Сжатие ж/д-сегмента в 2 раза привело к сокращению рынка лизинга в 1-ом полугодии 2013 года на 17%, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 1 полугодия 2013 года: все на «фабрику», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». От большего падения рынок спас авиализинг, увеличившийся за этот период в 7 раз, а без его учета падение рынка составило бы около 32%. В результате авиализинг стал вторым сегментом по объему нового бизнеса. Сокращение рынка без учета сделок ж/д и авиализинга составило 11%.
По данным «Эксперт РА», ведущие лизинговые компании (ВЭБ-лизинг, Сбербанк Лизинг и ВТБ Лизинг) делают акцент на работу с МСБ и «розничные» сегменты рынка. За последние два года число реализованных сделок на рынке выросло в полтора раза (с 44 тыс. в 1П2011 до 67 тыс. в 1 полугодии 2013 г.). Кроме того, в 2 раза (с 50 до почти 100 тысяч) выросло и число действующих лизингополучателей на рынке. Разворачивая сети розничных продаж, лизинговым компаниям приходится опираться, в основном, на собственные подразделения, поскольку воспользоваться в полной мере филиальной сетью материнских банков им пока не удается. По словам аналитиков агентства, связано это, прежде всего, со сложностью выстраивания системы мотивации клиентских менеджеров таким образом, чтобы эффективно продавался и кредит, и лизинг.
«Начало активной работы лидеров рынка в сегментах небольших сделок позволит им повысить диверсификацию портфеля и направить ресурсы в сегменты, где спрос просел не так сильно. К примеру, в 1 полугодии 2013 года новые сделки в сегменте МСБ сократились на 11,6%, в то время как в крупном бизнесе – на 18,7%, – подчеркивает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперт РА» Станислав Волков, – При этом вышедшим в сегменты «розницы» компаниям важно обеспечить высокое качество лизинговой услуги, чтобы не дискредитировать этот инструмент в глазах новых клиентов».
По прогнозу «Эксперт РА», в 2013 году рынок вырастет на 6% по оптимистичному сценарию или сократится на 10% согласно пессимистичному сценарию. Оптимистичный (базовый) сценарий предполагает умеренное сокращение железнодорожного сегмента и сильный рост сегмента авиализинга. Необходимость обновления парка авиатехники, усиленная ростом пассажиропотока, поддерживает высокие темпы прироста сегмента, несмотря на стагнацию в остальной экономике. Пессимистичный сценарий базируется на значительном сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 33%) в сочетании с умеренным ростом сегмента авиализинга. Сумма новых сделок на рынке в этом случае сократится на 100 млрд руб. и составит 1,19 трлн руб.