Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: создание всесезонного SPA-комплекса.
Концепция проекта:
• SPA-комплекс;
• отель 3*;
• бунгало для проживания;
• ресторан;
• мультифункциональное пространство.
Рыночная ситуация:
1. В 2023 году Санкт-Петербург привлек значительное количество туристов из других регионов России, составляющих ***% от общего туристического потока. Это демонстрирует высокий потенциал привлечения внутреннего туризма в Ленинградскую область, что делает проект актуальным и востребованным среди путешественников, ищущих новые и уникальные направления для отдыха.
2. В Ленинградской области активно развиваются туристические проекты благодаря государственной поддержке. В 2023 году было поддержано множество проектов, включая создание кемпингов и глэмпингов, что свидетельствует о значительном расширении туристической инфраструктуры. Это создает благоприятные условия для успешной реализации проекта.
3. Санкт-Петербург позиционируется не только как центр культурно-познавательного туризма, но и как место для разнообразных видов туризма (медицинский, свадебный, гастрономический). Проект с его уникальной концепцией единения человека с природой в комфортных условиях в любое время года идеально соответствует этим новым тенденциям и потребностям туристов.
4. В 2023 году количество коллективных средств размещения в регионе значительно увеличилось, а численность размещенных лиц выросла на ***%. Это указывает на высокий спрос на комфортные и экологически чистые места для проживания.
5. Проект включает в себя разнообразные wellness-услуги, такие как SPA-зона, массажные зоны и горячие уличные купели. Учитывая растущий интерес к здоровому образу жизни и активному отдыху, этот аспект проекта будет привлекать туристов, ищущих релаксацию и восстановление в природных условиях.
6. Государственные программы по развитию туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, направленные на создание устойчивых условий для туризма и развитие туристической инфраструктуры, поддерживают реализацию новых проектов. Это предоставляет дополнительные возможности для финансирования и продвижения проекта.
Конкурентное окружение: Vyborg Bay, Волшебный лес, Nordic, Тапиола. Zamino Park.
Маркетинговые инструменты: сайт, социальные сети, инфлюенс-маркетинг, электронная почта и группы в мессенджерах, продвижение на Яндекс.Картах и 2ГИС, PR и медиа, размещение наружной рекламы (баннеры, вывески, рекламные щиты), печатные рекламные материалы, сотрудничество с сайтами-агрегаторами, партнерство и сотрудничество.
Финансовые показатели:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
354 210 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности |
раз |
1,11 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
58 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Туристический поток в динамике
В 2023 году туристический поток в Санкт-Петербург вырос на ***% в сравнении с 2022 году и составил *** млн поездок. Рост обеспечили туристы из других регионов России, на которых приходится около ***% от общего туристического потока.
Диаграмма 1. Динамика туристского потока на территорию Санкт-Петербурга, 2019-2023 гг., млн поездок
***
В 2023 году туристический поток в Санкт-Петербург вырос на ***% в сравнении с 2022 году и составил *** млн поездок. Рост обеспечили туристы из других регионов России, на которых приходится около ***% от общего туристического потока.
Диаграмма 2. Структура поездок российских туристов в Санкт-Петербург по федеральным округам, 2023 г., %
***
Значительный рост въездного потока на территорию Санкт-Петербурга в 2023 году на ***% был достигнут благодаря:
• реализации информационной маркетинговой программы «Добро пожаловать в Петербург»;
• участию в выставках;
• введению единой электронной визы (ЕЭВ) для иностранных граждан 55 государств для посещения России.
Страны дальнего зарубежья, из которых в Санкт-Петербург стали все чаще прибывать туристы (Китай, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция).
Несмотря на высокие показатели роста, доля въездного туризма в общем туристском потоке пока невелика и не превышает ***%.
Диаграмма 3. Динамика въездного туристского потока в Санкт-Петербург из стран дальнего и ближнего зарубежья, 2021-2023 гг., тыс. поездок
***
Пассажиропоток
Число пассажирских прибытий всеми видами транспорта в Санкт-Петербурга в 2023 году превысило показатель 2022 года на ***% и составило *** млн прибытий. Росту пассажирских прибытий на территорию Санкт-Петербурга способствует продолжающаяся активизация транспортных потоков на внутренних направлениях.
Диаграмма 4. Динамика числа пассажирских прибытий всеми видами транспорта в Санкт-Петербург, 2019-2023 гг., млн прибытий
***
В структуре пассажирских прибытий в Санкт-Петербург в 2023 году преобладает авиатранспорт – ***%, ж/д транспорт – ***% и автотранспорт – ***%.
