В мае 2014 г. компанией «Амикрон-консалтинг» был подготовлен аналитический обзор, посвященный оценке инвестиционной привлекательности бизнеса по производству керамического кирпича.
В исследовании представлены следующие данные:
─ оценка инвестиционных параметров бизнеса по производству кирпича: необходимый объем инвестиций, рентабельность и окупаемость вложений, структура производственных затрат;
─ анализ инвестиционной привлекательности российского рынка керамического кирпича;
─ этапы и особенности организации работы кирпичного завода;
─ требования к инфраструктуре, сырьевому обеспечению, оборудованию для обеспечения работы кирпичного завода;
─ оценка ситуации на рынке керамического кирпича за предыдущие годы, включая анализ показателей за 2013 г.;
─ развитие рынка крупноформатной поризованной керамики как одного из наиболее перспективных сегментов рынка кирпича;
─ оценка конкуренции на рынке керамического кирпича, объемы производства основными игроками (ТОП-50) в 2012-2013 гг.;
─ анализ конкурентных позиций керамического кирпича по отношению к товарам-заменителям;
─ оценка текущей инвестиционной активности: ввод новых кирпичных заводов, описание крупнейших реализованных и реализуемых проектов;
─ характеристика сегментов потребления, оценка изменений в структуре спроса на керамический кирпич;
─ прогнозы развития рынка керамического кирпича: прогноз производства, ценовой динамики.
Обзор содержит большое количество графического материала (таблиц, диаграмм), что значительно повышает наглядность предоставления информации.
Период исследования: в исследовании представлены данные до 2013 г. включительно, прогнозы до 2022 г.
Объектом исследования является российский рынок керамического кирпича.
Цель исследования: оценить инвестиционную привлекательность и инвестиционные параметры бизнеса по производству керамического кирпича.
Объем и структура отчета. Аналитический отчет по исследованию состоит из 12 разделов общим объемом 126 страниц; иллюстрирован 23 диаграммами и рисунками; 44 таблицами. В приложении к исследованию представлена база данных по 350 крупнейшим производителям кирпича, включая данные об объемах производства по 185 предприятиям за 2012-2013 гг.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 4
ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
МЕТОДИКА 9
РЕЗЮМЕ 11
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ БИЗНЕСА ПО ПРОИЗВОДСТВУ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА 15
1.1. Объем инвестиций, рентабельность и окупаемость проектов по производству керамического кирпича 15
1.2. SWOT-анализ перспективности организации кирпичного производства 17
1.3. Факторы, влияющие на инвестиционные затраты и производственные издержки 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КИРПИЧНОГО ЗАВОДА 23
2.1. Этапы организации работы кирпичного производства 23
2.2. Поставщики оборудования для кирпичного производства 26
2.3. Особенности организации сбыта керамического кирпича 28
3. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА 32
3.1. Ретроспективный анализ развития российского рынка строительного кирпича 32
3.2. Текущее технологическое состояние отрасли 35
3.3. Сегментация производителей по уровню технического состояния 37
4. ПРОИЗВОДСТВО КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА В РОССИИ 39
4.1. Производство керамического кирпича в России в 2010-2013 гг. 39
4.2. Динамика и структура производства кирпича по федеральным округам в 2010 2013 гг. 41
4.3. Производство керамического кирпича по регионам в 2012-2013 гг. 43
5. РАЗВИТИЕ РЫНКА КРУПНОФОРМАТНОГО ПОРИЗОВАННОГО КИРПИЧА 47
5.1. Особенности развития рынка крупноформатного поризованного кирпича в России 47
5.2. Основные игроки рынка крупноформатной поризованной керамики 48
5.3. Характеристика ведущих российских производителей крупноформатного поризованного кирпича 52
6. КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА 56
6.1. Конкурентная среда на российском рынке керамического кирпича 56
6.2. Региональные особенности конкурентной среды на рынке керамического кирпича 57
6.3. Крупнейшие производители керамического кирпича в России 59
7. КОНКУРЕНЦИЯ С ДРУГИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И СТРОЙМАТЕРИАЛАМИ 62
