В апреле 2006 г. DISCOVERY Research Group совместно с Российской Ассоциацией Лизинговых Компаний провело исследование российского рынка лизинга железнодорожного транспорта.
Объем российского рынка лизинга железнодорожного транспорта по итогам 2005 года составил 1,9 млрд. долларов США (по показателю новых заключенных сделок лизинга за период). Рынок, появившийся фактически лишь три года назад, в течение последних лет демонстрировал чрезвычайно динамичные темпы роста. Темп прироста в 2004 г. составил 249%, в 2005 - 147%. В то же время средний темп прироста всего рынка лизинга в эти годы находился в районе 50%.
По итогам 2006 года, по нашей оценке, этот сегмент рынка достиг объема нового бизнеса 4,2 млрд. долларов, прирост к 2005 году составил 121% (прирост всего рынка лизинга - 42%). Несмотря на сохраняющиеся высокие темпы роста, уже по итогам 2007 года ожидается некоторое их снижение. Это связано с частичным насыщением спроса частных перевозчиков на лизинговое финансирование, снижением относительного прироста объема спроса на лизинг со стороны ОАО РЖД и проблемами, создаваемыми претензиями налоговых органов в отношении возмещения НДС лизингодателям, особенно в сделках возвратного лизинга.
Рынок лизинга железнодорожного транспорта характеризуется высоким уровнем концентрации. На 20% компаний, работающих на этом рынке, приходится 80% всех лизинговых сделок.
Около 80% рынка приходится на всего лишь несколько крупнейших лизингодателей: "Магистраль Финанс", "РГ Лизинг", "ВТБ Лизинг", "Альфа Лизинг", "Брансвик Рейл Лизинг", "Ханса Лизинг" и др. Всего в этом сегменте рынка работают не более 40 лизинговых компаний.
По оценкам экспертов, существенное влияние на развитие ситуации на рынке лизинга подвижного состава сможет оказать завершение реформы ОАО РЖД.
Помимо этого, существенное влияние на рынок лизинга железнодорожного состава в перспективе будут оказывать два основных фактора: состояние основных фондов железнодорожного хозяйства и разработка новых моделей железнодорожного транспорта и техники.
Цель исследования
Описать состояние рынка лизинга железнодорожного транспорта.
Задачи исследования
1. Определить объем российского рынка лизинга железнодорожного транспорта
2. Определить темпы роста российского рынка лизинга железнодорожного транспорта.
3. Провести сравнительный анализ ключевых характеристик рынка лизинга железнодорожного транспорта в России и за рубежом.
4. Описать рыночные позиции компаний - лидеров рынка.
5. описать факторы, способствующие развитию рынка лизинга железнодорожного транспорта.
6. Описать факторы, тормозящие развитие рынка лизинга железнодорожного транспорта.
7. Описать роль государства и подконтрольных ему в функционировании рынка лизинга железнодорожного транспорта.
8. Описать использование лизинговых операций в инвестиционной программе ОАО "РЖД".
9. Описать рыночные позиции иностранных лизинговых компаний на рынке лизинга железнодорожного транспорта
10. Определить конкурентные преимущества, доступные западным лизинговым компаниям.
11. Определить структуру рынка по типам подвижного и тягового состава.
12. Описать виды лизинговых операций, применяемые на рынке лизинга железнодорожного транспорта:
13. Описать организацию управления рисками в сделках подвижного состава
14. Охарактеризовать перспективы развития рынка лизинговых подвижного состава.
Объект исследования
Российский рынок лизинга железнодорожного транспорта.
Метод сбора данных
Сбор эксклюзивной статистики с помощью анкетирования российских лизинговых компаний.
Экспертные интервью с представителями отрасли.
Сбор финансовой отчетности лизинговых компаний.
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований Российской Ассоциации Лизинговых Компаний и DISCOVERY Research Group.
Метод анализа данных
Традиционный контент-анализ экспертных интервью, документов, материалов конференции "Лизинг подвижного состава: состояние и перспективы - 2006".
Информационная база исследования
1. Экспертные интервью с руководителями лизинговых компаний, работающих в сегменте лизинга подвижного состава.
2. Специальные анкеты статистического опроса по теме лизинга подвижного состава, заполненные лизинговыми компаниями.
3. Финансовая отчетность лизинговых компаний.
4. Материалы конференции "Лизинг подвижного состава: состояние и перспективы - 2006"
5. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
6. Ресурсы сети Интернет.
7. Материалы компаний.
8. Аналитические обзорные статьи в прессе.
9. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
10. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
11. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.
12. Базы данных DISCOVERY Research Group.
РЕЗЮМЕ... 5
Технологические характеристики исследования... 6
Цель исследования... 6
Задачи исследования... 6
Объект исследования... 6
Метод сбора данных... 6
Метод анализа данных... 7
Информационная база исследования... 7
СПИСОК ТАБЛИЦ, ДИАГРАММ И ПРИЛОЖЕНИЙ... 8
ГЛАВА 1. Объем и темпы роста рынка... 13
ГЛАВА 2. Структура рынка лизинга железнодорожного транспорта... 15
2.1. Лизинговые компании... 15
2.2. Использование лизинга в инвестиционной программе ОАО РЖД... 17
2.3. Структура рынка по типам подвижного и тягового состава... 20
2.4. Виды лизинговых сделок с подвижным и тяговым составом... 26
2.4.1. Финансовый лизинг... 26
2.4.2. Оперативный лизинг...27
2.4.3. Возвратный лизинг... 28
ГЛАВА 3. Управление рисками в сделках лизинга подвижного состава... 29
ГЛАВА 4. Перспективы рынка лизинга подвижного состава... 33
4.1. Износ основных фондов железнодорожного хозяйства... 33
4.2. Разработка новых моделей железнодорожного транспорта... 34
Приложение 1. Рэнкинги компаний: операции по предоставлению в лизинг локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов... 35
Приложение 2. Рейтинг лизинговых компаний по объему новых сделок с железнодорожным транспортом в 2006 г., млн. руб., без НДС... 38
Приложение 3. Анкеты 13 лизинговых компаний - участниц исследования рынка лизинга железнодорожного транспорта
По данным "Анализа рынка диагностических реагентов для ветеринарии в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 7%: с 1,52 до 1,63 млн упаковок. Рынок начал восстанавливаться после спада продаж в 2022 г на фоне снижения доступности импортной продукции и активного роста цен на импортные реагенты из-за санкционных ограничений.
По данным «Анализа рынка комбикормов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг их производство в стране выросло на 15,7%: с 30,4 до 35,2 млн т.