Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: организация сети филиалов, в которых заемщики и кредиторы смогут совершать сделки, как залоговые (ломбарды и комиссионные магазины), так и без залоговые (микрокредиты).
Рыночная ситуация:
1. По состоянию на 22.10.2021 в Государственном реестре ломбардов состояло *** ломбардов. Большинство ломбардов можно отнести к малому бизнесу. Более ***% компаний – это небольшие ломбарды с портфелем не более ** млн руб. и штатом сотрудников менее *** человек. Общее количество ломбардов с портфелем, превышающем *** млн руб. не превышает *** организаций. Более половины ломбардов работают на рынке свыше *** лет.
2. Объем выданных займов по состоянию на конец июня 2021 г. составил *** млрд руб., что на ***% выше показателя на конец марта и на 41% выше значений объема рынка, оцениваемых Центральным банком России на конец июня 2020 г. Средняя сумма займа в ломбарде с II квартала 2020 года выросла на ***% и в конце II квартала 2021 года составила *** тыс. рублей. Большинство договоров в ломбарде заключается на краткосрочный – до 1 месяца (***%) и среднесрочный – 1-3 месяца (***%) периоды. По срокам и суммам займы в ломбарде сопоставимы с займами МФО.
3. В 2021 году рынок МФО вернулся к допандемической динамике. В течение года наблюдалась реализация отложенного спроса на микрозаймы. Темп роста портфеля в 2021 году соответствовал значениям 2019 года: в среднем ***% за квартал; ***% за год (в 2019 году – 29,5%). Доля займов, выданных субъектам МСП, в совокупном портфеле рынка на конец года составила ***%. Объем займов, выданных за 2021 год, немного снизился относительно значений 2020 года (*** млрд против *** млрд руб. соответственно).
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
3 721 801,80 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
43% |
PI |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
61 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок ломбардов и комиссионных магазинов в Российской Федерации
По состоянию на 22.10.2021 в Государственном реестре ломбардов состояло *** ломбардов. За последние 2 года наблюдается концентрация рынка, на которую влияют два основных фактора:
• портфель и объем выдаваемых займов увеличиваются при снижении числа участников;
• на рынке растет доля крупных сетевых ломбардов.
Объем выданных займов по состоянию на конец июня 2021 г. составил *** млрд руб., что на ***% выше показателя на конец марта и на ***% выше значений объема рынка, оцениваемых Центральным банком России на конец июня 2020 г. Данные цифры говорят о значительном влиянии пандемии COVID-19 на рынок ломбардов, поскольку часть офисов закрылась.
Рисунок 1. Объем выданных займов (за отчетный период), млрд руб.
***
Проведение специальной военной операции на территории Украины в феврале 2022 г. может увеличить объем рынка ломбардов в России. Ухудшение общеэкономической ситуации, рост инфляции окажут положительное влияние на динамику рынка ломбардов, поскольку население будет искать способы дополнительных доходов для поддержания привычного образа жизни.
Большинство ломбардов можно отнести к малому бизнесу. Более **% компаний – это небольшие ломбарды с портфелем не более 10 млн руб. и штатом сотрудников менее *** человек.
При этом четверть рынка занимают крупные организации – ломбарды с портфелем более *** млн рублей. Среди таких ломбардов можно выделить таких игроков:
• ломбарды с широкой сетью обособленных подразделений в крупных экономически развитых регионах;
• ломбарды, сотрудничающие с сетями по реализации золотых изделий, которые используют площадки магазинов.
На диаграмме ниже показано распределение ломбардов по размеру портфеля.
Диаграмма 1. Распределение ломбардов по размеру портфеля, в % от общего количества
***
Общее количество ломбардов с портфелем, превышающем *** млн руб. не превышает *** организаций.
Более половины ломбардов работают на рынке свыше *** лет.
