные производители компонента «Б»: ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.

Развитие этого способа утепления тормозится высокой ценой утеплителя. В рознице утепление пенополиуританом стоит от *** руб./м3 или от *** руб./м2. Цена компонентов при этом составляет *** руб./м2 при слое в 5 см.

Рисунок 1. Монтаж утеплителя из ППУ

***

Для осуществления монтажа также потребуется компрессорная установка для работы с ППУ (например «Дуга» российского производства, стоимостью от *** до *** руб.

2. Утепление аэрогелем. Производством аэрогеля занимается  компания ***. Предлагаются три типа материалов:

  • для высоких температур (Pyrogel XT, Pyropel XTE). Цена – около *** руб./м2
  • для низких температур (Cryogel Z). Цена – около ***руб./м2
  • Spaceloft. Утепление подземных и подводных трубопроводов. Цена – около *** руб./м2.

Материалы в этой секции чрезвычайно дороги и используются для специализированных сегментов – изоляция при высоких температурах, утепление при экстремально низких температурах, утепление подводных трубопроводов и т.д. Специализированного оборудования для монтажа не требуется.

Рисунок 2. Аэрогелевый утеплитель Aspen Pyrogel XT

***

В рамках стратегического партнерства между BASF и Aspen Aerogels, аэрогели также производятся под торговой маркой BASF SLENTEX. В России практически не представлены ввиду высокой стоимости.

3. Утепление вспененным каучуком. В России маты и трубки из вспененного каучука производятся двумя компаниями из Москвы – *** ***. Стоимость составляет от около ***  руб./м2 за маты толщиной 3 мм до *** руб./м2 за 40 мм маты. Специального оборудования для монтажа не требуется, изоляция осуществляется с помощью клея типа «жидкие гвозди».

Рисунок 3. Вспененный каучук

***

4. Неопор (Neopor, графитовый пенопласт, черный пенопласт). Разработка компании ***, представляет из себя по сути пенопласт, гранулы которого покрыты графитом. Это несколько улучшает водоотталкивающие свойства материала, а также теплоизоляционные свойства в закрытых системах за счет отражения теплового излучения, при этом его цена перечеркивает данные преимущества.

Рисунок 4. Графитовый пенопласт

***

Вместе с тем на рынке существуют плиты из графитового пенопласта от других производителей, например ***  по более низкой цене – от *** руб./м2. Плюсом является то, что монтаж не требует дополнительных затрат и осуществляется с помощью дюбелей-грибков, как и в случае обычного пенополистирола.

5. PIR-плиты. PIR (теплоизоляция на основе пенополиизоцианурата) – утеплитель нового поколения. Благодаря своей уникальной структуре этот материал обладает одним из наиболее низких показателей теплопроводности среди всех современных утеплителей – λ25=0,021-0,023 Вт/м·К. Пенополиизоцианурат – это полимер, родственный пенополиуретану, имеющий закрытую ячеистую структуру. Ячейки наполнены газом низкой теплопроводности (0,016 Вт/м·К). Это значение ниже теплопроводности воздуха (0,0266 Вт/м·К), что и обуславливает отличные теплоизоляционные характеристики PIR. Сверху плиты из пенополиизоцианурата покрываются многослойным алюминием для достижения теплоотражающего эффекта.

Рисунок 5. Срез PIR-плиты

***

Крупнейший производитель PIR-плит – ***. ***  – еще один производитель PIR-плит в России (Саратов). Стоимость PIR-плит составляет в зависимости от толщины от *** до *** руб./м2.

6. Изоспан. Строго говоря, материал не является теплоизоляцией, но может быть использован для улучшения характеристик других типов теплоизоляции, таких как различные типы минеральных ват. Эта диффузионная мембрана из полипропилена удерживает воду, но при этом пропускает пар. Таким образом, повышается водостойкость основной теплоизоляции, обеспечивается ее защита, отвод влаги, увеличивается срок службы. Используется для защиты теплоизоляции под кровлей и на стенах. В России Изоспан производится предприятием *** – нетканые материалы», которое находится в Тверской области. Стоимость составляет от *** руб. /м2.