7.1. Конкуренция кирпичного домостроения с другими технологиями жилищного строительства 62
7.2. Преимущества и недостатки разных технологических решений в жилищном строительстве 63
7.3. Развитие рынков конкурирующих стройматериалов (товаров-заменителей керамического кирпича) 66
8. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ НА РЫНКЕ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА 68
8.1. Ввод производственных мощностей на российском рынке керамического кирпича 68
8.2. Реализованные проекты на рынке керамического кирпича в 2010-2014 гг. 71
8.3. Строящиеся кирпичные заводы и новые проекты 79
9. ЦЕНОВАЯ СИТУАЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА 85
9.1. Особенности ценообразования на рынке керамического кирпича 85
9.2. Динамика цен на российском рынке керамического кирпича в 2007-2013 гг. 86
9.3. Региональные особенности ценообразования на рынке керамического кирпича 89
10. ПОТРЕБЛЕНИЕ КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА В РОССИИ 92
10.1. Объемы российского рынка керамического кирпича 92
10.2. Сегменты потребления керамического кирпича 93
10.3. Развитие строительной отрасли в России в 2012-2013 гг. 96
11. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА ДО 2022 г. 104
11.1. Перспективы развития рынка керамического кирпича в России в 2014-2022 гг. 104
11.2. Прогнозы производства керамического кирпича в России и по федеральным округам в 2013-2022 гг. 106
11.3. Прогнозы ценовой динамики на рынке керамического кирпича в 2014-2022 гг. 108
12. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА 110
12.1. Описание материала, технические характеристики и нормативные требования 110
12.2. Технология производства керамического кирпича 118
12.3. Технологические особенности производства и использования крупноформатного поризованного кирпича 122
Приложение. Крупнейшие заводы-производители строительного кирпича в России 125
Информация о компании «Амикрон-консалтинг» 126
Рис. 1. Этапы реализации инвестиционного проекта по запуску кирпичного завода 23
Рис. 2. Производство строительного кирпича в России в советский период и до 2013 г. 32
Рис. 3. Динамика ввода жилья и производства кирпича с 1960 г. по 2013 гг. 33
Рис. 4. Средний уровень загрузки мощностей по производству керамического кирпича по федеральным округам в 2012 г. 36
Рис. 5. Динамика производства керамического кирпича в России в 2010-2013 гг. 39
Рис. 6. Выпуск керамического кирпича в России по месяцам в 2010-2013 гг. 40
Рис. 7. Региональная структура производства керамического кирпича в России в 2010-2013 гг. 42
Рис. 8. Динамика производства керамического кирпича по федеральным округам России в 2013 г. 42
Рис. 9. Структура ввода жилья в зависимости от материала стен в России в 2009 2012 гг. 62
Рис. 10. Структура рынка стеновых материалов в России в 2004-2013 гг. 66
Рис. 11. Производство керамического кирпича и ячеистых блоков в России в 2009 2013 гг. 67
Рис. 12. Сопоставление цен производства, приобретения и объемов выпуска керамического кирпича в России в 2010-2013 гг. 88
Рис. 13. Среднегодовые цены производителей на керамический кирпич по федеральным округам России в 2013 г. 90
Рис. 14. Цены приобретения строительными организациями керамического кирпича по федеральным округам России в 2013 г. 91
Рис. 15. Объемы потребления керамического кирпича в России в 2004-2013 гг. 92
Рис. 16. Сегменты потребления керамического кирпича 93
Рис. 17. Объемы нежилого строительства по сегментам в России в 2007-2013 гг. 96
Рис. 18. Ввод жилых площадей в России в 1991-2013 гг. 97
Рис. 19. Региональная структура жилищного строительства в России в 2007-2013 гг. 98
Рис. 20. Доля индивидуального жилищного строительства в ФО России в 2013 г. 100
Рис. 21. Доля индивидуального строительства во вводе жилья в России в 1998-2013 гг. и плановые показатели до 2015 г. 103
Рис. 22. Прогноз производства керамического кирпича в России в 2014-2022 гг. 107
Рис. 23. Схема производства керамического кирпича 118
Перечень таблиц:
Табл. 1. Инвестиционные параметры бизнеса по производству керамического кирпича 15
Табл. 2. SWOT-анализ инвестиционной привлекательности строительства кирпичного завода 17
Табл. 3. Характеристика производителей оборудования для производства керамического кирпича 28