Условно рынок можно разделить на 3 сегмента:
Таблица 1. Сегментация рынка ломбардов в России
***
На региональные ломбарды приходится доля рынка в ***% от общего количества офисов, сетевые организации занимают второй место в рейтинге с показателем ***%. Ожидаемо на автоломбарды приходится наименьшая часть рынка, которая составила на конец июня 2020 г. 2,3%.
С начала 2020 года сетевые ломбарды увеличили присутствие на рынке – доля сегмента в общем портфеле ломбардов увеличилась до ***% (+*** п.п.). Доля региональных ломбардов за аналогичный период сократилась до ***% (*** п.п.).
С учетом нынешней ситуации в экономике страны можно прогнозировать рост количества сетевых ломбардов, незначительное падение рынка региональных ломбардов. В связи с дефицитом иностранных автомобилей и значительного роста цен доля автоломбардов в обозримом будущем уменьшится или останется на прежнем уровне.
Рынок ломбардов достаточно сильно концентрирован по региональному признаку – большинство ломбардов находится в регионах с высокой долей городского населения и городах федерального значения:
• на топ-5 регионов по величине портфеля приходится ***% портфеля рынка и ***% объема выданных займов по итогам 2020 года;
• на топ-15 – ***% портфеля рынка и ***% объема выданных займов по итогам 2020 года.
Диаграмма 2. Топ-15 регионов по величине портфеля (по фактическому месту деятельности)
***
Профиль заемщика ломбарда выглядит следующим образом:
• ***% клиентов ломбардов приходится на возрастную группу 45 лет и старше;
• ***% заемщиков – женщины;
• ***% от заемщиков – постоянные клиенты (притока новых клиентов в период пандемии не произошло).
Средняя сумма займа в ломбарде с II квартала 2020 года выросла на ***% и в конце II квартала 2021 года составила *** тыс. рублей.
Большинство договоров в ломбарде заключается на краткосрочный – до 1 месяца (***%) и среднесрочный – 1-3 месяца (***%) периоды. По срокам и суммам займы в ломбарде сопоставимы с займами МФО.
Диаграмма 3. Распределение договоров по сроку займа (по количеству договоров)
***
Основное количество договоров заключается под залог золотых изделий – более ***%. Также клиенты ломбардов могут брать займы под залог предметов искусства, бытовой техники, оригинальных вещей знаменитых брендов, изделий из серебра. Под залог смартфонов и компьютерной техники, автотранспорта выдаются по ***% займов от общего количества соответственно. На залоги под бытовую технику приходится ***% всех займов.
Большинство сделок по реализации невостребованного имущества покрывает всю сумму задолженности (***% ломбардов) либо превышает ее (***% ломбардов).
Основными площадками реализации являются сами ломбарды (***% ломбардов) и организации, занимающиеся переработкой драгоценных металлов – ***%.
Более ***% реализаций происходит в течение 1 месяца, в том числе ***% – до 5 дней.
Диаграмма 4. Виды залога (по количеству заключенных договоров)
****
***% ломбардов занимаются только выдачей потребительских займов. Ломбарды остаются одним из наиболее консервативных видов бизнеса – ***% организаций не планируют осваивать новые направления деятельности, ***% планируют открытие новых подразделений, а ***% – расширение видов залога. ***% от всех опрошенных представителей ломбардов планируют в ближайшее время выйти в онлайн-формат.
В качестве возможных направлений развития участники рынка выделяют следующие:
• открытие новых обособленных подразделений, в том числе в иных регионах, не по месту регистрации ломбарда;
• использование в деятельности ломбарда современных решений: онлайн-оценка залога и выезд к клиенту. Небольшое число организаций используют мобильное приложение для оплаты процентов, оплату процентов по QR-коду через онлайн-банкинг.
Клиенты выбирают ломбард по территориальной принадлежности, в связи с чем большинство ломбардов используют традиционные инструменты для привлечения клиентов – наружную (***% ломбардов) и печатную (***% ломбардов) рекламу. В целях сохранения клиентской базы ***% компаний используют программы лояльности, позволяющие увеличить сумму займа на основе рейтинга клиента. Таргетированную рекламу в Интернете и смс-рассылку по базам клиентов используют ***% ломбардов.
