24 000 ₽
Демоверсия
Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России

Дата выпуска: 19 июня 2009
Количество страниц: 110
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 49602
24 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Издание «Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России» содержит в себе подробное описание книжного рынка России, с приведением основных его характеристик. Помимо этого в издание помещены прогнозы развития рынка, составленные аналитиками. В рамках исследования рассматривается макроэкономическая и демографическая ситуация в стране с акцентированием внимания на читательскую активность населения. В частности приводятся итоги исследования (осени 2008 года) читательских предпочтений в Москве и Санкт-Петербурге.

Раздел, посвященный анализу особенностей поведения читателей Санкт-Петербурга и Москвы, содержит следующие данные: читательская активность (общая и по отдельным жанрам), затраты на покупку книги (общие и по отдельным жанрам), место или путь приобретения книги (торговая точка, Интернет-ресурс). В этом разделе рассматриваются информированность покупателей о местах расположения наиболее крупных магазинов или торговых сетей, а также факторы, влияющие на выбор конкретного магазина.

В исследовании «Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России» приводится информация об изменении активности покупателей по причине дестабилизации экономического положения страны в целом. Согласно данным маркетингового исследования, российские граждане расходуют в год 380 рублей на приобретение книг. Этот показатель достаточно низок в соотношении с уровнями расходов граждан европейских стран.

Низкая активность потребителей книжного рынка в России наблюдается уже давно, а в условиях кризиса она непременно должна измениться, предположительно в сторону увеличения. Но данное предположение было опровергнуто, когда в мае 2009 года 20% российских граждан уменьшили расходы на приобретение книг (или сократив количество покупок, или отдав предпочтение более дешевым изданиям). В то время как 6% опрошенных решили совсем отказаться от приобретения книг.

Согласно статистическим исследованиям только 22% взрослого населения России не могут прожить без чтения книг, в то время как 16% - читает только газеты, журналы и тому подобное. Таким образом, развитие рынка книг в России может происходить только в результате изменения покупательской активности менее четверти взрослого населения страны.

Исследование «Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России» показало, что в нашей стране наблюдается стремительный рост рынка электронной торговли книгами, годовой размер продаж которого уже составил 3 млрд. рублей (или примерно 7% от продаж на обыкновенном книжном рынке). Сейчас общий размер товарооборота на этом рынке продолжает увеличиваться. Сдерживающим фактором Интернет-торговли книгами признан низкий уровень распространения Интернета в России (примерно 33%).

Анализ наиболее значимых показателей российского книгоиздания, составленный на основе статистических данных, размещен в отдельном разделе исследования «Рынок книг и розничные сети по продаже книжной продукции в России». В издании также рассматриваются розничные пути реализации книг, например, при использовании сетевых проектов. Приводится информация в отношении наиболее значимых характеристик сетей, в отношении регионального расположения и распределения, степени известности. Степень известности книжных магазинов определена в результате онлайн-опроса, проведенного в Санкт-Петербурге и Москве.

Исследование, проводившееся в мае 2009 года, содержит в себе информацию о наиболее успешных участниках розничного книжного рынка, а именно, географическое размещение магазинов, контактные и общие данные о компаниях, в том числе наиболее значимые финансовые показатели деятельности.

Исследование проведено в мае 2009 года.

Объем отчета - 110 стр.

Отчет содержит 33 таблицы и  43 графика и диаграммы.

Язык отчета - русский.

Развернуть
Содержание

Аннотация

3

Полное оглавление

4

Список диаграмм

6

Список таблиц

8

Макроэкономическая ситуация

9

Макроэкономические показатели развития российской экономики

9

Розничная торговля в России

14

Демографическая ситуация в России

16

Книжный рынок России

19

Общая ситуация и основные тенденции

19

Объем рынка

19

Читательская активность населения

21

Характеристики читательского спроса (по данным онлайн-опроса РБК жителей Москвы и Санкт-Петербурга, сентябрь 2008)

23

В условиях кризиса

28

Основные показатели издательской деятельности

30

Выпуск книг и брошюр по названиям  и тиражу

30

Выпуск книг и брошюр по тематическим разделам

34

Выпуск книг и брошюр по регионам России

37

Основные игроки издательского рынка России

38

Ассоциации, объединения, выставки

39

Розничные каналы продаж книжной продукции

41

Общая ситуация и основные тенденции

41

Розничные книжные сети

43

Факторы привлекательности и непривлекательности книжных магазинов (по данным онлайн-опроса РБК)

