Объем нового бизнеса на рынке лизинга за январь-сентябрь 2014 года упал на 10%, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2014 года: в пользу «розницы», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX). Лизинговые компании столкнулись с удорожанием кредитов и снижением платежеспособности клиентов. В результате, согласно базовому прогнозу «Эксперт РА» (RAEX), новый бизнес в 2014 году может сократиться на 20%. В 2015 году снижение продолжится, а потенциальный драйвер в виде импортозамещающего оборудования может проявиться не раньше конца года.
Согласно исследованию, объем нового бизнеса (стоимость имущества) за январь-сентябрь 2014 года составил 522 млрд руб. (падение на 10%), а сумма новых договоров – 754 млрд руб. (сокращение на 20%). Эффект высокой базы 3-го квартала 2013 года и сокращение сделок в крупных сегментах (ж/д техника на -48,9% и авиатранспорт на -48,5%) сыграли главную роль в падении суммы новых договоров, по мнению аналитиков «Эксперт РА» (RAEX). В то же время сворачивание корпоративных сделок способствовало наращиванию розничных сделок, в результате чего доля МСБ за 9 месяцев 2014 года составила около 53% нового бизнеса (33% за 9 месяцев 2013 года).
Крупнейшим сегментом рынка стал автолизинг (суммарно легковой и грузовой), его доля в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за 9 месяцев 2013 года она достигала 21,8%, то за 9 месяцев 2014 года она составила уже 32,3%. Факторами подобного роста стали участие лизинговых госкомпаний в розничных сделках и высокая ликвидность такого имущества.
Острой проблемой для лизинговых компаний в этом году стало ухудшение платежеспособности клиентов. «Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2014 составила не менее 10%, доля просроченных платежей - не менее 4%. Лизингополучателями с наибольшим ростом объема просроченных платежей за 9 месяцев 2014 года стали компании, занимающиеся строительством и грузоперевозками», - отмечает директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» (RAEX) Станислав Волков.
Точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие 2-3 года может стать лизинг импортозамещающего оборудования. Доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила, по оценкам «Эксперт РА» (RAEX) около 55%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули Правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств, но реализовать потенциал подобных программ возможно не ранее конца следующего года.
Согласно пессимистичному (базовому) прогнозу «Эксперт РА» (RAEX) на 2014 год, сокращение лизингового рынка может составить до 20%, а новый бизнес не превысит 630 млрд руб. Пессимистичный прогноз предполагает, что ж/д сегмент сократится на 35%, авиализинг - на 15% по отношению к 2013 году. Позитивный сценарий подразумевает сокращение рынка на 5%, а его объем (новый бизнес) составит 734 млрд руб. В этом случае предполагается сокращение ж/д- и авиасегментов на 20% и 10% соответственно. Автолизинг же продемонстрирует рост на 15%, поддержку ему окажут государственная программа утилизации старых автомобилей и использование клиентами услуги Trade-in.