К основным проблемам рынка, влияющим на его развитие, является нехватка денежных ресурсов и рост уровня конкуренции. На уровень конкуренции влияет также наличие на рынке МФО и кредитных организаций. Основным видом недобросовестной конкуренции является деятельность «серых» ломбардов.
Заемщики крайне редко жалуются на ломбарды. За 8 месяцев 2021 г. поступило в Банк России всего лишь ***жалобы от клиентов.
Комиссионные магазины занимаются тем же, что и ломбарды, но не регулируются Центральным банком Российской Федерации. Это связано с тем, что залог оформляют в форме договора комиссии за продажу изделия. Когда кредитор возвращает кредит, договор расторгается и комиссионному магазину выплачивается штраф за досрочное расторжение договора, что я составляет доходную часть от залогового кредитования. Размер данного рынка, по мнению большинства экспертов, в 5 раз превышает объем ломбардного рынка. Учитывая эти данные ориентировочный объем рынка комиссионных магазинов в денежном выражении составляет *** млрд руб. В количественном выражении объем рынка оценивается в более чем *** работающих организаций по всей территории России.
Рынок микро кредитных организаций в Российской Федерации
В 2021 году рынок МФО вернулся к допандемической динамике. В течение года наблюдалась реализация отложенного спроса на микрозаймы:
• Темп роста портфеля в 2021 году соответствовал значениям 2019 года: в среднем ***% за квартал; ***% за год (в 2019 году – ***%);
• Доля займов, выданных субъектам МСП, в совокупном портфеле рынка на конец года составила ***%. Объем займов, выданных за 2021 год, немного снизился относительно значений 2020 года (*** млрд против *** млрд руб. соответственно).
• Емкость сегмента определяется объемами выделяемого финансирования со стороны государства, при этом спрос малого бизнеса на финансирование со стороны МФО в 2021 году оставался достаточно высоким.
Концентрация на рынке МФО в 2021 году оставалась на умеренном уровне, в конце года произошло небольшое увеличение доли топ-50 и топ-100 компаний (до уровня начала 2020 года).
При этом основной прирост рынка обеспечили 32 МФО: прирост портфеля данных компаний за 2021 год составил около ***% от совокупного прироста портфеля рынка:
• значительная часть компаний из указанной выборки увеличила портфель более чем в два раза;
• растущие компании в 2021 году работали в различных бизнес-моделях (PDL, Installment, финансирование бизнеса, смешанные продукты).
Портфель микрозаймов на 31.12.2021 г. составил *** млрд руб., что на ***% выше значения предыдущего квартала. Объем выданных микрозаймов на 4 квартал 2021 г. равен *** млрд руб., что на ***% выше 3-го квартала 2021 г. и на ***% превышает значение 4-го квартала 2020 г.
Рисунок 2. Основные показатели рынка МФО, млрд руб.
***
Основные факторы, влияющие на развитие рынка микрокредитования описаны в таблице ниже:
Таблица 2. Факторы, влияющие на рынок МФО в 2021 году
***
В течение 2021 года задолженность продавали около *** МФО, то есть около ***% от общего числа организаций на рынке:
• основной объем задолженности реализует относительно небольшое количество МФО, относящихся к категориям крупных и средних (около *** компаний);
• ***% объема реализованной задолженности приходится на МФК (в основном несколько крупных игроков).
На уровень просроченной задолженности в том числе влияет долговая нагрузка заемщиков. Так, доля договоров с ПДН более ***% в структуре потребительского портфеля (основной долг и проценты) составляет ***% (по займам до *** тыс. руб. МФО вправе не рассчитывать ПДН).
