Аналитическое исследование "Розничные сети по продаже мебели и мебельные торговые центры в России" посвящено анализу российского рынка организованной торговли мебелью. В отчете проанализированы ведущие тенденции, характерные для данной отрасли, рассмотрены перспективы развития российского мебельного ритейла и основных форматов торговли. Важная составляющая отчета - анализ мебельного ритейла в контексте макроэкономических показателей регионов РФ.
Одна из целей исследования - изучение и анализ структуры мебельного ритейла. Объектами исследования на российском розничном рынке мебели стали торговые сети, а также торговые центры, специализирующиеся на продаже мебели. Сетевая розница, а также крупноформатные мебельные площадки на сегодняшний день в наибольшей степени определяют развитие рынка и основные аспекты его функционирования.
Ключевым направлением данного исследования стал региональный анализ мебельного ритейла в РФ. В разделе, посвященном характеристике текущей ситуации на региональных рынках, анализируются основные факторы развития мебельного ритейла по федеральным округам, приводятся актуальные данные по представленным в них торговым сетям, планам их развития и экспансии новых игроков.
Профили операторов мебельной розницы включают краткое описание компании, основные характеристики торговой сети, динамика численности торговых точек, финансовые показатели, контактную информацию. По торговым сетям приведены оценочные данные о количестве и форматах магазинов, географии присутствия сети, числе ассортиментных позиций, финансовых показателях компаний и пр.
В рамках исследования проведен online-опрос интернет-аудитории РБК (март 2012 г., объем выборки - более 4 тыс. респондентов). Результаты исследования, приведенные в данном отчете, отражают специфику потребительского спроса на рынке мебельного ритейла в России по основным направлениям (частота покупки, размер трат, виды покупаемой мебели, планы на покупки мебели в 2012 г., уровень пользования интернет-магазинами и т.д.)
При проведении исследования применялись следующие методы:
В рамках кабинетного исследования были использованы следующие источники:
Исследование проведено в феврале-апреле 2012 г.
Объем отчета - 286 стр.
Отчет содержит 112 рисунков и 96 таблиц
Язык отчета - русский.
Аннотация | 3 |
Полное оглавление | 4 |
Список диаграмм | 9 |
Список таблиц | 12 |
Развитие мебельного ритейла в РФ | 15 |
Общие характеристики рынка | 15 |
Объемы российского производства мебели | 15 |
Импорт и экспорт мебели | 19 |
Объем рынка мебельного ритейла | 21 |
Потребление | 23 |
Тенденции | 26 |
Структура мебельного ритейла в РФ | 27 |
Основные характеристики | 27 |
Классификация торговых сетей по продаже мебели | 28 |
Международные мебельные сети | 28 |
Федеральные мебельные сети | 30 |
Региональные мебельные сети | 32 |
Развитие торговых форматов сетевой розницы | 34 |
Мебельные супермаркеты | 36 |
Мебельные торговые центры | 39 |
Фирменные сети производителей | 42 |
Франчайзинговые схемы в мебельном ритейле | 44 |
Описание основных сегментов мебельного ритейла | 46 |
Офисная мебель | 46 |
Мягкая мебель | 47 |
Корпусная мебель | 49 |
Мебель для кухни | 50 |
Региональный анализ российского мебельного ритейла | 51 |
Потребительские предпочтения на рынке мебельного ритейла РФ | 158 |
Социально-демографический портрет потребителей мебели | 159 |
Покупательская активность в 2011 году | 161 |
Уровень трат на покупку мебели | 163 |
Планы по покупке мебели в 2012 году | 164 |
Критерии выбора мебели | 165 |
Предпочитаемые места покупок | 166 |
Рейтинг узнаваемости мебельных сетей | 168 |
Критерии выбора мебельного магазина | 169 |