Рисунок 6. Изоспан

***

7. Для теплоизоляции полов могут быть использованы насыпные                материалы – вспученный перлит и вермикулит. Данные материалы являются более современной заменой керамзиту. Из данных материалов также производятся теплоизоляционные плиты – вермикулитовые и перлитоцементные. Использование насыпной теплоизоляции для стен также возможно, однако менее целесообразно – технология предусматривается закладку вспученных гранул материала слоями в пустоту между двумя кладками или между кладкой и облицовочной стеной. Слои укрепляются кладочной стальной сеткой. При уплотнении вермикулита плотность теплоизоляционного слоя доводится до 120-175 кг/м3. Такой способ монтажа делает утепление стен данными материалами невыгодным. Перлит в насыпном виде производится рядом предприятий по всей России. В качестве примера можно назвать ***. Стоимость материала составляет от *** руб./м3. Перлитоцементные плиты производятся, в частности, ***. Стоимость плит составляет от *** руб./м3 или *** руб. /м2 при толщине 5 см. Вермикулит также производится рядом предприятий, среди которых можно назвать ***, *** и другие компании. Стоимость вермикулита и плит из него выше в среднем примерно на 10%, чем аналогичной продукции из перлита.

Рисунок 7. Вспученный перлит

***

8. Пеноизол (карбамидно-формальдегидный пенопласт, также: экоизол, юниор, теплоизол, жидкий пенопласт, а также другие фенольные пенопласты, например ФРП-1). При коэффициенте от 0,03 до 0,048 Вт/(мК), он превосходит по теплопроводности минвату и пенопласт. При толщине 5 см  теплоизол заменяет кладку из кирпича толщиной 0,9 м или 125 мм минеральной ваты. В отличие от пенопласта пожаробезопасен. Очень важным преимуществом является низкая цена – от *** руб./м3 в рознице или от *** руб./м2. Стоимость компонентов для производства пеноизола составляет около *** руб./м3. Как и ППУ, пеноизол производится на месте. Для его производства используется:

Карбамидно-формальдегидная смола холодного отверждения – основной ингредиент для получения пеноизола. Водная однородная суспензия без механических включений светло-коричневого цвета. Ориентировочная цена ~ *** руб./кг.

Пенообразователь для пеноизола. Смесь натриевых солей алкилбензолсульфокислот с добавками алкилсульфонатов линейного строения, природных полимеров. Ориентировочная цена ~ *** руб./кг

Ортофосфорная кислота Активатор для полимеризации карбамидной смолы. Ориентировочная цена ~ *** руб./кг.

Крупным производителем и дистрибьютором материалов для производства пеноизола, а также оборудования для его монтажа в России является научно-производственная компания ***.

Для монтажа, как и в случае работы с ППУ необходима компрессорная установка для работы с пеноизолом, например «Пена», стоимостью от *** до *** тыс. руб.

Также производителем жидкого пеноизола и листов из пеноизола является завод ***.

Жидкий пенополистирол в меньших объемах (баллоны) производится российско-литовской компанией ***.

Разновидностью пеноизола с температурой эксплуатации до 170 градусов является пенорезол. Он также производится и поставляется компанией НСТ. Резольно-новолачные плиты Теплор на основе пенорезола производятся ***.

Рисунок 8. Утепление жидким пенопластом

***

В большинстве случаев главной проблемой инновационных материалов для теплоизоляции является их цена. Как правило, при теплоизоляционных работах заказчик ориентируется на соотношение цены и качества/долговечности получаемой изоляции, что выводит на первые места по продажам проверенные материалы – каменную вату и пенопласт. Минусом минеральной ваты является необходимость создания облицовочного слоя, крепящегося на каркас, что удорожает монтаж, в то время как пенополистирольные плиты можно штукатурить по монтажной сетке. В любом случае, если при строительстве определяющим моментом является цена – альтернативы этим двум типам материалов на сегодняшний день нет.