45

Интернет-торговля книгами

49

Приложение 1

52

Приложение 2

54

Приложение 3

59

Приложение 4

60

Оценка книжных магазинов - знание и предпочтения. МОСКВА

60

Уровень знания магазинов

60

Уровень совершения покупок в магазинах

61

Оценка магазинов

63

Оценка книжных магазинов - знание и предпочтения. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

63

Уровень знания магазинов

64

Уровень совершения покупок в магазинах

64

Оценка магазинов

66

Приложение 5

68

Профили компаний

81

Библио-глобус

81

Библиосфера

83

Буква

85

Буквоед

87

Метида

89

Метропресс

91

Молодая гвардия

93

Московский дом книги

94

Новый книжный

95

ОЗОН

97

ПродаЛитЪ

99

Сейлс

100

Снарк

102

Топ-книга

103

Чакона

109

Развернуть
Иллюстрации

Рис. 1. Сравнение темпов роста ВВП, %

9

Рис. 2. Динамика курса доллара США и евро к рублю, 2008-2009 гг.

10

Рис. 3. Уровень инфляции в России по годам, %

11

Рис. 4. Динамика потребительских цен в России в 2008 году, %

11

Рис. 5. Рост оборота розничной торговли, млрд руб.

14

Рис. 6. Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

15

Рис. 7. Распределение розничного товарооборота по регионам в первом полугодии 2008 г., %

16

Рис. 8. Динамика численности населения в России по годам, млн чел.

17

Рис. 9. Распределение населения по возрастным группам, % к итогу

17

Рис. 10. Динамика рождаемости и общей численности детей в России, 1989-2009 гг.

18

Рис. 11. Число родившихся по федеральным округам, 2008 год, человек

18

Рис. 12. Структура потребительских расходов россиян, 2008, %

19

Рис. 13. Оценки торгового оборота книжного рынка России в 2003-2008 гг.

20

Рис. 14. Способы проведения досуга россиянами (данные опроса ВЦИОМ, июнь 2008)

22

Рис. 15. Изменение покупательского поведения в отношении книг с конца 2008 года (данные опроса РБК, май 2009)

29

Рис. 16. Динамика выпуска книг в России по количеству названий, 2003-2008 гг.

31

Рис. 17. Динамика выпуска книг в России по суммарному тиражу, 2003-2008 гг.

31

Рис. 18. Распределение выпуска книг и брошюр по тиражным группам в 2008 году (Общий тираж, тыс. экз.)

32

Рис. 19. Динамика среднего тиража книг в России, 2003-2008 гг.

33

Рис. 20. Соотношение изданий в обложке и переплете в % к общему количеству названий, 2003-2008 гг.

33

Рис. 21. Соотношение новых изданий и переизданий в % к общему количеству названий, 2003-2008 гг.

34

Рис. 22. Выпуск книг и брошюр по укрупненным тематическим разделам в 2008 г. (количество названий книг и брошюр), шт.

35

Рис. 23. Выпуск книг и брошюр по укрупненным тематическим разделам в 2008 г. (общий тираж), тыс. экз.

36

Рис. 24. Выпуск книг и брошюр субъектами РФ в 2008 году - количество названий книг и брошюр

37

Рис. 25. Выпуск книг и брошюр субъектами РФ в 2008 году - общий тираж

37

Рис. 26. Структура розничных каналов распространения книжной продукции в России

41

Рис. 27. Обеспеченность книжными магазинами по странам Европы, число жителей на 1 книжный магазин

42

Рис. 28. Распределение магазинов книжных сетей по продаже книжной продукции по федеральным округам,  %

45

Рис. 29. Факторы выбора магазина, "Почему Вы отдаете предпочтение этим магазинам?", % от всех опрошенных, отдающих предпочтение какому-либо магазину

46

Рис. 30. Факторы неудовлетворенности магазинами, "Что Вам не нравится в книжных магазинах?", %  от всех опрошенных

47

Рис. 31. Факторы выбора магазина, "Почему Вы отдаете предпочтение этим магазинам?", % от всех опрошенных, отдающих предпочтение какому-либо магазину

48

Рис. 32. Факторы неудовлетворенности магазинами, "Что Вам не нравится в книжных магазинах?", %  от всех опрошенных

49

Рис. 33. Доля посетителей интернет-магазинов, ставших покупателями (сделавших покупку), по товарным категориям, %

51

Рис. 34. Рейтинг литературных жанров, % от читавших москвичей и жителей Санкт-Петербурга ("Книги каких жанров Вы читали  лично для себя в этом году (начиная с Нового года), включая недочитанные книги и книги, прочитанные не полностью?")