Покупки мебели в интернет-магазине | 170 |
Источники информации о мебельных новинках | 173 |
Профили торговых сетей | 175 |
Приложение | 238 |
Табл. 1. Производство мебели в РФ в разрезе федеральных округов, 9 мес. 2010-2011 гг, в млн. руб. без НДС и % 16
Табл. 2. Объем российского производства по видам мебели, 2011 г. 17
Табл. 3. Некоторые показатели российской мебельной отрасли в 2011 г. 18
Табл. 4. Импорт мебели из Китая в РФ, 2011 г. 20
Табл. 5. Доля мебели в товарной структуре оборота розничной торговли в РФ, (в фактически действовавших ценах, в % к итогу) 22
Табл. 6. Изменение продажи и запасов мебели в организациях розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства), 2011 г. 22
Табл. 7. Основные типы торговых сетей в России 28
Табл. 8. Крупнейшие федеральные мебельные операторы по числу торговых точек в РФ, 2011 г.* 30
Табл. 9. Крупнейшие региональные операторы по числу торговых точек в РФ, 2011 г. 32
Табл. 10. Основные форматы торговли в российской мебельной рознице 35
Табл. 11. Преимущества и недостатки торговых форматов 35
Табл. 12. Розничные сети мебельных супермаркетов/гипермаркетов в РФ, 2008-2012 гг. 36
Табл. 13. Характеристики мультибрендовых супермаркетов на российском мебельном рынке, 2012 г. 37
Табл. 14. Крупнейшие торговые центры по продаже мебели в РФ, 2012 г. 40
Табл. 15. Фирменные сети производителей, 2012 г. 43
Табл. 16. Характеристики фирменных сетей производителей 43
Табл. 17. Крупнейшие мебельные сети РФ, специализирующиеся на офисной мебели, 2012 г. 47
Табл. 18. Крупнейшие мебельные сети РФ, специализирующиеся на мягкой мебели, 2012 г. 48
Табл. 19. Крупнейшие мебельные сети РФ, специализирующиеся на корпусной мебели, 2012 г. 49
Табл. 20. Крупнейшие мебельные сети РФ, специализирующиеся на кухонной мебели, 2012 г. 50
Табл. 21. Крупнейшие города РФ по численности населения, доходу, обороту розничной торговли 51
Табл. 22. Число построенных квартир в РФ и их средний размер 55
Табл. 23. Среднемесячный денежный доход на душу населения в ЦФО, руб. 59
Табл. 24. Строительство жилых домов в ЦФО по областям, в тыс. кв. м. 61
Табл. 25. Розничные продажи бытовой мебели в ЦФО по областям, тыс. руб., 2009-2011 гг. 62
Табл. 26. Крупнейшие мебельные сети в ЦФО (по числу розничных точек), 2011 г. 63
Табл. 27. Сетевые торговые центры в ЦФО, 2011 г. 63
Табл. 28. Несетевые торговые центры в ЦФО*, 2011 г. 64
Табл. 29. Розничная торговля в Москве и Московской области, 2005-2011 гг. 66
Табл. 30. Торговые центры, введенные в эксплуатацию в 2011 г. в Москве 68
Табл. 31. Крупнейшие федеральные мебельные сети Москвы и Московской области, 2012 г. 70
Табл. 32. Крупнейшие мебельные центры Москвы и Московской области, 2012 г. 70
Табл. 33. Розничная торговля в Воронежской области, 2004-2011 гг. 75
Табл. 34. Крупнейшие мебельные сети Воронежской области, 2012 г. 77
Табл. 35. Крупнейшие торговые центры Воронежской области, 2011 г. 78
Табл. 36. Ввод в действие жилых домов в СЗФО по областям, тыс. кв. м, 2009-2011 гг. 81
Табл. 37. Розничные продажи бытовой мебели в ЦФО по областям, тыс. руб., 2009-2011 гг. 83
Табл. 38. Крупнейшие мебельные сети в СЗФО, 2012 г. 84
Табл. 39. Сетевые торговые центры в СЗФО, 2012 г. 84
Табл. 40. Несетевые торговые центры в СЗФО 85
Табл. 41. Розничная торговля в Санкт-Петербурге и Ленинградской области 86
Табл. 42. Диапазоны арендных ставок в зависимости от специализации арендатора, 2011 г, руб./кв.м/мес. (с учетом НДС и оплаты коммунальных платежей) 89
Табл. 43. Крупнейшие мебельные сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2012 г. 90
Табл. 44. Крупнейшие мебельные торговые центры Санкт-Петербурга, 2012 г. 91
