49 000 ₽
Российский рынок аптечного ритейла
Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
49 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Российский рынок аптечного ритейла

Дата выпуска: 31 марта 2011
Количество страниц: 165
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 47409
49 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание

Настоящее исследование посвящено описанию рынка аптечного ритейла в Москве и регионах России. В нем рассматриваются основные характеристики рынка: его конъюнктура, уровень концентрации, особенности развития аптечного бизнеса, основные сегменты. Исследование включает актуальные данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка аптечного ритейла и для оценки перспектив его развития. В исследовании проанализированы результаты работы ведущих игроков аптечного ритейла в условиях кризиса.

В первом разделе рассматривается состояние фармацевтического российского рынка, макроэкономическая конъюнктура рынка. Приведены данные по объему фармацевтического рынка Росии в стоимостном и денежном выражении, описана структура рынка.

Второй раздел исследования посвящен коммерческого розничному сегменту фармацевтического рынка России, рассматриваются основные показатели рынка - объем, структура, количество аптечных учреждений. В разделе дана характеристика основным сегментам аптечного ритейла. Также проанализирована законодательная основа деятельности аптечного бизнеса, отраслевые ассоциации, объединяющие игроков рынка.

Краткая характеристика социально-демографической ситуации приведена в третьем разделе исследования, в частности освещены вопросы численности населения в России и уровень заболеваемости. Раздел содержит краткую характеристику потребителей,  описано потребительское поведение.

В четвертом разделе исследования анализируются ассортиментная и ценовая политика аптек.

Пятый раздел посвящен ключевым игрокам рынка, в нем приводятся рейтинги аптечных сетей по количеству торговых точек, по объему продаж, по узнаваемости бренда, по влиятельности на рынок и другая информация.

В отчете приведены примеры профилей 16 аптечных сетей, имеющих разный региональный охват: национальные аптечные сети, межрегиональные аптечные сети, региональные аптечные сети.  Профили включают краткое описание компании, контактную информацию, формат обслуживания, показатели деятельности компаний,  финансовые показатели.

Информация для исследования собиралась на основе кабинетного исследования. Содержащиеся в настоящем отчете информация была получена из открытых источников, которые, по нашему мнению, являются надежными. Нами использована информация профильных госорганов и научно-исследовательских организаций:

  • Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).
  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
  • Министерство экономического развития РФ.
  • Министерство финансов РФ.
  • Всероссийский центр изучения общественного мнения.

В качестве источников нами также использованы данные и статистика ведущих исследовательских компаний, тексты российских и зарубежных статей о рынке аптечного ритейла, интервью со специалистами в области аптечного бизнеса, экспертных оценок представителей фирм.

Исследование проведено в январе-марте  2011 года.
Объем отчета - 165 стр.
Отчет содержит 41 таблицу и 57 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.