54

Рис. 35. Источники получения книг ("Где Вы взяли книги, которые читали за этот период?"), % от всех опрошенных

55

Рис. 36. Рейтинг магазинов по уровню знания, "Какие из этих магазинов Вы знаете?", % от всех опрошенных москвичей

60

Рис. 37. Рейтинг магазинов по уровню совершения покупок, "В каких из этих книжных магазинов Москвы Вы делали покупки в этом году (начиная с Нового года)?", период - 9 месяцев, % от всех опрошенных москвичей

61

Рис. 38. Соотношение уровня знания магазинов и уровня совершаемых в них покупок, % от всех опрошенных москвичей, период - 9 месяцев 2008 года

62

Рис. 39. Оценки книжных магазинов, % от тех, кто знает данный магазин

63

Рис. 40. Рейтинг магазинов по уровню знания, "Какие из этих магазинов Вы знаете?", % от всех опрошенных жителей Санкт-Петербурга

64

Рис. 41. Рейтинг магазинов по уровню совершения покупок, "В каких из этих книжных магазинов Санкт-Петербурга Вы делали покупки в этом году (начиная с Нового года)?", период - 9 месяцев, % от всех опрошенных жителей Санкт-Петербурга

65

Рис. 42. Соотношение уровня знания магазинов и уровня совершаемых в них покупок, % от всех опрошенных жителей Санкт-Петербурга, период - 9 месяцев 2008 года

66

Рис. 43. Оценки книжных магазинов, % от тех, кто знает данный магазин

67

Развернуть
Таблицы

Табл. 1. Рост ВВП, номинальный в млрд руб. и относительный в %

9

Табл. 2. Темпы инфляции в 2008 году по странам, %

10

Табл. 3. Регионы: лидеры и аутсайдеры по среднедушевым доходам населения, ноябрь 2008

12

Табл. 4. Структура розничной торговли в 2008 г.

15

Табл. 5. Приверженность книгам и чтению (данные опроса ВЦИОМ, май 2008)

22

Табл. 6. Распределение выпуска книг и брошюр по тиражным группам в 2008 г.

32

Табл. 7. Основные характеристики выпуска книг и брошюр в 2008 году

34

Табл. 8. Выпуск художественной и детской литературы по жанрам в 2008 году

36

Табл. 9. Выпуск книг и брошюр по федеральным округам в 2007-2008 гг.

38

Табл. 10. ТОП-30 российских издательств, выпустивших наибольшее количество книг и брошюр в 2008 году

38

Табл. 11.  Книжные выставки-ярмарки

39

Табл. 12.  Показатели работы Национальной выставки-ярмарки "Книги России" за 1998-2007 гг.

40

Табл. 13. Федеральные сети. Количество магазинов розничных торговых сетей по продаже книжной продукции и количество городов присутствия

43

Табл. 14. Наиболее крупные региональные сети. Количество магазинов розничных торговых сетей по продаже книжной продукции города присутствия

43

Табл. 15. Пользование сетью Интернет в России, % от числа опрошенных

49

Табл. 16. Оборот рынка электронной торговли в России, млрд рублей

50

Табл. 17. ТОП-10 российских авторов по суммарному тиражу книг, выпущенных в 2008 году

52

Табл. 18. ТОП-10 зарубежных авторов по суммарному тиражу книг, выпущенных в 2008 году

52

Табл. 19. ТОП-10 детских писателей по суммарному тиражу книг, выпущенных в 2008 году

52

Табл. 20. ТОП-26 книг по объемам продаж в 3 квартале 2008 года (Московский Дом Книги)

53

Табл. 21. Среднее число прочитанных книг по жанрам среди всех опрошенных (период - 9 месяцев) - Москва и Санкт-Петербург

54

Табл. 22. Каналы получения книг разных жанров, % от читателей данного жанра - Москва и Санкт-Петербруг

56

Табл. 23. Среднее число купленных книг по жанрам, среди всех опрошенных, включая тех, кто не покупал книги (период - 9 месяцев)

57

Табл. 24. Ведущие книжные оптовики и библиотечные коллекторы России

59

Табл. 25. Соотношение уровня знания и уровня совершения покупок по магазинам

61

Табл. 26. Соотношение уровня знания и уровня совершения покупок по магазинам

65

Табл. 27. Книжные сети ЦФО, 2008 г.

68

Табл. 28. Торговые сети СЗФО, 2008 г.

71

Табл. 29. Торговые сети ЮФО, 2007 г.

72

Табл. 30. Торговые сети ПФО, 2008 г.

74

Табл. 31. Торговые сети УрФО, 2008 г.

77

Табл. 32. Торговые сети СФО, 2008 г.

78

Табл. 33. Торговые сети ДФО, 2008 г.

79

Развернуть
Выпуски
Развернуть