Диаграмма 5. Структура пассажирских прибытий в Санкт-Петербург по видам транспорта, 2023 г., %
***
Анализ коллективных средства размещения
В 2023 году количество коллективных средств размещения (КСР) в регионе увеличилось в сравнении с 2022 годом на *** ед. и составило *** ед., в том числе количество КСР в Санкт-Петербурге увеличилось на *** ед., а в Ленинградской области – на *** ед.
Таблица 2. Число коллективных средств размещения, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., ед.
***
Численность размещенных лиц в КСР в регионе в период с 2020 увеличилось на ***% и составило в 2023 году *** чел.
Таблица 3. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., чел.
***
Номерной фонд
В 2023 году в регионе насчитывалось *** номеров, в том числе в Санкт-Петербурге – *** ед. и в Ленинградской области – ***ед. Ежегодно количество номеров увеличивается, что связано, в том числе, с освоением новых проектов по развитию туризма.
Таблица 4. Число номеров в коллективных средствах размещения, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., ед.
***
Портрет туриста
В 2023 году основными целями туристов для посещения Санкт-Петербурга стали культурно-познавательный туризм – ***%, поездки на встречу с родственниками/друзьями – ***% и деловой туризм – ***%.
Диаграмма 6. Основная цель/мотивация туристов поездки в Санкт-Петербург, 2022 г, %
***
Основной туристический поток туристов в Санкт-Петербург приходится на население с уровнем дохода 20-40 тыс. руб. на 1 члена семьи – ***% и 40-60 тыс. руб. – ***%.
Диаграмма 7. Профиль туристов в Санкт-Петербурге по уровню дохода на 1 члена семьи, тыс. руб., 2023 г.
***
В таблице ниже представлены портреты туристов, которые посещают Санкт-Петербург.
Таблица 5. Портрет туриста в Санкт-Петербург в цифрах, 2021-2023 гг.
***
Основные показатели деятельности туристических фирм
В 2022 году в регионе осуществляло деятельность *** турфирмы, которыми было реализовано населению *** пакетных туров. На момент разработки бизнес-плана Росстат не публиковал информацию по результатам 2023 года.
В 2023 году количество турфирм в регионе сократилось на *** ед., в том числе в Санкт-Петербурге – на *** ед. При этом количество реализованных турпакетов увеличилось в 2023 году на ***% в сравнении с 2022 годом.
Таблица 6. Показатели деятельности туристических фирм, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., ед.
***
Государственные программы
С 2017 года в Санкт-Петербурге реализуется государственная программа «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге». В настоящее время в рамках государственной программы в Санкт-Петербурге активно развиваются разнообразные направления тематического туризма: событийного, промышленного, научно-образовательного, делового и др.
Основная цель программы: создание системных условий для реализации стратегической роли устойчивого туризма в экономическом и социокультурном развитии Санкт-Петербурга.
Таблица 7. Финансирование государственной программы «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге»
***
В Ленинградской области реализуется государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области». В рамках данной программы реализуется федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры». В 2023 году было предусмотрено финансирование федеральный проекта в размере ***тыс. руб.
В 2023 году комитет по культуре и туризму Ленинградской области провел конкурсный отбор для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по итогам которого поддержано 36 проектов, направленных на:
• создание модульных некапитальных средств размещения – кемпингов и автокемпингов (12 проектов);
• развитие туристической инфраструктуры (8 проектов);
• осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма (создание безбарьерной туристической среды, приобретение туристического оборудования, создание и развитие активных туристических маршрутов) (16 проектов).
Также Ленинградская область победила в конкурсном отборе Министерства экономического развития Российской Федерации по созданию модульных некапитальных средств размещения. 10 инвестиционных проектов по строительству кемпингов и глэмпингов получили средства из федерального и областного бюджета. Благодаря данным средствам, в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», номерной фонд коллективных средств размещения в Ленинградской области увеличится более чем на 300 номеров.
Ключевые тенденции
Национальное рейтинговое агентство (НРА) и ESG-лаборатория МГУ представили второй рэнкинг устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства в субъектах РФ по итогам 2023 года 85 российских регионов были ранжированы по критериям, оценивающим уровень интеграции ESG-принципов в управление туристической отраслью, а также соответствие базовым международным и российским стандартам устойчивого развития.
В 2023 году лидером рэнкинга стал Санкт-Петербург. По мнению авторов исследования, там сформирована наиболее благоприятная институциональная среда для устойчивого развития туризма, а многие из практик являются уникальными. Санкт-Петербург вышел на первую позицию, поскольку в городе ведется большая работа по внедрению устойчивого развития в туризме.
Перед городом стояла задача переориентации на другую целевую аудиторию и изменения потребностей туристов. Гостям была предложена новая концепция: Санкт-Петербург – город не только культурно-познавательного, но и медицинского, свадебного, гастрономического туризма.
