Цель исследования
Охарактеризовать текущее состояние и перспективы развития рынка книг в России.
Задачи исследования:
1. Мировой рынок книг.
2. Объем, темпы роста и динамика развития рынка книг в России.
3. Сегменты рынка книг в России.
4. Структура потребления книг в России.
5. участники и их доли на российском книжном рынке.
6. Каналы сбыта продукции.
7. Инвестиционная привлекательность книжного рынка России.
8. Прогноз развития рынка книг в России до 2021 г.
9. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка (в ближайшие несколько лет) книг в России.
10. Факторы, определяющие текущее состояние и развитие рынка книг в России.
11. Факторы, препятствующие росту рынка книг в России.
12. Потребительские предпочтения на рынке книг.
13. Уровень цен на рынке книг в России.
14. Востребованность книжных жанров и авторов.
15. Участие государственных органов власти, выполняющих регулирующую функцию (принятие законодательных актов, налогообложение и т.д.), в развитии книжного рынка России.
Объект исследования
Рынок книг в России.
Метод сбора и анализа данных
Мониторинг документов.
В общем виде целью кабинетного исследования является анализ ситуации на рынке книг, а также расчет показателей, характеризующих его состояние в настоящее время и в будущем.
Метод анализа данных
1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).
2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.
3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.
4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.
5. Экспертные опросы.
6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.
7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
9. Результаты ценовых мониторингов.
10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).
11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).
12. Материалы Всемирного банка (World Bank).
13. Материалы ВТО (World Trade Organization).
14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).
15. Материалы International Trade Centre.
16. Материалы Index Mundi.
17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Объем и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Резюме:
Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка книг в России.
Объем выпуска книг и брошюр в России в 2017 г. составил в натуральном выражении 117 359 печ.ед., что на 0,2% больше показателя 2016 г. Наибольший объем книжной продукции в 2017 г. был выпущен в Центральном Федеральном округе и составил 73 903 печ.ед., 63% от общего объема выпуска.
Число выпускаемых книг и брошюр тиражом до 500 экз. в 1 пол.2018 г. составило 27 925 печ.ед. Данная тиражная группа являлась наибольшей в объеме выпуска в 1 пол.2018 г. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, прирост составил 1,2%.
По итогам 2017 г. объём книжного рынка России в сегменте B2C продемонстрировал положительную динамику на уровне 3,12% за счёт прироста оборотов в канале классических книжных и интернет магазинов. Оборот книжной отрасли по печатной книге в целом вырос на 2,41%. Лидирующим каналом продаж являются традиционные книжные магазины.
В 2015-2017 гг. относительно лояльная ценовая политика поставщиков, их стремление удержать рост цен на книги в пределах рублёвой инфляции позволили сохранить спрос на книжном рынке.
Согласно данным опроса ведущих книжных магазинов и сетей в 2017 г. наибольшую долю в обороте во всех каналах сбыта давали детско-юношеская, художественная, а также учебная литература. В общем объеме выпуска книг и брошюр наибольшую долю в 2017 г. занимали учебные и методические издания 33,27%.
Самым издаваемым автором художественной литературы в России уже много лет является Дарья Донцова. Общий тираж её книг, выпущенных в 2017 г., составил 1 349 тыс. экз. Самым популярным автором детской литературы в 2017 г. уже шестой год подряд является Корней Чуковский (2 245,1 тыс. экз. в 2017 г.).
В 2017 г. в стране действовало 5775 издательств. За 9 мес. 2018 г. зарегистрировано 4 811 издательств.
Подробное оглавление/содержание отчета:
Список таблиц и диаграмм |
10 |
Таблицы: |
10 |
Диаграммы: |
11 |
Резюме |
13 |
Глава 1. Методология исследования |
14 |
§1.1. Объект исследования |
14 |
§1.2. Цель исследования |
14 |
§1.3. Задачи исследования |
14 |
§1.4. Метод сбора и анализа данных |
14 |
§1.5. Источники получения информации |
15 |
§1.6. Объем и структура выборки |
15 |
Глава 2. Классификация и основные характеристики книг |
17 |
Глава 3. Мировой рынок книг |
20 |
§3.1. Рейтинг ведущих издательских домов мира |
22 |
Глава 4. Основные показатели книжного рынка России |
25 |
§4.1. Объемы книгопечатания и тираж книг в России: текущее состояние и динамика развития в последние годы |
25 |
§4.2. Объем и темпы роста рынка |
32 |
4.2.1. По каналам распределения |
33 |
§4.3. Ценообразование на книжном рынке |
34 |
§4.4. Сегментация рынка |
36 |
4.4.1. По тематическим разделам |
38 |
4.4.2. По целевому назначению |
43 |
§4.5. Самые издаваемые писатели |
46 |
4.5.1. Художественная литература |
46 |
4.5.2. Детская литература |
48 |
§4.6. Прогноз развития рынка |
50 |
§4.7. Электронные книги и аудиокниги |
52 |
§4.8. Инвестиционная привлекательность рынка |
59 |
Глава 5. Розничная торговля книжной продукцией в России |
61 |
§5.1. Интернет-канал |
62 |
§5.2. FMCG |
64 |
§5.3. Киосковые сети |
66 |
Глава 6. Тенденции и перспективы развития рынка книг в России |
67 |
§6.1. Потребительские предпочтения |
73 |
§6.2. Объединение «Читай-город» с «Буквоедом» |
78 |
Глава 7. Издательский бизнес в России |
79 |
§7.1. Направления развития книгоиздательского бизнеса |
80 |
§7.2. Маркетинговая политика издательств и каналы распределения |
85 |
7.2.1. Эксмо-АСТ |
89 |
7.2.2. Азбука-Аттикус |
93 |
7.2.3. Просвещение |
96 |
7.2.4. Эгмонт Россия |
99 |
7.2.5. Рипол-Классик |
101 |
7.2.6. Росмэн |
104 |
7.2.7. Феникс |
105 |
7.2.8. Дрофа |
106 |
Глава 8. Государственное регулирование книжного рынка |
108 |
§8.1. Премии и награды в области литературы |
108 |
§8.2. Программы поддержки |
110 |
§8.3. Изменения законодательства в области издательско-библиотечной деятельности |
115 |
§8.4. Борьба с контрафактной продукцией |
118 |
Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:
Отчет содержит 17 таблиц и 27 диаграмм.