Развернуть
Содержание
 

Аннотация

3

Полное оглавление

4

Список диаграмм

7

Список таблиц

9

Фармацевтический российский рынок: состояние и основные тенденции развития

11

Объем и динамика  российского фармрынка

11

Структура фармацевтического российского рынка

13

Структура фармацевтического рынка в стоимостном выражении

14

Структура фармацевтического рынка в натуральном выражении

17

Основные участники фармацевтического рынка

19

Коммерческий розничный сегмент российского фармрынка

23

Объем и темпы роста  розничного коммерческого сектора фармрынка

23

Объем коммерческого розничного сегмента на фоне стран мира

23

Объем и динамика сегмента в стоимостном выражении

24

Индекс цен на коммерческом розничном сегменте

26

Объем и динамика сегмента в натуральном выражении

27

Структура рынка аптечного ритейла

28

Государственные, муниципальные и частные аптеки

28

Структура коммерческого розничного сегмента по регионам РФ

32

Структура аптечного ритейла по территориальному расположению

34

Структура аптечного ритейла по формату торговой точки

34

Основные количественные характеристики аптечного ритейла

36

Количество аптечных точек

36

Уровень обеспеченности населения аптечными услугами

37

Концентрация рынка

39

Сезонная динамика розничного сегмента фармрынка

44

Некоторые финансовые показатели работы аптек

46

Сетевой принцип построения аптек

48

Характеристика отдельных сегментов аптечного ритейла

52

Традиционные аптеки с закрытой формой выкладки

52

Аптечный супермаркет

52

Фармацевтический дискаунтер

54

Интернет-аптеки

55

Нишевые аптеки

58

Государственное регулирование рынка

58

Лицензирование фармацевтической деятельности

60

Ассоциации аптек

62

Характеристика потребителей аптечного ритейла

67

Социально-демографическая ситуация в России

67

Динамика численности населения

67

Динамика заболеваемости и смертности населения

69

Сегментация потребителей лекарственных средств

71

Потребительское поведение потребителей

76

Факторы выбора аптек

78

Частота совершения покупок

80

Средняя стоимость покупок в месяц

81

Востребованность дисконтных программ и рекламных мероприятий

83

Ассортимент и цены аптек

85

Ассортиментная политика  и структура ассортимента аптек

85

Ассортиментная политика аптек различных типов

85

Лекарственный/ нелекарственный ассортимент аптек

87

ЖНВЛС в ассортименте аптек

90

Оригинальные препараты/ дженерики/ биопрепараты

93

Рецептурные/ безрепептурные ЛС

94

Отечественные/ импортные ЛС

94

Лидеры продаж  на коммерческом розничном сегменте

95

Основные производители на коммерческом сегменте фармрынка

100

Цены в розничном коммерческом сегменте

101

Ценовая сегментация на коммерческом рынке

101

Ценнообразование на ЖНВЛС

104

Ценовая политика аптек

104

Ключевые игроки рынка аптечного ритейла

106

Тенденции развития российского розничного сектора фармрынка

113

Профили аптечных учреждений

115

Развернуть
Иллюстрации
 

Рис. 1. Динамика объема фармацевтического российского рынка в целом, 2005-2010 гг., млрд. руб.

12

Рис. 2. Динамика объема фармацевтического российского рынка лекарственных средств, 2005-2010 гг., млрд. упак.

13

Рис. 3. Структура российского фармацевтического рынка (в стоимостном выражении), 2010 года

14

Рис. 4. Структура российского фармацевтического рынка  (в стоимостном выражении) в %,  2006-2010 г.г.

16

Рис. 5. Структура российского фармацевтического рынка по регионам                  (в стоимостном выражении) в %,  2008-2009 г.г.

17

Рис. 6. Структура российского фармацевтического рынка (в натуральном выражении), 2010 год

18

Рис. 7. Динамика структуры российского фармрынка  (в натуральном выражении),  2006-2010 г.г., в %

19

Рис. 8. Структура фармацевтического рынка РФ

20

Рис. 9. Динамика структуры российского фармрынка  (количество организаций),  2000-2009 г.г., в %

21

Рис. 10. Доля ТОП-10 участников рынка по сегментам в %, 2009 г.

22

Рис. 11. Объем розничного рынка ГЛС России и других стран мира в млрд.  долларов, 2009 г.

23

Рис. 12. Потребление ГЛС на душу населения в России и в других странах мира, 2009 г.

24

Рис. 13. Потребление ГЛС на душу населения в России в долларах, 2003-2010 г.

24

Рис. 14. Динамика объема коммерческого розничного сектора российского фармрынка, 2006-2010 гг., млрд. руб.

25

Рис. 15. Изменение цен на ГЛС на коммерческом рынке России, 2005-2009 гг.

26

Рис. 16. Динамика объема коммерческого розничного сектора российского фармрынка, 2006-2010 гг., млрд. упак.

28

Рис. 17. Структура розничного коммерческого сегмента фармрынка по форме собственности (кол-во аптечных учреждений), в %

28

Рис. 18. Структура коммерческого розничного сегмента фармрынка России  по форме собственности (количество аптечных учреждений) в %,  2001-2007 г.г.

29

Рис. 19. Структура розничного коммерческого сегмента фармрынка по регионам   (в стоимостном выражении) в %,  2008-2009 г.г.

33

Рис. 20. Структура розничного коммерческого фармрынка по территориальному расположению (кол-во аптечных учреждений), в %

34

Рис. 21. Структура коммерческого розничного сегмента фармрынка по формату торговли (по количеству организаций), 2010 г.

35

Рис. 22. Динамика структуры коммерческого сегмента по формату торговли  (количество организаций),  2000-2009 г.г., в %

36

Рис. 23. Количество аптек на 1000 жителей в странах Европы

38

Рис. 24. Концентрация ТОП-10 аптечных сетей, 2003-2009 г.

