Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
***
Идея проекта: организация высокотехнологичного производства кошачьего корма в реторт-пакетах.
Рыночная ситуация:
1. Внутренний рынок влажных кормов для кошек в России продемонстрировал стабильный рост за последние несколько лет. Несмотря на незначительное сокращение в 2023 году, объемы производства и потребления все еще остаются на высоком уровне. В 2023 году объем производства составил *** тонны, а объем рынка - *** тонн.
2. Российский рынок влажных кормов для кошек становится все менее зависимым от импорта. Объем импорта в 2023 году сократился на ***% по сравнению с 2022 годом, составив ***тонн, а с 2020 по 2023 год сократился на ***%. Это свидетельствует о росте конкурентоспособности отечественных производителей и укреплении самообеспеченности страны. Запрет поставок кормов для домашних животных с некоторых предприятий Таиланда в 2024 году может дополнительно сократить объемы импорта в Россию, что может стимулировать дальнейшее развитие отечественного производства и увеличение инвестиций в этот сектор.
3. В то время как объем экспорта влажных кормов для кошек из России сократился, существует потенциал для роста экспортных поставок в дружественные страны. В 2023 году объем экспорта составил *** тонн, что на ***% ниже уровня 2022 года. Российские производители имеют возможность увеличить свою долю на международном рынке, переориентируя производство и диверсифицируя поставки.
4. Инерционный сценарий развития предполагает дальнейший рост производства и спроса на влажные корма для кошек. К 2028 году объем рынка может достичь значения *** тонн, что подтверждает перспективы развития данного сегмента продукции.
Конкурентное окружение на рынке влажных кормов для кошек: ООО МАРС, ЗАО СК КОРОЧА, ООО МПК АТЯШЕВСКИЙ, АО РУСКАН, ООО СИМБИО.
Маркетинговые инструменты: дизайн этикетки, модернизация сайта, продвижение в интернете, реклама в профильных печатных СМИ, размещение информации в специализированных справочных изданиях, участие в тендерах среди муниципальных, государственных и частных заказчиков, активные продажи.
Финансовые показатели:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
1 414 965 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности |
раз |
0,15 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
58 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Объем производства влажных кормов для кошек
Российское производство влажных кормов для кошек в 2023 году в натуральном выражении составило *** тонны, что на ***% выше объемов в 2022 году. В период с 2019 по 2023 года производство увеличилось на ***%. Влажные корма для кошек являются востребованными продуктами на рынке. Несмотря на небольшое увеличение производства в 2023 году по сравнению с предыдущим годом, общий тренд говорит о стабильном росте производства за последние несколько лет.
Диаграмма 1. Объем производства влажных кормов для кошек в натуральном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тонн
***
Основные объемы производства влажных кормов для кошек в 2023 году приходилось на 3 федеральных округа: Центральный ФО – ***% (*** тонн), Приволжский ФО – ***% (*** тонн) и Сибирский ФО – ***% (*** тонн).
Диаграмма 2. Структура производства влажных кормов для кошек по федеральным округам, Россия, 2023 г., тонн
***
Объем импорта влажных кормов для кошек
В 2023 году объем импорта влажных кормов для кошек в Россию сократился в сравнении с 2022 годом на ***% и составил *** тонн. В период с 2020 по 2023 год объем импорта сократился на ***%. Статистика российского импорта показывает, что интерес к импортной продукции со стороны российских потребителей ежегодно снижается.
Диаграмма 3. Объем импорта влажных кормов для кошек в натуральном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тонн
***
В 2023 году объем импорта влажных кормов для кошек в денежном выражении в Россию составил *** тыс. $. Относительно 2022 года, в течение которого иностранными организациями было ввезено в РФ влажных кормов для кошек на сумму *** тыс. $, импортные поставки показали темп падения, равный ***%.
Диаграмма 4. Объем импорта влажных кормов для кошек в денежном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тыс. $
***
В 2023 году ***% (*** тонн) импорта влажных кормов для кошек пришлось на Францию, а ***% (*** тонн) – на Таиланд. Из Италии было импортировано ***% (*** тонн), из Китая – ***% (*** тонн), а из Сербии – ***% (*** тонны).