Вместе с туроператорами было создано более 300 новых маршрутов с вовлечением в них объектов новой туристской географии: арт-пространства, гастрономические объекты, которые дают возможность путешественнику узнать не только такие сложившиеся маршруты экскурсий, как Эрмитаж или Царское село, но и увидеть динамично развивающийся современный Санкт-Петербург.
Таблица 8. Тренды развития туризма в Санкт-Петербурге
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
8 |
Раздел 1. Описание проекта |
11 |
1.1. Суть проекта |
11 |
1.2. Местоположение |
11 |
1.3. Инфраструктура проекта |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
18 |
2.1. Туристический поток в динамике |
18 |
2.2. Пассажиропоток |
20 |
2.3. Анализ коллективных средства размещения |
21 |
2.4. Номерной фонд |
22 |
2.5. Портрет туриста |
22 |
2.6. Основные показатели деятельности туристических фирм |
24 |
2.7. Государственные программы |
25 |
2.8. Ключевые тенденции |
26 |
Выводы |
28 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
30 |
3.1. Профили конкурентных проектов |
30 |
3.2. Конкурентные преимущества проекта |
38 |
3.3. SWOT-анализ проекта |
39 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
41 |
4.1. Целевая аудитория проекта |
41 |
4.2. Общие принципы стратегии маркетинга |
43 |
4.2. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
44 |
4.3. Продвижение сайта |
45 |
4.4. Социальные сети |
46 |
4.5. Инфлюенс-маркетинг |
46 |
4.6. Электронная почта и группы в мессенджерах |
47 |
4.7. Продвижение на Яндекс.Картах и 2ГИС |
48 |
4.8. PR и медиа |
49 |
4.9. Размещение наружной рекламы (баннеры, вывески, рекламные щиты) |
50 |
4.10. Печатные рекламные материалы |
50 |
4.11. Сотрудничество с сайтами-агрегаторами |
51 |
4.12. Партнерство и сотрудничество |
52 |
Раздел 5. Организационный план |
53 |
5.1. Характеристика объекта |
53 |
5.2. Штат персонала |
54 |
Раздел 6. Финансовый план |
55 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
55 |
6.2. Сезонность |
58 |
6.3. Цены |
59 |
6.4. Объемы реализации |
61 |
6.5. Выручка |
62 |
6.6. Персонал |
65 |
6.7. Затраты |
66 |
6.8. Налоговые отчисления |
69 |
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
69 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
71 |
6.11. Капитальные вложения |
72 |
6.12. Амортизация |
75 |
6.13. Кредиты |
75 |
6.14. Отчет о прибыли и убытках |
76 |
6.15. Отчет о движении денежных средств |
79 |
6.16. Баланс |
82 |
6.17. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
83 |
6.18. Показатели экономической эффективности |
85 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
90 |
7.1. Анализ чувствительности |
90 |
7.2. Анализ безубыточности |
99 |
Выводы |
102 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
105 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика туристского потока на территорию Санкт-Петербурга, 2019-2023 гг., млн поездок |
18 |
Диаграмма 2. Структура поездок российских туристов в Санкт-Петербург по федеральным округам, 2023 г., % |
19 |
Диаграмма 3. Динамика въездного туристского потока в Санкт-Петербург из стран дальнего и ближнего зарубежья, 2021-2023 гг., тыс. поездок |
20 |
Диаграмма 4. Динамика числа пассажирских прибытий всеми видами транспорта в Санкт-Петербург, 2019-2023 гг., млн прибытий |
20 |
Диаграмма 5. Структура пассажирских прибытий в Санкт-Петербург по видам транспорта, 2023 г., % |
21 |
Диаграмма 6. Основная цель/мотивация туристов поездки в Санкт-Петербург, 2022 г, % |
23 |
Диаграмма 7. Профиль туристов в Санкт-Петербурге по уровню дохода на 1 члена семьи, тыс. руб., 2023 г. |
23 |
Диаграмма 8. Сезонность продаж, % от максимальной за год |
58 |
Диаграмма 9. Сезонность цен на номерной фонд, % от максимальной за год |
58 |
Диаграмма 10. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
63 |
Диаграмма 11. Центры прибыли, % |
64 |
Диаграмма 12. Распределение затрат по группам (усредненно), % |
68 |
Диаграмма 13. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
74 |
Диаграмма 14. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. без НДС |
78 |
Диаграмма 15. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. без НДС |
79 |
Диаграмма 16. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
81 |
Диаграмма 17. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
88 |
Диаграмма 18. Распределение привлеченных средств |
89 |
Диаграмма 19. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
101 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Липовское озеро |
12 |
Рисунок 2. Дудергофские высоты |
13 |
Рисунок 3. Линдуловская роща |
13 |
Рисунок 4. Ламмин-Суо |
14 |
Рисунок 5. Оредежские пещеры |