40

Рис. 25. Средние значения количества действующих хозяйствующих субъектов (сетей и одиночных аптек)

41

Рис. 26. Средний уровень концентрации в муниципальных образованиях различной величины

41

Рис. 27. Доля регионов РФ с наличием признаков домирирования в аптечных услугам (имеется хозяйствующий субъект с долей выше 35%)

44

Рис. 28. Сезонная динамика коммерческого рынка ГЛС в России, 2008-2010

45

Рис. 29. Квартальная динамика структуры коммерческого розничного фармрынка России  (в стоимостном и натуральном выражении), 2007-2008 г.

46

Рис. 30. Оборот аптечных учреждений в различныъ субъектах РФ

46

Рис. 31. Доля аптечных сетей на розничном фармацевтическом рынке России, 2002-2009 г.

50

Рис. 32. Доля покупателей интернет-аптек, 2010 г.

57

Рис. 33. Динамика структуры населения России по возрастным группам

69

Рис. 34. Оценка удовлетворенности состоянием здоровья у населения Росиии, 2010

71

Рис. 35. Пол посетителей аптек (% опрошенных)

72

Рис. 36. Возраст посетителей аптек (% опрошенных)

72

Рис. 37. Сфера занятости посетителей аптек (% опрошенных)

73

Рис. 38. Структура пациентов по возрасту

73

Рис. 39. Доля различных групп населения в России

74

Рис. 40. Описание психотипа «Заботящиеся о здоровье, ориентированные на специалистов, рекламу»

75

Рис. 41. Описание психотипа «Выживающие рационалисты»

75

Рис. 42. Описание психотипа «Wellness-ориентированные, самостоятельные  в выборе путей  лечения»

76

Рис. 43. Описание психотипа «Беззаботные «прожигатели жизни»

76

Рис. 44. Факторы, влияющие на выбор аптеки (% от опрошенных)

79

Рис. 45. Факторы, влияющие на выбор аптченого фарммаркета (% от опрошенных)

79

Рис. 46. Количество аптек, посещаемых в течение одного месяца (% от опрошенных)

80

Рис. 47. Частота посещения аптек в г.Москва  (% от опрошенных)

81

Рис. 48. Частота посещения аптек различными группами населения

81

Рис. 49. Средний уровень расходов на лекарства в месяц  (% от опрошенных)

82

Рис. 50. Причины, приводящие к изменению первоначального запроса и согласию на замену препарата  (% от опрошенных)

83

Рис. 51. Значимость рекламных мероприятий  (% от опрошенных)

84

Рис. 52. Структура продаж аптечных сетей в разрезе «лекарственный/ нелекарственный ассортимент» в 2009-2010 г. , в % (в стоимостном выражении)

88

Рис. 53. Структура аптечных продаж косметики в зависимости от типа  (в стоимостном и натуральном выражении), 2008 г.

90

Рис. 54. Структура коммерческого сегмента по списку ЖНВЛС  (в стоимостном и натуральном выражении), 2008-2009 г.

91

Рис. 55. Структура продаж дженериков, оригинальных ЛС и биопрепаратов в 2006-2009 г. (в стоимостном выражении), %

93

Рис. 56. Соотношение продаж рецептурных и безрецептурных ГЛС  (в стоимостном и натуральном выражении), 2008-2009 г.

94

Рис. 57. Соотношение продаж импортных и лекартсвенных ГЛС  (в стоимостном и натуральном выражении), 2008-2009 г.

95

Рис. 58. Структура коммерческого рынка ГЛС по ценовым сегментам (в стоимостном выражении)

102

Рис. 59. Структура коммерческого рынка БАД по ценовым сегментам (в стоимостном выражении), 2008

103

Рис. 60. Ценовая сегментация косметических средств, реализуемых через аптеки 2008-2009 г. (в стоимостном выражении), %

103

Рис. 61. Динамика ТОП-10 аптечных сетей

107

Рис. 62. ТОП межрегиональных аптечных сетей (по количеству торговых объектов), 3 кв. 2010

108

Рис. 63. ТОП-5 региональных аптечных сетей (по количеству торговых объектов), 3 кв. 2010

108

Рис. 64. Узнаваемость бренда, 2008 г. (% опрошенных)

111

Развернуть
Таблицы
 

Табл. 1. Объем российского фармацевтического рынка по основным сегментам (в стоимостном выражении) в млрд. руб., 2006-2010 г.г.

