Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: является разработка и запуск многопрофильной образовательной платформы, которая включает в себя набор сервисов, сообществ, приложений, услуг и мероприятий по принципу одного окна для закрытия различных потребностей основного пользователя, а именно студента ВУЗа или абитуриента.
Целевая аудитория проекта: студенческая молодежь, стремящаяся реализовать свой интеллектуальный потенциал, а также HR-менеджеры и PR-специалисты компаний, заинтересованные в приеме на работу талантливых кадров.
Рыночная ситуация:
1. На начало 2022/2023 учебного года в Республике Казахстан число действующих высших учебных заведений составило *** организаций. В республике действует *** университетов, в том числе исследовательских, *** академий, *** институтов и приравненных к ним консерваторий, высших школ и высших училищ, *** национальных высших учебных заведений и *** национальных исследовательских университета.
2. Общая численность студентов на начало 2022/2023 учебного года составила *** тыс. человек. На начало 2022/2023 учебного года число принятых студентов составило *** тыс. человек. Общая численность иногородних студентов составила *** тыс. человек. Численность студентов, нуждающихся в общежитии составила *** тыс. человек, из них проживают в общежитии – *** тыс. студентов.
3. Наибольшая доля студентов обучается по направлениям: педагогические науки – ***%, бизнес, инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли – ***%, бизнес, управление и право – ***%, информационно-коммуникационные технологии – ***%.
4. Глобальный рынок EdTech в 2022 году оценивался в $*** млрд, а к 2028 году увеличится до $*** млрд при среднегодовом росте рынка на ***% в год.
5. Объем казахстанских EdTech-компаний по топ-40 крупнейших игроков в 2022 году составил *** млрд тенге, что на ***% больше, чем в 2021 году. С учетом доли российских компаний, а также доли BTS Education, вышедшей с публичного рынка, объем казахстанского EdTech может оцениваться в *** млрд тенге. EdTech-рынок Казахстана находится на начальном этапе своего развития, он обладает многими привлекательными чертами для местных и международных стартапов – относительно небольшой конкуренцией, высокой цифровизацией, готовностью аудитории к обучению в онлайн-формате.
6. В период с 2018 по 2022 год казахстанские EdTech -компании привлекли около $*** млн инвестиций (~*** млрд тенге) – примерно ***% от объема всех венчурных инвестиций в казахстанские стартапы. Рост многих EdTech-компаний в Казахстане в 2022 году обусловлен увеличением государственной поддержки и инвестиций в образовательную сферу. У казахстанских EdTech-проектов нет существенной выручки за пределами Республики Казахстан, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году.
Конкурентное окружение: анализ игроков на EdTech-рынке Республики Казахстан подталкивает к выводу, что многопрофильная платформа качественно отличается среди существующих сервисов характеристиками, а также видами услуг, не имеющих аналогов.
Маркетинговые инициативы: презентации в ВУЗах, SMM-продвижение, инфлюенс-маркетинг, SEO и контекстная реклама, печатные материалы, наружная реклама (билборды и LED-экраны), презентации, пресс-конференции и другие шоу-мероприятия, реклама на радио и телевиденье.
Финансовые показатели:
Показатели по проекту в целом |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. тенге |
1 152 986 |
NPV |
тыс. тенге |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
5,25 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
32 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Высшее образование в Республике Казахстан
На начало 2022/2023 учебного года в Республике Казахстан число действующих высших учебных заведений составило *** организаций – на *** меньше, чем годом ранее. За последние 5 лет число организаций, осуществляющих образовательные программы высшего образования сократились на ***%.
В республике действует *** университетов, в том числе исследовательских, *** академий, *** институтов и приравненных к ним консерваторий, высших школ и высших училищ, *** национальных высших учебных заведений и *** национальных исследовательских университета.
Диаграмма 1. Число организаций высшего образования, РК, 2018/2019-2022/2023 у. г., ед.
***
На начало 2022/2023 учебного года в Республике Казахстан *** (***%) организации находилось в частной собственности, *** (***%) – государственной и *** (***%) – в иностранной.
Диаграмма 2. Распределение организаций высшего образования по формам собственности, РК, 2022/2023 у. г., ед.