Диаграмма 5. Структура импорта влажных кормов для кошек по странам в натуральном выражении, Россия, 2023 г., тонн
***
В марте 2024 года Россельхознадзор запретил поставки кормов для домашних животных с нескольких предприятий Таиланда, которые поставляли преимущественно влажные корма, желе, консервы. С учетом вышесказанного в будущем стоит ожидать дальнейшего снижения объема импорта.
Объем экспорта влажных кормов для кошек
В 2022 году из России было экспортировано *** тонн влажных кормов для кошек. Статистика российского экспорта в 2023 году показывает, что интерес к экспортной продукции со стороны зарубежных потребителей снизился на ***%, и к концу периода объем экспорта влажных кормов для кошек из России составил *** т продукции.
Диаграмма 6. Объем экспорта влажных кормов для кошек в натуральном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тонн
***
За 2023 год объем экспорта влажных кормов для кошек из России составил *** тыс. $ Относительно 2022 года, в течение которого экспортерами было вывезено из России влажных кормов для кошек на сумму *** тыс. $, экспортные поставки показали темп падения, равный ***%.
Диаграмма 7. Объем экспорта влажных кормов для кошек в денежном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тыс. $
***
В 2023 году влажный корм для кошек в основном экспортировался в 4 страны, в том числе в Узбекистан – ***% (*** тонны), Абхазию – *** тонн (***%), Южную Осетию – ***% (*** тонны) и Турцию – ***% (*** тонны).
Диаграмма 8. Структура экспорта влажных кормов для кошек по странам в натуральном выражении, Россия, 2023 г., тонн
***
Экспорт влажных кормов для кошек из России незначителен и носит скачкообразный характер. За 5 лет объем экспорта влажных кормов для кошек сократился почти в *** раз в натуральном выражении. Значительное уменьшение поставок влажных кормов для кошек из России обусловлено ухудшением геополитической обстановки и прекращением поставок в Украину, которая ранее являлась главным получателем товара. В будущем российский экспорт влажных кормов для кошек может показать рост при условии переориентации поставок в дружественные страны, также росту будет способствовать увеличение внутреннего производства товара.
Баланс спроса и предложения влажных кормов для кошек
Объемы спроса и предложения на российском рынке влажных кормов для кошек в 2023 году составили *** тонн. В период с 2019 по 2023 год их уровень увеличился на ***%. Объем рынка в 2023 году в сравнении с 2022 годом незначительно сократился (-***%) и составил *** тонн.
Таблица 1. Баланс спроса и предложения на рынке влажных кормов для кошек, Россия, 2019-2023 гг., тонн
***
С годами спрос на влажные корма рос благодаря повышению осведомлённости потребителей о его преимуществах. Консервы содержат больше влаги, поэтому они могут помочь домашним животным потреблять достаточно жидкости и снижать риск инфекций мочевыводящих путей. Такие рационы содержат меньше углеводов и, таким образом, могут предотвратить увеличение веса питомцев. В 2021 году рынок потерял долю импортных рационов для собак и кошек, отреагировав ростом внутреннего производства кормов в России. В 2022 году эта тенденция усилилась за счет санкций и стимулирования внутренних производителей со стороны государства. Стоит отметить, число владельцев животных в России растет на 400 тыс. домохозяйств в год. Тенденция увеличения числа животных в каждой семье растет с начала пандемии в 2020 году. Больше всего же в России в качестве питомцев заводят кошек. Вместе с этим отмечается, что жители РФ стали больше тратить на своих питомцев. В будущем ожидается продолжение увеличения производства влажных кормов для кошек, чему будет способствовать спрос со стороны внутренних потребителей и открытие новых мощностей.