14 |
Рисунок 6. Радоновые источники и озёра в деревне Лопухинка |
15 |
Рисунок 7. Фото конкурентного проекта Vyborg Bay |
31 |
Рисунок 8. Фото конкурентного проекта Волшебный лес |
32 |
Рисунок 9. Фото конкурентного проекта Nordic |
33 |
Рисунок 10. Фото конкурентного проекта Тапиола |
35 |
Рисунок 11. Фото конкурентного проекта Zamino Park |
36 |
Таблица 1. Объекты комплекса |
16 |
Таблица 2. Число коллективных средств размещения, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., ед. |
21 |
Таблица 3. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., чел. |
22 |
Таблица 4. Число номеров в коллективных средствах размещения, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., ед. |
22 |
Таблица 5. Портрет туриста в Санкт-Петербург в цифрах, 2021-2023 гг. |
24 |
Таблица 6. Показатели деятельности туристических фирм, Санкт-Петербург и Ленинградская обл., 2019-2023 гг., ед. |
24 |
Таблица 7. Финансирование государственной программы «Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге» |
25 |
Таблица 8. Тренды развития туризма в Санкт-Петербурге |
27 |
Таблица 9. Профиль конкурентного проекта Vyborg Bay |
30 |
Таблица 10. Профиль конкурентного проекта Волшебный лес |
31 |
Таблица 11. Профиль конкурентного проекта Nordic |
33 |
Таблица 12. Профиль конкурентного проекта Тапиола |
34 |
Таблица 13. Профиль конкурентного проекта Zamino Park |
35 |
Таблица 14. Преимущества и недостатки конкурентных проектов |
37 |
Таблица 15. SWOT-анализ проекта |
40 |
Таблица 16. Портрет целевой аудитории проекта |
41 |
Таблица 17. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
44 |
Таблица 18. Рекомендуемые рекламные материалы |
50 |
Таблица 19. Основные направления сотрудничества и партнерства |
52 |
Таблица 20. Необходимая инфраструктура для строительства объектов проекта |
53 |
Таблица 21. Площадь и вместимость объектов |
53 |
Таблица 22. Штат персонала |
54 |
Таблица 23. Базовые допущения, принятые для расчетов |
55 |
Таблица 24. Этапы реализации проекта |
56 |
Таблица 25. Числовые значения базовых допущений |
56 |
Таблица 26. Рост цен с учетом инфляции |
59 |
Таблица 27. Объемы реализации услуг |
61 |
Таблица 28. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. |
62 |
Таблица 29. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
65 |
Таблица 30. Затраты по проекту, тыс. руб. |
66 |
Таблица 31. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
69 |
Таблица 32. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
70 |
Таблица 33. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
71 |
Таблица 34. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. |
71 |
Таблица 35. График капитальных вложений, тыс. руб. |
72 |
Таблица 36. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС |
75 |
Таблица 37. Кредитная линия от банка |
75 |
Таблица 38. Кредитный калькулятор |
76 |
Таблица 39. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
76 |
Таблица 40. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
80 |
Таблица 41. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
82 |
Таблица 42. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
84 |
Таблица 43. Показатели экономической эффективности по проекту |
87 |
Таблица 44. Распределение привлеченных средств |
88 |
Таблица 45. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
100 |
По данным «Анализа рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг численность услуг парикмахерских и салонов красоты в стране увеличилась на 16%: с 241 до 279 млн. Индустрия красоты является динамично развивающейся отраслью. Рост рынка обеспечивается увеличением среднего потребления услуг на фоне появления новых форматов заведений (детских парикмахерских, барбершопов, салонов «сверхэконом», экспресс-студий) и видов бьюти-услуг, роста цифровизации отрасли.
По данным аналитического агентства ГидМаркет, рынок услуг по снижению и коррекции веса в России продолжает набирать обороты. За период с 2018 по 2023 год наблюдается практически ежегодное увеличение популярности данных услуг. В 2023 году объем рынка достиг 7,3 миллиарда рублей, что на 12,7% больше по сравнению с 2022 годом.
По данным исследования ГидМаркет потребление услуг салонов тайского массажа в России в 2019-2023 гг. имеет положительную динамику за исключением 2020 г., когда на фоне ковидных ограничений потребление рассматриваемой категории услуг сократилось на 3 руб./чел. В целом, потребление услуг салонов тайского массажа в рассматриваемый период увеличилось на 16,7 руб./чел. или на 85,2%. По оценке ГидМаркет, по итогам 2023 г. объем потребления услуг салонов тайского массажа на душу населения составит 36,3 руб./чел.