***
Более половины вузов расположено в трёх ключевых мегаполисах Республики Казахстан. Лидирует культурная столица, Алматы: *** организаций высшего образования, следом идут Астана (*** вузов) и Шымкент (*** вузов). Среди областей лидируют Карагандинская (*** вузов), Актюбинская (*** вузов) и Костанайская (*** вузов).
На начало 2022/2023 учебного года в организациях высшего образования республики были заняты *** преподавателей, из которых *** человек (***%) имеют ученую степень доктора наук, *** человека (***%) – кандидаты наук, *** человек (***%) имеют звание профессора и *** человек (***%) – доцента. Число преподавателей, имеющих ученую степень доктора философии (PhD), составило *** человек (***%), доктора по профилю – *** человек (***%), имеющих академическую степень магистра – *** человек (***%).
Общая численность студентов на начало 2022/2023 учебного года составила *** тыс. человек, из них женщины – ***%. По сравнению с 2018/2019 учебным годом численность студентов увеличилась на ***%, а в сравнении с 2021/2022 – на ***%.
Из общей численности студентов ***% обучаются по очной, ***% – заочной и ***% – вечерней форме обучения. Доля студентов, обучающихся в государственных ВУЗах, составила ***%, в частных организациях – ***%.
Диаграмма 3. Численность студентов в организациях высшего образования, РК, 2018/2019-2022/2023 у. г., тыс. чел.
***
На начало 2022/2023 учебного года число принятых студентов составило *** тыс. человек, из них женщины – *** тыс. человек или ***%. Из общей численности поступивших студентов ***% принято на базе общего среднего образования, ***% – на базе технического и профессионального образования и ***% – на базе высшего образования.
Общая численность иногородних студентов составила *** тыс. человек. Численность студентов, нуждающихся в общежитии составила ***тыс. человек, из них проживают в общежитии – *** тыс. студентов.
Наибольшая доля студентов обучается по направлениям: педагогические науки – ***%, бизнес, инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли – ***%, бизнес, управление и право – ***%, информационно-коммуникационные технологии – ***%.
Диаграмма 4. Доля студентов по специальностям в организациях высшего образования, РК, 2022/2023 у. г., %
***
Население оплатило услуг высшего образования Республики Казахстан в 4 квартале 2022 года на *** млрд тенге, что составляет ***% от общего объема. Еще около ***% или чуть более *** млрд тенге заплатили казахстанские предприятия, а долю в ***% или *** млрд тенге выплачены из госбюджета. в 4 квартале 2021 года объем услуг в области высшего образования составлял *** млрд тенге, годовой рост – на ***%.
Диаграмма 5. Объем услуг в области высшего образования, РК, 4 кв. 2018-4 кв. 2022 г., млрд тенге
***
В региональном разрезе наибольший объем услуг в области высшего образования пришелся на Алматы: ***% или *** млрд тенге, годовой рост по сравнению с четвертым кварталом 2021 года – на ***%. Ещё четверть объема услуг в секторе пришлась на Астану: *** млрд тенге, рост – на ***% за год. Замыкает тройку регионов-лидеров Карагандинская область: ***% или *** млрд тенге, рост составил ***% за год.
Меньше всего услуг в секторе оказали в Улытауской (*** млн тенге), Кызылординской (*** млн тенге) и Жетысуской (*** млн тенге) областях.
Рисунок 1. Объем услуг в области высшего образования по областям, РК, 4 кв. 2022 г., млрд тенге
***
Большую часть услуг (***%) в области высшего образования по итогам 4 квартала 2022 года оказал крупный бизнес: *** млрд тенге, рост – на ***% за год. На средние предприятия пришлось *** млрд тенге (+***% за год), на малые – ***млрд тенге (+***%).
Диаграмма 6. Объем услуг в области высшего образования по размерности, РК, 4 кв. 2022 г., млрд тенге
***
В разрезе форм собственности больше всего услуг оказали государственные компании: *** млрд тенге, что в *** раза больше, чем в 4 квартале 2021 года. Объем услуг, оказанных иностранными предприятиями, вырос в *** раза, до *** млрд тенге, объем услуг, оказанных частными компаниями, напротив, уменьшился на ***% за год, до *** млрд тенге.