Прогноз развития рынка влажных кормов для кошек
Инерционный сценарий развития рынка предусматривает сохранение тенденций развития рынка, сформировавшихся в последние годы и скорректированных с учетом влияния на ситуацию геополитического конфликта на Украине. По инерционному сценарию объем рынка влажных кормов для кошек будет расти и к 2028 году достигнет значения *** тонн.
Таблица 2. Прогноз спроса и предложения на рынке влажных кормов для кошек по инерционному сценарию, Россия, 2024-2028 гг., тонн
***
Ключевые факторы роста и прогнозируемые тенденции:
1. Повышенное внимание к домашним питомцам и их здоровью, а также изменение предпочтений потребителей в пользу более качественных продуктов, будет стимулировать спрос на этот вид продукции.
2. Производители будут стремиться расширить ассортимент и предложить новые продукты, учитывая изменяющиеся предпочтения и потребности потребителей. Это может включать в себя разнообразные вкусовые и питательные варианты, а также продукцию для особых потребностей.
3. В условиях роста интернет-торговли и цифровизации ожидается, что продажи через онлайн-платформы будут продолжать расти. Производители будут активно участвовать в развитии онлайн-каналов продаж и обеспечивать доступность своей продукции для широкой аудитории потребителей.
4. В условиях увеличенной конкуренции производители будут уделять большее внимание маркетинговым стратегиям и развитию брендов. Качественное продвижение и создание уникального имиджа станет ключевым для успешного привлечения и удержания клиентов.
Характеристики по брендам
В таблице ниже представлены характеристики влажных кормов для кошек ТОП-20 брендов, представленных на российском рынке, на основе данных последних нескольких лет, согласно исследованиям Роскачества. Бренды ранжированы по рейтингу Роскачества.
Таблица 3. Характеристики влажных кормов для кошек по брендам, Россия
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
1.1. Суть и идея проекта |
10 |
1.2. Упаковка |
11 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Объем производства влажных кормов для кошек |
13 |
2.2. Объем импорта влажных кормов для кошек |
14 |
2.3. Объем экспорта влажных кормов для кошек |
16 |
2.4. Баланс спроса и предложения влажных кормов для кошек |
19 |
2.5. Прогноз развития рынка влажных кормов для кошек |
20 |
2.6. Характеристики по брендам |
21 |
Выводы |
25 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
26 |
3.1. Конкурентное окружение на рынке влажных кормов для кошек |
26 |
3.2. Конкурентные преимущества проекта |
29 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
30 |
4.1. Дизайн этикетки |
30 |
4.2. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
30 |
4.3. Модернизация веб-сайта компании |
32 |
4.4. SEO и контекстная реклама |
33 |
4.5. Имиджевая презентация |
34 |
4.6. Организация собственной сбытовой сети |
35 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
36 |
5.1. Сырье |
36 |
5.2. Технология производства влажных кормов для кошек |
36 |
5.3. Контроль производства |
38 |
5.4. Инженерное обеспечение производства |
39 |
5.5. Экологическая и технологическая безопасность производства |
43 |
5.6. Персонал |
44 |
Раздел 6. Финансовый план |
46 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
46 |
6.2. Сезонность |
48 |
6.3. Цены |
49 |
6.4. Объемы реализации |
50 |
6.5. Выручка |
50 |
6.6. Персонал |
51 |
6.7. Затраты |
52 |
6.8. Налоговые отчисления |
55 |
6.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
55 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
57 |
6.11. Капитальные вложения |
58 |
6.12. Амортизация |
59 |
6.13. Отчет о прибыли и убытках |
59 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
62 |
6.15. Баланс |
64 |
6.16. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
66 |
6.17. Показатели экономической эффективности |
68 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
72 |
7.1. Анализ чувствительности |
72 |
7.2. Анализ безубыточности |
81 |
Выводы |
84 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
86 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Объем производства влажных кормов для кошек в натуральном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тонн |
13 |