Табл. 45. Среднемесячный денежный доход на душу населения в ЮФО, руб. 94
Табл. 46. Ввод в действие жилых домов в ЮФО, тыс. кв м 95
Табл. 47. Розничные продажи бытовой мебели в ЮФО по областям, тыс. руб., 2009-2011 гг. 96
Табл. 48. Крупнейшие мебельные сети в ЮФО, 2012 г. 97
Табл. 49. Показатели развития розничной торговли в Краснодарском крае, 2005-2011 гг. 99
Табл. 50. Крупнейшие мебельные сети Краснодарского края, 2012 г. 100
Табл. 51. Крупнейшие мебельные торговые центры Краснодарского края, 2012 г. 101
Табл. 52. Розничная торговля в Ростовской области, 2003-2011 гг. 103
Табл. 53. Крупнейшие мебельные сети Ростовской области, 2011 г. 105
Табл. 54. Крупнейшие торговые центры Ростовской области, 2012 г. 105
Табл. 55. Крупнейшие мебельные сети Волгоградской области, 2012 г. 109
Табл. 56. Крупнейшие торговые центры Волгоградской области, 2012 г. 109
Табл. 57. Наиболее крупные города СКФО, тыс. чел. 112
Табл. 58. Уровень среднедушевого дохода в СКФО 112
Табл. 59. Объемы жилищного строительства в СКФО, тыс. кв. м. 112
Табл. 60. Розничные продажи бытовой мебели в СКФО по регионам, тыс. руб. 113
Табл. 61. Розничные мебельные сети в Северокавказском федеральном округе 114
Табл. 62. Мебельные центры СКФО, 2011 г. 115
Табл. 63. Среднемесячный денежный доход на душу населения в ПФО 116
Табл. 64. Ввод в действие жилых домов в ПФО по регионам, млн. кв. м. 117
Табл. 65. Розничные продажи бытовой мебели в ПФО по областям, тыс. руб., 2009-2011 гг. 119
Табл. 66. Крупнейшие мебельные сети в ПФО, 2012 г. 120
Табл. 67. Мебельные торговые центры в ПФО 121
Табл. 68. Крупнейшие мебельные сети Татарстана, 2012 г. 124
Табл. 69. Крупнейшие торговые центры республики Татарстан 125
Табл. 70. Среднемесячный денежный доход на душу населения в УрФО, руб. 128
Табл. 71. Ввод в действие жилых домов в УрФО, млн. кв. м. 129
Табл. 72. Розничные продажи бытовой мебели в УрФО по областям, тыс. руб. 130
Табл. 73. Крупнейшие мебельные сети в Уральском ФО, 2012 г. 131
Табл. 74. Крупнейшие торговые центры в Уральском ФО, 2011 г. 132
Табл. 75. Крупнейшие мебельные сети Свердловской области, 2012 г. 135
Табл. 76. Крупнейшие торговые центры Свердловской области, 2011 г. 135
Табл. 77. Среднемесячный денежный доход на душу населения в СФО, руб. 138
Табл. 78. Ввод в действие жилых домов в СФО, млн. кв.м. 139
Табл. 79. Розничные продажи бытовой мебели в СФО по областям, тыс. руб. 141
Табл. 80. Крупнейшие мебельные сети в СФО, 2012 г. 142
Табл. 81. Крупнейшие торговые центры в СФО, 2012 г. 142
Табл. 82. Крупнейшие мебельные сети Новосибирской области, 2011 г. 146
Табл. 83. Крупнейшие торговые центры Новосибирской области, 2011 г. 146
Табл. 84. Среднемесячный денежный доход на душу населения в ДФО, руб. 149
Табл. 85. Ввод в действие жилых домов в ДФО, млн. кв. м 150
Табл. 86. Розничные продажи бытовой мебели в ДВФО по областям, тыс. руб. 151
Табл. 87. Крупнейшие мебельные сети ДФО, 2012 г. 152
Табл. 88. Крупнейшие торговые центры в ДВФО, 2012 г. 154
Табл. 89. Розничная торговля Приморского края, 2005-2011 гг. 154
Табл. 90. Крупнейшие мебельные сети Приморского края, 2012 г. 156
Табл. 91. Зависимость частоты покупки новой мебели от уровня дохода респондентов, % 162
Табл. 92. Зависимость частоты покупок новой мебели от места проживания респондентов, % 162
Табл. 93. Зависимость суммы трат на мебель от среднедушевого уровня дохода респондентов, % 164
Табл. 94. «Какими критериями Вы руководствуетесь при выборе мебели?», % 165
Табл. 95. Зависимость мест покупки мебели от города проживания респондентов, % 167
Табл. 96. Зависимость частоты покупки мебели в интернет-магазине от города проживания, % 171