Диаграмма 7. Объем услуг в области высшего образования по формам собственности, РК, 4 кв. 2022 г., млрд тенге
***
По итогам марта 2023 года стоимость высшего образования выросла на ***% за год. Наибольший рост цен в секторе был зафиксирован в Атырауской области – на ***% за год. В пятерке антилидеров также оказались Костанайская (***%), Туркестанская (***%), Актюбинская (***%) и Улытауская (***%) области. Наименьшее удорожание было зарегистрировано в Мангистауской, Алматинской и Жамбылской областях: на ***%, ***% и ***% соответственно.
Рисунок 2. Индекс потребительских цен на высшее образование, РК, март 2023 г. к марту 2022 г., %
***
Глобальный рынок EdTech
EdTech (от англ. education – «образование» и technology – «технологии») – это инновационные решения и проекты в сфере образования, с применением современных технологий. Например, дистанционное образование или IT-курсы – типичный пример EdTech.
Глобальный рынок EdTech в 2022 году оценивался в $*** млрд, а к 2028 году увеличится до $*** млрд при среднегодовом росте рынка на ***% в год.
Диаграмма 8. Прогнозируемый рост глобального рынка EdTech, 2022-2028 гг., млрд $
***
Помимо очевидного фактора для инвесторов, что рынок образования перспективен и потенциально предлагает высокую возвратность средств, маржинальность образовательных бизнесов и платформ в среднем превышает ***%, что особенно критично для институциональных инвесторов. Высокая частотность и объем инвестиций, а также заинтересованность в рынке образования приводит к появлению новых форматов обучения и стартапов – инструментов, двигающих весь сегмент.
Глобальный тренд на цифровизацию продолжается. Примечательно, что с развитием продуктов и технологий появляются новые профессии и специальности, которых ранее не было. Как следствие – обучиться им и получить новые навыки будет удобнее и легче онлайн, так как просто нет критической массы специалистов способных транслировать знания и навыки в очной форме.
Таблица 2. Показатели EdTech-компаний (доступно неквалифицированным инвесторам)
***
Традиционное образование никуда не уйдет и будет актуальным, как и было на протяжении долгого времени. В реалиях EdTech знания получают глобальное распространение и сейчас освоение специальности удаленно либо в дополнение к опыту от известных компаний (например, Coursera, Microsoft, Google и др.) является возможным и доступным огромному количеству студентов и будущих специалистов. Получать знания сейчас стало проще и отчасти популяризация этого возможна с помощью EdTech. Получение образования как в традиционном так и новом формате может являться социальным лифтом в построении карьеры и фундаментом для дальнейшего развития.
EdTech-рынок Республики Казахстан
Объем казахстанских EdTech-компаний по топ-40 крупнейших игроков в 2022 году составил *** млрд тенге, что на ***% больше, чем в 2021 году. С учетом доли российских компаний, а также доли BTS Education, вышедшей с публичного рынка, объем казахстанского EdTech может оцениваться в *** млрд тенге. В период с 2018 по 2022 год казахстанские EdTech -компании привлекли около $*** млн инвестиций (~*** млрд тенге) – примерно ***% от объема всех венчурных инвестиций в казахстанские стартапы.
Большую часть рынка и в 2021, и в 2022 году занимает сегмент К-12: его доля среди топ-40 составила ***% и ***% соответственно, а общая выручка в 2022-м – ***млрд тенге. Большие объемы сегмента связаны с активной государственной поддержкой отечественных проектов, ориентированных на школьное образование. Так, часть лидеров рейтинга – платформы Blimland, Kundelik, Daryn.online – внедрены практически во все общеобразовательные учреждения Казахстана.
Самую высокую динамику год к году (***%) показал самый маленький сегмент «Другое», куда вошли 10 компаний – немногочисленные представители школ иностранных языков, платформы бизнес-образования, soft skills и библиотеки конспектов. Общая выручка сегмента составила *** млрд тенге, *** млрд из которых пришелся на первую четверку лидеров – две компании, обучающие иностранным языкам, школу soft skills и медицинскую обучающую метавселенную.
В сегменте «Разработчики и ПО» произошло существенное падение – совокупная выручка компаний в этом сегменте снизилась за год на ***% за счет падения лидирующих компаний. Игроки сегмента объясняют причину падения заморозкой или отменой многих проектов из-за опасений акционеров, руководителей и инвесторов на фоне геополитического конфликта соседних стран.