Диаграмма 2. Структура производства влажных кормов для кошек по федеральным округам, Россия, 2023 г., тонн |
14 |
Диаграмма 3. Объем импорта влажных кормов для кошек в натуральном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тонн |
14 |
Диаграмма 4. Объем импорта влажных кормов для кошек в денежном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тыс. $ |
15 |
Диаграмма 5. Структура импорта влажных кормов для кошек по странам в натуральном выражении, Россия, 2023 г., тонн |
16 |
Диаграмма 6. Объем экспорта влажных кормов для кошек в натуральном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тонн |
17 |
Диаграмма 7. Объем экспорта влажных кормов для кошек в денежном выражении, Россия, 2019-2023 гг., тыс. $ |
17 |
Диаграмма 8. Структура экспорта влажных кормов для кошек по странам в натуральном выражении, Россия, 2023 г., тонн |
18 |
Диаграмма 9. Сезонность продаж, % от максимальной за год |
48 |
Диаграмма 10. Сезонность цен, % от максимальной за год |
48 |
Диаграмма 11. Динамика выручки проекта, тыс. руб. без НДС |
51 |
Диаграмма 12. Распределение затрат по группам (усредненно), % |
54 |
Диаграмма 13. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
58 |
Диаграмма 14. Чистая прибыль/убыток, тыс. руб. |
61 |
Диаграмма 15. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, тыс. руб. |
62 |
Диаграмма 16. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
64 |
Диаграмма 17. Денежные потоки по проекту накопленным итогом, тыс. руб. |
71 |
Диаграмма 18. Расчет точки безубыточности графическим методом, тыс. руб. |
83 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
32 |
Таблица 1. Баланс спроса и предложения на рынке влажных кормов для кошек, Россия, 2019-2023 гг., тонн |
19 |
Таблица 2. Прогноз спроса и предложения на рынке влажных кормов для кошек по инерционному сценарию, Россия, 2024-2028 гг., тонн |
20 |
Таблица 3. Характеристики влажных кормов для кошек по брендам, Россия |
22 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта ООО МАРС |
26 |
Таблица 5. Профиль конкурентного проекта ЗАО СК КОРОЧА |
27 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта ООО МПК АТЯШЕВСКИЙ |
27 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта АО РУСКАН |
27 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта ООО СИМБИО |
28 |
Таблица 9. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
31 |
Таблица 10. Штат персонала |
44 |
Таблица 11. Базовые допущения, принятые для расчетов |
46 |
Таблица 12. Числовые значения базовых допущений |
47 |
Таблица 13. Рост цен с учетом инфляции |
49 |
Таблица 14. Объемы реализации продукции |
50 |
Таблица 15. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
50 |
Таблица 16. Фонд оплаты труда и налоги на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
51 |
Таблица 17. Затраты по проекту, тыс. руб. |
52 |
Таблица 18. Распределение налоговых отчислений, тыс. руб. |
55 |
Таблица 19. Норматив собственного оборотного капитала (СОК), дней |
56 |
Таблица 20. Собственный оборотный капитал, тыс. руб. |
56 |
Таблица 21. Первоначальные вложения в развитие бизнеса, руб. |
57 |
Таблица 22. График капитальных вложений, тыс. руб. |
58 |
Таблица 23. Амортизационные отчисления, тыс. руб. без НДС |
59 |
Таблица 24. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
60 |
Таблица 25. Отчет о движении денежных средств, тыс. руб. |
63 |
Таблица 26. Бухгалтерский баланс, тыс. руб. |
65 |
Таблица 27. Расчет ставки дисконтирования методом WACC |
66 |
Таблица 28. Показатели экономической эффективности по проекту |
70 |
Таблица 29. Распределение привлеченных средств |
71 |
Таблица 30. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
82
|
По данным «Анализа рынка керамической плитки в России», подготовленного BusinesStat в 2024г, ее продажи в стране в 2023 г сократились на 2,3%: с 224 до 218 м².
По данным "Анализа рынка детских подгузников и пеленок в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2021-2023 гг их производство в стране сократилось на 34%: с 4,23 до 2,81 млрд шт.
По данным «Анализа рынка средств женской гигиены в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг оборот российского рынка средств женской гигиены вырос на 76%: с 75 до 132 млрд руб.