По оценкам BusinesStat, в 2019-2023 гг численность потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области возросла на 45%: с 356 до 515 тыс человек.
В 2021 г санаторно-курортная отрасль восстанавливалась после сложного пандемийного года. По итогам года услугами санаториев в Московской области воспользовались 352 тыс чел, что на 40% превысило значение 2020 г. Основными факторами роста стали улучшение эпидемиологической обстановки и увеличенный интерес к оздоровительному отдыху. Люди стали больше заботиться о здоровье и стремиться к восстановлению сил после стрессового периода, что способствовало увеличению спроса на санаторные услуги. Кроме того, развитие внутреннего туризма в условиях закрытых границ и программа туристического кешбэка способствовали притоку новых клиентов в санатории Московской области.
В 2022-2023 гг численность потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области продолжила расти на 8-35% в год. В условиях санкций возможности для зарубежного отдыха существенно снизились. При этом закрытие авиасообщения в южных регионах России стало ограничивающим фактором для многих россиян при выборе направления для отдыха внутри страны, из-за чего многие стали рассматривать альтернативные варианты – в том числе в Московской области.
В последние годы среднее количество дней пребывания в подмосковных санаториях заметно снизилось. Участники рынка отмечают, что отдых в санаторных условиях стал для потребителей альтернативой гостиничному загородному отдыху. Желающие провести праздничные дни вдали от города начинают бронировать места в санаториях за 1,5-2 месяца до нужной даты. Обычно в таком случае потребители выбирают путевки без лечения и уже на месте оплачивают дополнительные услуги, такие как SPA-программы, детокс, массаж, обертывания и др.
«Анализ рынка санаторно-курортных услуг в Московской области», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводятся следующие детализации:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: Вербамед, Многофункциональный комплекс Министерства финансов РФ, Клинический санаторий «Барвиха», Курорт-парк «Союз», Объединенный санаторий «Подмосковье», Истра, Загорские дали» Управления делами Президента РФ, Ревиталь Парк, Санаторий Дорохово и др.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Санаторно-курортные организации
Персонал санаторно-курортных организаций
РЕЙТИНГ САНАТОРИЕВ
Рейтинг предприятий отрасли (юрлиц)
Профили ведущих предприятий отрасли
ООО «ВербаМед»
ФГБУ «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации»
ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха» управления делами Президента РФ»
ФГБУ СП «Курорт-Парк «Союз» МИД России»
ФГБУ «Объединенный санаторий «Подмосковье» управления делами Президента РФ»
ПОТРЕБИТЕЛИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Численность потребителей
Уровень потребления
Затраты
ОБЪЕМ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Сезонность рынка санаторно-курортных услуг
ОБОРОТ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
ЦЕНА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Цена базовых санаторно-курортных услуг
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Таблица 1. Численность санаторно-курортных организаций по видам в Московской области в 2019-2023 гг
Таблица 2. Численность санаторно-курортных организаций по профилям лечения в Московской области в 2023 г
Таблица 3. Мощность санаторно-курортных организаций в Московской области в 2019-2023 гг (мест)
Таблица 4. Численность номеров в санаторно-курортных организациях в Московской области в 2019-2023 гг
Таблица 5. Численность персонала санаторно-курортной отрасли в Московской области в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 6. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника санаторно-курортной отрасли в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб; тыс руб в год)
Таблица 7. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в Московской области в 2022 г (млн руб)
Таблица 8. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в Московской области в 2022 г (млн руб)
Таблица 9. Рейтинг предприятий по рентабельности продаж в Московской области в 2022 г (%)
Таблица 10. Рейтинг предприятий отрасли по мощности в Московской области в 2023 г
Таблица 11. Численность потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 12. Прогноз численности потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области в 2024-2028 гг (тыс чел)
Таблица 13. Численность потребителей по типу санаторно-курортных услуг в Московской области в 2023 г (тыс чел)
Таблица 14. Численность потребителей санаторно-курортных услуг по видам организаций в Московской области в 2023 г (тыс чел)
Таблица 15. Среднее число дней пребывания на одного потребителя в санаториях Московской области в 2019-2023 гг
Таблица 16. Прогноз среднего числа дней пребывания на одного потребителя в санаториях Московской области в 2024-2028 гг
Таблица 17. Средние годовые расходы потребителя на санаторно-курортные услуги в Московской области в 2019-2023 гг (тыс руб)
Таблица 18. Прогноз средних годовых расходов потребителя на санаторно-курортные услуги в Московской области в 2024-2028 гг (тыс руб)
Таблица 19. Объем рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2019-2023 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 20. Прогноз объема рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2024-2028 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 21. Объем рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2023 г (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 22. Прогноз объема рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2024-2028 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 23. Структура оказания санаторно-курортных услуг по месяцам в Московской области в 2023 г
Таблица 24. Оборот рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 25. Прогноз оборота рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2024-2028 гг (млн руб)
Таблица 26. Оборот рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2023 г (млн руб)
Таблица 27. Прогноз оборота рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2024-2028 гг (млн руб)
Таблица 28. Средняя цена санаторно-курортных услуг в Московской области в 2019-2023 гг (руб/чел в день)
Таблица 29. Прогноз средней цены санаторно-курортных услуг в Московской области в 2024-2028 гг (руб/чел в день)
Таблица 30. Средняя цена санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2023 г (руб/чел в день)
Таблица 31. Прогноз средней цены санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2024-2028 гг (руб/чел в день)
Таблица 32. Средняя цена пребывания в доме отдыха или пансионате в Московской области в 2019-2023 гг (руб/чел в день)
Таблица 33. Средняя цена пребывания в санатории в Московской области в 2019-2023 гг (руб/чел в день)
Таблица 34. Выручка от продаж в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 35. Коммерческие и управленческие расходы в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 36. Себестоимость в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 37. Прибыль от продаж в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 38. Экономическая эффективность в Московской области в 2019-2023 гг
Таблица 39. Инвестиции в отрасль в Московской области в 2019-2023 гг (млн руб)
По данным исследования ГидМаркет темпы роста рынка строительства жилой недвижимости в Москве и Московской области в 2019-2023 гг. в целом можно оценить как положительные, за исключением 2023 г., когда наблюдалось снижение темпов прироста ввода объектов жилищного строительства на фоне высоких показателей 2021-2022 гг. Максимальный объем ввода жилой недвижимости отмечался в 2022 г., показатель составил 20 893,6 тыс. кв. м с приростом к 2021 г. на 22,7%. Объем ввода жилой недвижимости в 2023 г. составил 19 828,2 тыс. кв. м, объем снизился к показателям 2022 г. на 5,1%, при этом снижение отмечалось и в Москве, и в Московской области. Среднегодовой темп прироста объема ввода жилой недвижимости в Москве и Московской области в исследуемом периоде, несмотря на такую динамику, составил 10,4%.
Однако значительная часть данного прироста пришлась на инфляцию, которая по итогам года составила 8,4%, несколько замедлившись по сравнению с прошлым годом, однако оставаясь далеко от умеренных значений на уровне 4-5%.
По данным «Анализа рынка санаторно-курортных услуг в Московской области», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг численность потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области возросла на 45%: с 356 до 515 тыс человек.