В 2021 году произошло существенное изменение структуры финансирования МФО: доля привлеченных средств от физических лиц сократилась на *** п.п., до ***%, от юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, – на *** п.п., до ***%. В то же время существенно вырос портфель привлеченных средств от банков: доля банковского финансирования в общей структуре привлеченных средств достигла ***%, при этом портфель привлеченных средств от банков с начала 2021 года в абсолютном выражении вырос в *** раза. Количество МФО, которые привлекают финансирование от банков, остается стабильным с начала 2020 года (около ***). Из них большинство компаний не являются аффилированными с кредитными организациями. Однако следует отметить, что около ***% задолженности по привлеченным средствам приходится на две крупные организации, аффилированные с банками.
В целом соотношение объема привлеченных средств за квартал к объему выданных займов за квартал в 2021 году находилось в интервале от *** до ***%, то есть рынок МФО в большей степени ориентирован на работу с собственными средствами.
Диаграмма 5. Структура портфеля привлеченных средств в разрезе источников финансирования, %, на 31.12.2021 г.
***
Оценка доходности ломбардов
Проанализируем финансовые показатели деятельности одного ломбарда на примере сети ломбардов ООО «ЗАЛОГ УСПЕХА «ЛОМБАРД». В 2016 году было опубликовано интервью с собственником сети на портале «РБК.Исследование рынков». По данным официального сайта компании в сети насчитывается 48 ломбардов. Согласно официальной отчетности организации, оборот в 2021 году составил 2 млрд руб. Определим основные финансовые показатели деятельности одного ломбарда (см. таблицу ниже).
Таблица 3. Финансовые показатели деятельности 1-го ломбарда
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Суть и идея проекта |
9 |
1.2. Основная терминология |
10 |
Раздел 2. Анализ рынка |
12 |
2.1. Рынок ломбардов и комиссионных магазинов в Российской Федерации |
12 |
2.2. Рынок микро кредитных организаций в Российской Федерации |
19 |
2.3. Оценка доходности ломбардов |
22 |
Раздел 3. Организационный план |
24 |
3.1. Первоначальные инвестиции |
24 |
3.2. Операционные затраты |
25 |
3.3. График открытия филиалов |
26 |
3.4. Монетизация проекта |
27 |
Раздел 4. Финансовый план |
28 |
4.1. Допущения, использованные при расчетах |
28 |
4.2. Сезонность |
30 |
4.3. Изменение цен |
31 |
4.4. Объемы реализации услуг |
33 |
4.5. Выручка от реализации услуг |
34 |
4.6. План найма персонала |
35 |
4.7. Затраты |
36 |
4.8. Налоговые платежи |
37 |
4.9. Собственный оборотный капитал |
38 |
4.10. Первоначальные инвестиции |
40 |
4.11. Капитальные вложения в проект |
40 |
4.12. Амортизация |
41 |
4.13. Отчет о прибылях и убытках |
41 |
4.14. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
44 |
4.15. Отчет о движении денежных средств |
47 |
4.16. Прогнозный баланс |
48 |
4.17. Показатели экономической эффективности проекта |
49 |
Раздел 5. Анализ рисков проекта |
53 |
5.1. Анализ чувствительности |
53 |
5.2. Анализ безубыточности |
59 |
Раздел 6. Предварительная оценка бизнеса (модель Гордона) |
61 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
64 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Распределение ломбардов по размеру портфеля, в % от общего количества |
13 |
Диаграмма 2. Топ-15 регионов по величине портфеля (по фактическому месту деятельности) |
15 |
Диаграмма 3. Распределение договоров по сроку займа (по количеству договоров) |
16 |
Диаграмма 4. Виды залога (по количеству заключенных договоров) |
17 |
Диаграмма 5. Структура портфеля привлеченных средств в разрезе источников финансирования, %, на 31.12.2021 г. |
22 |
Диаграмма 6. Сезонность по продажам, % от максимальной за год |
30 |
Диаграмма 7. Сезонность по среднему чеку, % от максимальной за год |
31 |