Таблица 3. Распределение выручки по сегментам EdTech, РК, 2022 г., %
***
На EdTech-рынке Республика Казахстан в 2022 году присутствовали минимум *** компаний с российскими корнями, а совокупный объем выручки российского импорта в Казахстане в 2022 году, по примерным оценкам, может составлять около *** млрд тенге – то есть почти треть от общей выручки 40 крупнейших казахстанских компаний. Среди российских игроков, которые масштабируются в Республике Казахстан, можно выделить Skillbox, Like Центр, City Business School. Тем не менее, за прошлый год крупные игроки EdTech-рынка из России так и не запустили свои филиалы для казахстанцев (с лендингом на казахском языке, возможностью оплаты в тенге, локальными инфлюэнсерами) из-за слабого спроса на рынке и, следовательно, необходимостью огромного бюджета на продвижение.
Таким образом, несмотря на то что EdTech-рынок Казахстана находится на начальном этапе своего развития, он обладает многими привлекательными чертами для местных и международных стартапов – относительно небольшой конкуренцией, высокой цифровизацией, готовностью аудитории к обучению в онлайн-формате.
Инвестиционный климат на EdTech-рынке Республики Казахстан и выход проектов на международные рынки
Самая крупная сделка на казахстанском EdTech-рынке состоялась в июне 2022 года: соучредитель Eurasia Gold Балтабек Мукашев и Фонд развития человеческого капитала EPG Education инвестировали $*** млн в развитие Bugin Holding, куда в том числе входит одна из крупнейших образовательных онлайн-платформ Казахстана для школьников Daryn.Online.
А в начале июля в Астане завершился третий поток программы Kazakhstan Digital Accelerator – международного бизнес-акселератора от QazTech Ventures и сингапурского фонда Quest Ventures. В числе победителей оказались три образовательных стартапа: сервис по подбору образовательных курсов и репетиторов Oilan, FocusEd – мобильное приложение со встроенным виртуальным классом для дистанционного обучения и онлайн-школа для детей и подростков Welldone School. Инвесторы выделили EdTech-компаниям по $50 тысяч.
До этого в январе 2022 года две EdTech-компании – образовательная онлайн-платформа 2tor.online и мобильное приложение для обучения IT-навыкам CodiPlay – получили по 5 млн тенге ($***тысяч) для развития своих проектов в рамках программы финансирования стартапов от Astana Hub.
Рост многих EdTech-компаний в Казахстане в 2022 году обусловлен увеличением государственной поддержки и инвестиций в образовательную сферу. Так, многие казахстанские (и не только) стартапы являются резидентами технопарка Astana Hub и получают налоговые льготы, а также доступ к менторским программам, консультациям бизнес-экспертов, помощь в привлечении финансирования и т. д. Помимо Astana Hub, в стране работают несколько бизнес-инкубаторов и акселераторов на базе государственных университетов и национальные инвестиционные венчурные фонды.
У казахстанских EdTech-проектов нет существенной выручки за пределами Республики Казахстан, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году.
Smartestprep в ноябре-декабре 2022 года успешно протестировала продукт в Индонезии и Вьетнаме, у платформы CodiPlay есть приглашение на тестовый запуск в Дубае и Анталии, а стартап Stem Solutions, разрабатывающий образовательные конструкторы для школ, уже работает с партнерами в Кыргызстане и России.
На рынках Швейцарии и Израиля тестировала свои продукты WELLDONE Company – компания, специализирующаяся на разработке и запуске корпоративного обучения. Проект ведет переговоры с потенциальными клиентами из Центральной Азии, поэтому первые сделки ожидает в этом регионе.