Таблицы:
Таблица 1. Топ 20 писателей художественной литературы с наибольшим тиражом издания в России.
Таблица 2. Объем выпуска книг и брошюр по субъектам РФ в России, печ.ед.
Таблица 3. Объем выпуска книг и брошюр по субъектам РФ в России, общий тираж, тыс.экз.
Таблица 4. Объем выпуска книг и брошюр по тиражным группам в России
Таблица 5. Объем выпуска книг и брошюр по категориям в России
Таблица 6. Объем рынка книг в России, млрд. руб.
Таблица 7. Оборот книжной отрасли по каналам распределения в России, млрд. руб.
Таблица 8. Средняя цена реализованного издания на книжном рынке по основным каналам распределения в России, руб.
Таблица 9. Средняя цена реализованного издания в основных тематических разделах и каналах книжного рынка в России, руб.
Таблица 10. Объем выпуска книг и брошюр по тематическим разделам в России.
Таблица 11. Объем выпуска книг и брошюр по целевому назначению в России.
Таблица 12. Топ 20 писателей художественной литературы с наибольшим тиражом издания в России.
Таблица 13. Топ 20 писателей детской литературы с наибольшим тиражом издания в России.
Таблица 14. Объем рынка книг в России, млрд. руб.
Таблица 15. Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете.
Таблица 16. Рейтинг издательств по количеству непериодических изданий в России.
Таблица 17. Основные показатели деятельности издательской группы ЭКСМО-АСТ.
Диаграммы:
Диаграмма 1. Структура мирового рынка книг по странам, % от стоимостного объема
Диаграмма 2. Объем мирового рынка и объем производства на душу населения книг по странам, % от стоимостного объема
Диаграмма 3. Объем выпуска книг и брошюр в России, печ.ед. и % прироста
Диаграмма 4. Структура выпуска книг и брошюр по субъектам РФ, %
Диаграмма 5. Объем выпуска книг и брошюр в России, общий тираж, тыс.экз. и % прироста
Диаграмма 6. Структура выпуска книг и брошюр по субъектам РФ % от общего тиража
Диаграмма 7. Объем и темп прироста оборота печатных книг в России, млрд. руб. и % прироста
Диаграмма 8. Структура рынка книг по каналам распределения, % от стоимостного объема
Диаграмма 9. Уровень и темп прироста средней цены реализованного издания в России, руб. и % прироста
Диаграмма 10. Индекс потребительских цен в основных тематических разделах книжного рынка, % ответивших издательств
Диаграмма 11. Доля различных тематических разделов в обороте книжного рынка России, % (без бюджетных продаж и электронных изданий)
Диаграмма 12. Объем и темп прироста оборота печатных книг в России, млрд. руб. и % прироста
Диаграмма 13. Динамика роста легального рынка электронных книг в России, млн руб.
Диаграмма 14. Доля электронных книг в ассортименте российских издательств в России, % среди опрошенных издательств, выпускающих электронные книги
Диаграмма 15. Доля электронных книг в рублёвых продажах российских издательств в России, % среди опрошенных издательств, выпускающих электронные книги
Диаграмма 16. Структура рынка книг по каналам распределения, % от стоимостного объема
Диаграмма 17. Динамика продаж печатной книги в интернет-канале, %
Диаграмма 18. Ассортиментная карта книжного предложения интернет-канала, доля раздела, %
Диаграмма 19. Доля различных тематических разделов в обороте FMCG сетей, %
Диаграмма 20. Основные тенденции рынка книг по мнению издательств, % ответивших издательств
Диаграмма 21. Доли ключевых игроков книжного рынка (издательств), % от стоимостного объема продаж
Диаграмма 22. Доли регионов в географии книжного рынка в России, % по числу выпущенных изданий
Диаграмма 23. Доли регионов в географии книжного рынка в России, % по тиражу
Диаграмма 24. География распространения издаваемых книг по субъектам РФ в России, %
Диаграмма 25. Формы продвижения книг в интернете, использовавшиеся издательствами в России, % отметивших издательств
Диаграмма 26. Социальные медиа, в которых издательства осуществляют PR-активность в России, % отметивших издательств
Диаграмма 27. Виды PR-активности издательств в социальных медиа в России, % отметивших издательств
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?