Диаграмма 8. Годовая динамика выручки от реализации услуг по проекту, тыс. руб. |
34 |
Диаграмма 9. Центры прибыли, в % от общего |
35 |
Диаграмма 10. Динамика чистой прибыли (убытка) по проекту, тыс. руб. |
43 |
Диаграмма 11. EBITDA/Чистая прибыль по проекту, тыс. руб. |
44 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Объем выданных займов (за отчетный период), млрд руб. |
12 |
Рисунок 2. Основные показатели рынка МФО, млрд руб. |
20 |
Рисунок 3. Движение денежных средств по проекту, тыс. руб. |
48 |
Рисунок 4. Денежные потоки по проекту (накопленным итогом), тыс. руб. |
52 |
Рисунок 5. Точка безубыточности, тыс. руб. |
60 |
Таблица 1. Сегментация рынка ломбардов в России |
14 |
Таблица 2. Факторы, влияющие на рынок МФО в 2021 году |
20 |
Таблица 3. Финансовые показатели деятельности 1-го ломбарда |
22 |
Таблица 4. Первоначальные инвестиции на организацию ИТ-инфраструктуры |
24 |
Таблица 5. ФОТ центрального офиса |
25 |
Таблица 6. Операционные показатели филиалов |
27 |
Таблица 7. Прогнозные допущения по проекту |
28 |
Таблица 8. Этапы запуска проекта |
29 |
Таблица 9. Начальные числовые допущения по проекту |
29 |
Таблица 10. Стоимость реализации услуг с учетом инфляции |
32 |
Таблица 11. Изменение постоянных расходов с учетом инфляции |
32 |
Таблица 12. Объемы реализации по сделкам |
33 |
Таблица 13. Предполагаемая выручка от реализации услуг, тыс. руб. за год |
34 |
Таблица 14. ФОТ и налоги на ФОТ, тыс. руб. |
35 |
Таблица 15. Затраты по проекту, тыс. руб. |
37 |
Таблица 16. Распределение налогов, тыс. руб. |
37 |
Таблица 17. Норматив СОК, дней |
39 |
Таблица 18. Расчёт собственного оборотного капитала по проекту |
39 |
Таблица 19. Первоначальные инвестиции |
40 |
Таблица 20. Капитальные вложения в проект, тыс. руб. без НДС |
40 |
Таблица 21. Срок полезного использования (мес.) |
41 |
Таблица 22. Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
41 |
Таблица 23. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
42 |
Таблица 24. Расчет ставки дисконтирования |
46 |
Таблица 25. Движение денежных средств по проекту, тыс. руб. |
47 |
Таблица 26. Прогнозный баланс проекта (на конце периода), тыс. руб. |
48 |
Таблица 27. Показатели экономической эффективности в целом по проекту |
50 |
Таблица 28. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
59 |
Таблица 29. Оценка стоимости компании через 15 лет |
62 |
Сервисы ломбардов в Москве и области традиционно оцениваются по объему предоставленных ломбардных займов. Исследование рынка за последние несколько лет показало интересную динамику, характеризующуюся сокращением и ростом в зависимости от внешних факторов.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок ломбардов: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г», выяснилось, что в 2021 г. российский рынок ломбардов продолжил свое развитие. По итогам года вектор динамики конъюнктуры существенно коррелировался проводимой регулятором политики по структуризации рынка. Действия регулятора вносят изменения в структуру рынка и усиливают конкурентную борьбу компаний-участников.
Средний размер займа в ломбарде демонстрировал положительную динамику на протяжении 2021 года и в первом квартале 2022 года достиг рекордных 13,5 тыс. руб. Эта тенденция сопровождалась ростом объема выдаваемых займов, составившим 12,4% по итогам 2021 года. В первом квартале 2022 года было выдано займов на сумму 61,6 млрд. руб., что на 9,8% больше, чем кварталом ранее и на 16,9% больше показателя 2021 года. Такая динамика объясняется увеличением стоимости залога, принимаемого ломбардами: золотых изделий, бытовой техники и транспортных средств, а также увеличением спроса на услуги ломбардов в условиях роста котировок золота, курсов иностранных валют и высоких ставок по альтернативным займам для физических лиц на фоне значительного изменения ситуации в экономике.