Образовательно-карьерная платформа по поиску стажировки/работы в зарубежных корпорациях Hired Valley активно взаимодействует с вузами СНГ и получает приглашения к сотрудничеству от иностранных партнеров, в особенности из стран MENA (Ближний Восток и Северная Африка, ОАЭ, Катар). Еще одна цель проекта – наладить отношения с программой Erasmus, чтобы студенты из Центральной Азии могли ездить на стажировки и обучение в Европу.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Идея проекта |
9 |
1.2. Сервисы платформы |
10 |
1.3. Целевая аудитория проекта |
11 |
1.4. Монетизация проекта |
14 |
1.5. Проблема, которую решает проект |
14 |
Раздел 2. Анализ рынка |
17 |
2.1. Высшее образование в Республике Казахстан |
17 |
2.2. Глобальный рынок EdTech |
23 |
2.3. EdTech-рынок Республики Казахстан |
25 |
2.4. Инвестиционный климат на EdTech-рынке Республики Казахстан и выход проектов на международные рынки |
27 |
2.5. Тенденции и барьеры на EdTech-рынке Республики Казахстан |
29 |
Выводы |
31 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
33 |
3.1. Конкурентное окружение |
33 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
38 |
4.1. Презентации в ВУЗах |
38 |
4.2. SMM-продвижение |
38 |
4.3. Инфлюенс-маркетинг |
40 |
4.4. SEO и контекстная реклама |
41 |
4.5. Печатные материалы |
42 |
4.6. Наружная реклама (билборды и LED-экраны) |
43 |
4.7. Бюджет на маркетинговые инициативы |
43 |
Раздел 5. Организационный план |
45 |
5.1. Инвестиции |
45 |
5.2. Капитальные вложения |
45 |
5.3. Персонал |
46 |
Раздел 6. Финансовый план |
47 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
47 |
6.2. Сезонность |
49 |
6.3. Цены |
50 |
6.4. Объемы реализации |
51 |
6.5. Выручка |
51 |
6.6. Персонал |
53 |
6.7. Затраты |
55 |
6.8. Налоги |
56 |
6.9. СОК |
56 |
6.10. Амортизация |
58 |
6.11. Отчет о прибылях и убытках |
58 |
6.12. Отчет о движении денежных средств |
61 |
6.13. Баланс |
63 |
6.14. Показатели экономической эффективности |
64 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
68 |
7.1. Анализ чувствительности |
68 |
7.2. Анализ безубыточности |
77 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
81 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Число организаций высшего образования, РК, 2018/2019-2022/2023 у. г., ед. |
17 |
Диаграмма 2. Распределение организаций высшего образования по формам собственности, РК, 2022/2023 у. г., ед. |
18 |
Диаграмма 3. Численность студентов в организациях высшего образования, РК, 2018/2019-2022/2023 у. г., тыс. чел. |
19 |
Диаграмма 4. Доля студентов по специальностям в организациях высшего образования, РК, 2022/2023 у. г., % |
20 |
Диаграмма 5. Объем услуг в области высшего образования, РК, 4 кв. 2018-4 кв. 2022 г., млрд тенге |
20 |
Диаграмма 6. Объем услуг в области высшего образования по размерности, РК, 4 кв. 2022 г., млрд тенге |
22 |
Диаграмма 7. Объем услуг в области высшего образования по формам собственности, РК, 4 кв. 2022 г., млрд тенге |
22 |
Диаграмма 8. Прогнозируемый рост глобального рынка EdTech, 2022-2028 гг., млрд $ |
24 |
Диаграмма 9. График капитальных вложений, тыс. тенге без НДС |
46 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Объем услуг в области высшего образования по областям, РК, 4 кв. 2022 г., млрд тенге |
21 |
Рисунок 2. Индекс потребительских цен на высшее образование, РК, март 2023 г. к марту 2022 г., % |
23 |
Таблица 1. Преимущества проекта и выгоды компаний при сотрудничестве с ним |
13 |
Таблица 2. Показатели EdTech-компаний (доступно неквалифицированным инвесторам) |
24 |
Таблица 3. Распределение выручки по сегментам EdTech, РК, 2022 г., % |
26 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта DAR University + 5qbe |
33 |
Таблица 5. Профиль конкурентного проекта Edgravity |
34 |
Таблица 6. Профиль конкурентного проекта Smartestprep |
34 |
Таблица 7. Профиль конкурентного проекта Сourstore |
35 |
Таблица 8. Профиль конкурентного проекта Hired Valley |
35 |
Таблица 9. Структура бюджета на маркетинговые инициативы |
43 |
Таблица 10. Инвестиции |
45 |
Таблица 11. Капитальные вложения |
45 |
Таблица 12. Штат персонала |
46 |
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.