Вследствие сокращения числа лизинговых сделок в 1 полугодии 2015 года на 25% объем нового бизнеса упал почти на треть – до 244 млрд рублей, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 1 полугодия 2015 года: поддержка с воздуха», подготовленном рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА). Не оправдал ожиданий участников рынка сегмент автотранспорта, несмотря на запуск госпрограммы по поддержке российского автопрома.
Согласно исследованию, наибольшее сокращение среди крупнейших сегментов произошло по ж/д технике, объем нового бизнеса здесь упал на 38%. Автосегмент в стоимостном выражении сократился на 21% (в частности, объем сделок с грузовыми автомобилями упал почти на треть). Наименьшие темпы сокращения (-5,6%) среди сегментов топ-3 продемонстрировала авиатехника. Положительные темпы прироста из 17 сегментов показали только 3, на которых в совокупности приходится менее 5% рынка.
«Большего сжатия рынку лизинга удалось избежать за счет ряда крупных сделок по передаче в аренду воздушных судов российским авиакомпаниям, – отмечает Станислав Волков, управляющий директор по банковским рейтингам RAEX (Эксперт РА). – По оценкам агентства, без учета крупных авиасделок ГТЛК и ВТБ Лизинг сжатие рынка в 1 полугодии 2015 года могло составить около 38% вместо фактических 30%. Авиасегмент продолжит поддерживать рынок лизинга и во 2 полугодии текущего года, в том числе за счет госпрограммы по развитию российского авиапрома. Однако даже реализация части «твердых» крупных авиадоговоров, подписанных на авиасалоне «МАКС-2015» не сможет компенсировать сокращение объема нового бизнеса в 2015 году».
Аналитики отмечают, что доля оперативного лизинга в структуре нового бизнеса достигла 17% (годом ранее – 10%). Причинами послужили сокращение сделок финансового лизинга и заключение госкомпаниями крупных сделок по передаче в операционный лизинг авиасудов. До 1 полугодия 2015 года доля операционной аренды на российском рынке лизинга, как правило, не превышала 10–12%. Кроме того, дальнейшая передача авиакомпаниям в аренду воздушных судов SSJ-100 посредством докапитализации ГТЛК на фоне сокращения рынка лизинга может увеличить долю операционного лизинга в новом бизнесе за 2015 год до 25%.
Согласно базовому (негативному) сценарию RAEX (Эксперт РА), падение рынка лизинга в 2015 году составит около 25%, а при позитивном прогнозе рынок сократится на 15%. При реализации базового прогноза объем нового бизнеса составит около 510 млрд рублей. Ж/д сегмент упадет на 45%. В авиасегменте за счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов сжатие объема нового бизнеса будет меньше (около 15%). Госпрограмма по льготному лизингу автотранспортных средств окажет поддержку автолизингу, но не удержит его от сокращения на 15%. Сжатие прочих сегментов рынка составит около 25%. Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 15%, при этом его объем составит около 580 млрд рублей. В этом случае ожидается сокращение сегмента ж/д техники на 35%, авиализинга – на 5%, прочих сегментов – суммарно не менее 15%. Автолизинг продемонстрирует сжатие на 5%.