Относительно недорогим и удачным решением является пеноизол, однако его распространение тормозится необходимостью приобретения специальной установки для смешивания компонентов и распыления полученного пенного состава, стоимость которой является чрезмерной для небольших строительных бригад. То же самое касается и пенополиуретана, однако в этом случае сказывается еще и достаточно высокая стоимость материала.

Развернуть
Содержание

Перечень таблиц и диаграмм

3

Описание

5

Раздел 1. Анализ рынка теплоизоляции в России

6

1.1. Виды и характеристики теплоизоляции

6

1.2. Рыночная среда

18

Раздел 2. Инновационные решения в области теплосбережения

26

2.1. Виды и характеристики теплоизоляции

26

2.2. Инновационные решения в сфере обогрева помещений

36

2.3. Современные решения в сфере монтажа теплоизоляционных материалов

41

Раздел 3. Производители и дистрибьюторы

48

ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting»

54

Развернуть
Иллюстрации

Диаграммы

 

Диаграмма 1. Объем рынка теплоизоляционных материалов в России

19

Диаграмма 2. Деление рынка по видам теплоизоляционных материалов

21

Диаграмма 3. Структура потребления на рынке ТИМ

23

 

 

Рисунки

 

 

 

Рисунок 1. Монтаж утеплителя из ППУ

27

Рисунок 2. Аэрогелевый утеплитель Aspen Pyrogel XT

28

Рисунок 3. Вспененный каучук

29

Рисунок 4. Графитовый пенопласт

30

Рисунок 5. Срез PIR-плиты

31

Рисунок 6. Изоспан

32

Рисунок 7. Вспученный перлит

33

Рисунок 8. Утепление жидким пенопластом

35

Рисунок 9. Теплонакопитель талькомагнезитовый Elnur Gabarron

37

Рисунок 10. Керамогранитный теплонакопительный обогреватель ТЕРМОЛИТ

38

Рисунок 11. Керамическая панель NIKAPANELS

39

Рисунок 12. ИК-обогреватель Алмак

39

Рисунок 13. Пример смонтированного ПЛЭН-обогревателя ЭСБ-Технологии

40

Рисунок 14. Инфракрасно-конвективный обогреватель СТН на основе аморфной металлической ленты

41

Рисунок 15. Дюбель-гильза с шурупом для дерева

42

Рисунок 16. Винтовой дюбель с креплением вровень (слева) и с термозаглушкой справа)

43

Рисунок 17. Ударный дюбель

44

Рисунок 18. Спиральный дюбель

44

Рисунок 19. Распорный дюбель с буром

45

Рисунок 20. Дюбель-гвоздь

45

Рисунок 21. Дополнительная головка дюбеля диаметром 140 (слева) и 90 (справа) мм

46

Рисунок 22. Пластиковая рейка для крепления плит из экструдированного пенополистирола

47

Развернуть
Таблицы

Таблица 1. Характеристики стекловаты

9

Таблица 2. Характеристики каменной ваты

10

Таблица 3. Характеристики шлаковаты

11

Таблица 4. Характеристики пеностекла

11

Таблица 5. Характеристики пенопласта

12

Таблица 6. Характеристики экструдированного пенополистирола

13

Таблица 7. Характеристики пенополиэтилена

15

Таблица 8. Характеристики фольгированного пенополиэтилена

16

Таблица 9. Характеристики пенополиуретана

16

Таблица 10. Сводная таблица по теплоизоляционным материалам

17

Таблица 11. Примерная стоимость материалов, Россия

17

Таблица 12. Контактные данные производителей (дистрибьюторов) современных теплоизоляционных материалов

48

Таблица 13. Контактные данные производителей (дистрибьюторов) инновационных отопительных приборов

51

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 24 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Искусственный интеллект и бизнес «под ключ»: интересные новинки функционала дистанционных сервисов для юридических лиц Российские банки продолжают воплощать в жизнь инновационные концепции, развивая сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга для юридических лиц.

В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.

Показать еще