15

Табл. 2. Структура фармацевтического рынка РФ по регионам, 2000-2009 г.г.

16

Табл. 3. Объем  российского фармацевтического рынка по основным сегментам (в натуральном выражении) в млрд. упаковок, 2006-2010 г.г.

19

Табл. 4. Данные по динамике количества оптовых, розничных и производственных фарморганизаций, 2000-2009 г.г.

20

Табл. 5. Структура коммерческого розничного сегмента фармрынка России по форме собственности в разрезе регионов, 2007 г.

30

Табл. 6. Структура коммерческого розничного сегмента фармрынка РФ по регионам, 2008-2009

32

Табл. 7. Данные по динамике количества розничных аптечных организаций, 2000-2010 г.г.

37

Табл. 8. Количество аптечных учреждений в регионах РФ

38

Табл. 9. Большие и крупные города с высоким уровнем концентрации

42

Табл. 10. Большие и крупные города с низким уровнем концентрации

43

Табл. 11. Крупнейшие аптечные сети России по количеству торговых точек , 2010 г.

51

Табл. 12. Крупнейшие аптечные сети Россиии, развивающие формат аптечного фарммаркета

54

Табл. 13. Распределение посетителей сайтов по медицине по географии (по городам России)

56

Табл. 14. Наиболее влиятельные профессиональные некоммерческие объединения и ассоциации на фармацевтическом рынке России, 2009

63

Табл. 15. Численность населения по субъектам РФ (на конец года, тыс. чел.)

67

Табл. 16. Численность населения РФ  в 2005-2010 г.г. (на конец года, тыс. чел.)

68

Табл. 17. Возрастная структура населения России (на 1 января, тыс. человек)

68

Табл. 18. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

69

Табл. 19. Показатели смертности населения по основным классам причин смерти

70

Табл. 20. Заболеваемость населения по основным классам болезней, тыс. чел. (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни)

70

Табл. 21. Мнение населения о целях формирования сбережений на 2009 г.

77

Табл. 22. Динамика доли количества людей, указавших создание сбережений на лечение в качестве одной из целей их формирования

77

Табл. 23. Структура потребительских расходов домашних хозяйств

78

Табл. 24. ТОП-5 категорий препаратов у различных групп населения

82

Табл. 25. Значимость минимального размера установленной скидки (% опрошеных)

84

Табл. 26. ТОП-15 торговых марок в коммерческом розничном секторе российского фармрынка в стоимостном выражении, 2010 г.

96

Табл. 27. Двадцать ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж  в стоимостном выражении (ТОР-20) на коммерческом рынке России, 2008-2009 г.

96

Табл. 28. Лекарственные препараты, наиболее употребляемые населением старше 16 лет (ТОР-15), 2008-2009 г.

97

Табл. 29. Лекарственные препараты, наиболее часто назначаемые врачами (ТОР-15), ноябрь 2009 г.

97

Табл. 30. ТОП-20 продаж брендов БАД в России, 2008г.

98

Табл. 31. ТОП-10 брендов селективной косметики (премийм и люкс класса), 2008г.

99

Табл. 32. ТОП-10 брендов косметики «масс-маркет», 2008г.

99

Табл. 33. ТОП-10 брендов лечебной косметики, 2008г.

100

Табл. 34. ТОР-20 фирм-производителей ГЛС по объему аптечных продаж на коммерческом сегменте рынка России , 2008-2009 г.

100

Табл. 35. ТОР российских аптечных сетей по доле в денежном выражении на аптечной коммерческом рынке ЛС, 2008-2009 г.г.

106

Табл. 36. ТОР-10 российских аптечных сетей на аптечной коммерческом рынке РФ, 2009 г.г.

106

Табл. 37. Крупные региональные аптечные сети

108

Табл. 38. ТОР российских аптечных сетей на региональных рынках по итогам 2009 г. (количество аптек в федеральном округе)

110

Табл. 39. География охвата крупнейших аптечных сетей (количество субъектов РФ), 2008-2009 г.г.

110

Табл. 40. Десять наиболее влиятельных национальных и межрегиональных аптечных сетей

111

Табл. 41. Десять наиболее влиятельных региональных аптечных сетей

111

Развернуть
Выпуски
В этой вкладке вы можете посмотреть и приобрести все предыдущие выпуски данного исследования
Развернуть