Табл. 4. Параметры поддонов для кирпича согласно ГОСТ 30
Табл. 5. Виды транспорта для перевозки кирпича 30
Табл. 6. Выпуск кирпича в расчете на 1 кв.м жилых площадей в период с 1960 по 2013 гг. 33
Табл. 7. Этапы развития строительства и рынка кирпича в России 34
Табл. 8. Величина производственных мощностей по выпуску керамического кирпича и уровень их использования в России и по федеральным округам 35
Табл. 9. Выпуск керамического кирпича в России в 2010-2013 гг. 39
Табл. 10. Помесячная динамика производства керамического кирпича в России в 2010-2013 гг. 40
Табл. 11. Производство керамического кирпича по федеральным округам в 2010 2013 гг. 41
Табл. 12. Производство керамического кирпича в расчете на 1 тысячу жителей и на 1 кв.м по федеральным округам в 2012-2013 гг. 43
Табл. 13. Региональная динамика производства керамического кирпича в России в 2012-2013 гг. 44
Табл. 14. Перечень основных игроков рынка крупноформатного поризованного кирпича в России 48
Табл. 15. Производственные показатели крупнейших холдинговых структур на российском рынке керамического кирпича 56
Табл. 16. Характеристика конкуренции на рынке керамического кирпича по федеральным округам 58
Табл. 17. ТОП-10 российских производителей керамического кирпича в 2013 г. 59
Табл. 18. Производственные показатели 50-ти крупнейших игроков российского рынка керамического кирпича в 2012-2013 гг. 60
Табл. 19. Ввод производственных мощностей по выпуску керамического кирпича в России в 1998-2012 гг. 68
Табл. 20. Ввод производственных мощностей по выпуску керамического кирпича по федеральным округам в 2004-2012 гг. 69
Табл. 21. Ввод производственных мощностей по выпуску керамического кирпича по регионам в 2007-2012 гг. 70
Табл. 22. Новые заводы по выпуску керамического кирпича в России (введенные в 2010-2014 гг.) 71
Табл. 23. Реализуемые и перспективные проекты ввода мощностей по выпуску керамического кирпича в России 79
Табл. 24. Средние цены на рынке керамического кирпича в России в 2007-2013 гг. 86
Табл. 25. Средние цены производителей на российском рынке керамического кирпича по месяцам 2010-2013 гг. 87
Табл. 26. Средние цены приобретения строительными организациями на российском рынке керамического кирпича по месяцам 2007-2013 гг. 87
Табл. 27. Средние цены производителей на рынке керамического кирпича по федеральным округам в 2010-2013 гг. 90
Табл. 28. Средние цены приобретения строительными организациями на рынке керамического кирпича по федеральным округам в 2007-2013 гг. 91
Табл. 29. Сегментация потребителей керамического кирпича 94
Табл. 30. Ввод жилых площадей в регионах России в 2008-2013 гг. 97
Табл. 31. Показатели развития жилищного строительства в России в 2007-2013 гг. 99
Табл. 32. Плановые показатели по вводу жилья по федеральным округам в 2013 2015 гг. 101
Табл. 33. Плановые показатели по строительству малоэтажного жилья в России в 2013-2015 гг. 102
Табл. 34. Прогноз производства керамического кирпича по федеральным округам до 2022 г. 107
Табл. 35. Прогноз роста цен и тарифов, влияющих на себестоимость производства и реализации кирпича, до 2016 г. 108
Табл. 36. Прогноз ценовой динамики на российском рынке керамического кирпича в 2014-2022 г. 109
Табл. 37. Отличия керамического и силикатного кирпича 110
Табл. 38. Классификация керамического кирпича 111
Табл. 39. Виды керамического кирпича в зависимости от плотности 112
Табл. 40. Номинальные размеры изделий (керамический кирпич) 114
Табл. 41. Формы и размеры изделий (керамический кирпич) 115
Табл. 42. Параметры, определяющие свойства керамического кирпича 115
Табл. 43. Основные характеристики разных видов керамического кирпича 116
Табл. 44. Параметры использования крупноформатного кирпича разного размера 123
По данным «Анализа рынка керамической плитки в России», подготовленного BusinesStat в 2024г, ее продажи в стране в 2023 г сократились на 2,3%: с 224 до 218 м².
По данным "Анализа рынка детских подгузников и пеленок в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2021-2023 гг их производство в стране сократилось на 34%: с 4,23 до 2,81 млрд шт.
По данным «Анализа рынка средств женской гигиены в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг оборот российского рынка средств женской гигиены вырос на 76%: с 75 до 132 млрд руб.