Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: развитие туризма и организация отдыха в Чукотском автономном округе.
Рыночная ситуация:
1. По состоянию на конец 2020 г. в Чукотском автономном округе числится 47 организаций (без учета микропредприятий), осуществляющие гостиничные услуги.
2. Общий туристический поток составляет около 25 тыс. человек в год.
3. Туристический поток в 2019 года показал рост на 115% по сравнению с показателями 2016 г. В 2020 г. произошел спад на 10% в связи с пандемией COVID-19.
Конкурентное окружение: НО «Фонд развития туризма, международных и межрегиональных проектов Чукотского автономного округа, ИП Выквырагтыргыргын Александр Валерьевич, ИП Кобелев Андрей Иванович.
Маркетинговые инициативы: 100 000 руб./мес. (SEO, контекстная реклама, ведение видеоблога на YouTube, SMM).
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
33 483 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
0,91 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
20 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ туристического потенциала Чукотского автономного округа
Гостиницы и аналогичные средства размещения – это организации, которые предоставляют помещение для временного проживания. К ним относятся гостиницы, мотели, хостелы, другие организации гостиничного типа.
По состоянию на конец 2020 г. в Чукотском автономном округе числится *** организаций (без учета микропредприятий), осуществляющие гостиничные услуги.
Общий туристический поток составляет около *** тыс. человек в год.
Рисунок 1. Количество гостиниц и число мест в гостиницах, Чукотский автономный округ, 2016-2020 гг.
***
Исходя из графика выше, рост количества гостиниц по округу составил ***% в 2020 г. по сравнению с показателями 2016 года, число мест в средствах размещения выросло за аналогичный период на ***%.
На диаграмме ниже показана численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения за 2016 – 2020 гг. Туристический поток в 2019 года показал рост на 115% по сравнению с показателями 2016 г. В 2020 г. произошел спад на 10% в связи с пандемией COVID-19.
Диаграмма 1. Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, Чукотский автономный округ, тыс. чел.
***
Из приведенных выше графиков следует вывод о хорошем темпе роста основных показателей туристической привлекательности региона. Основные показатели привлекательности Чукотского автономного округа за исследуемый период в 4 года приближаются к отметке в ***% или даже превышают её.
Целевая аудитория
Существующие методики оценки туристического потока по данным КСР и по данным туристических компаний нерелевантны для Чукотки: в большинстве населенных пунктов отсутствуют гостиницы, на территории региона нет официально зарегистрированных туристических операторов. Вместе с тем поток туристов в регионе поддается классификации.
По данным стратегии развития туризма в Чукотском автономном округе (Москва – Анадырь, 2019 г.) среди гостей региона можно выделить такие целевые группы:
Распределение среди целевой аудитории выглядит таким образом:
Диаграмма 2. Распределение целевой аудитории по проекту, %, результаты 2020 г.
***
Таблица 2. Описание целевой аудитории по проекту
***
Анализ туристических направлений
г. Певек
Суровый климат и географическое положение делают город привлекательным для посещения экстремальными туристами и любителями приключений. Здесь же расположена дирекция заповедника «Остров Врангеля» – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город вряд ли будет интересен массовому туристу, но может стать центром арктического VIP-туризма. Способствовать этому будет прямое авиасообщение с Москвой (через Новосибирск и Якутск).
SWOT-анализ туристического направления представлен в таблице ниже:
Таблица 3. SWOT-анализ туристического направления г. Певек
***
Эгвекинот и окрестности
Один из наиболее благоустроенных населенных пунктов Чукотского АО, Эгвекинот представляет интерес для туристов: рядом проходит полярный круг, здесь же находится точка его пересечения со 180-м меридианом. В Эгвекиноте есть условия для комфортного размещения (коттеджи для туристов, кафе, магазины). В районе есть предпосылки для развития познавательного (история Алсиба, Чукотский ИТЛ Дальстроя) и этнографического (оленеводство) туризма, охоты и рыбалки. Ориентировочный туристический поток составляет 3 000 посетителей за год. При реализации стратегии развития туризма в Чукотском АО эту цифру можно увеличить в 2,5 раза до *** туристов/год. SWOT-анализ туристического направления представлен в таблице ниже:
Таблица 4. SWOT-анализ туристического направления Эгвекинот и окрестности
***
Перспективные виды туризма
К перспективным видам туризма на Чукотке можно отнести :
1. Круизный туризм.
2. Этнографический туризм.
3. Экологический туризм.
4. VIP-экстрим-туризм.
5. Гастрономический туризм.
6. Охота и рыбалка.
Целесообразно рассмотреть сильные и слабые стороны каждого из перечисленных выше направлений.
Круизный туризм
Уникальная природа региона привлекательна для организации индивидуальных и VIP-туров. В рамках специальных программ могут быть организованы круизы, отдых в современных мобильных туристических комплексах (глэмпинг).
Таблица 5. Сильные/слабые стороны направления «Круизный туризм»
***
Этнографический туризм
Чукотский АО обладает уникальными возможностями по развитию этнографического туризма. В регионе, как и много лет назад, развито оленеводство; местное население сохраняет традицию китобойного промысла. На восточном побережье сохраняются памятники древнеэскимосской культуры.
Таблица 6. Сильные/слабые стороны направления «Этнографический туризм»
***
Экологический туризм
Российская Арктика – это уникальная флора и фауна и фантастические пейзажи. Это суровый и вместе с тем очень хрупкий мир, сохранившийся в нетронутом виде.
Таблица 7. Сильные/слабые стороны направления «Экологический туризм»
***
Индивидуальный VIP-туризм
Уникальная природа региона привлекательна для организации индивидуальных и VIP-туров. В рамках специальных программ могут быть организованы круизы, отдых в комфортных экстрим-базах, современных мобильных туристических комплексах (глэмпинг).
Таблица 8. Сильные/слабые стороны направления «Индивидуальный VIP-туризм»
***
Гастрономический туризм
Традиционная чукотская кухня не отличается разнообразием ингредиентов и рецептами, способными понравится широкой аудитории. Вместе с тем, в регионе доступна свежая оленина, рыба, морепродукты и дары тундры: ягоды, грибы. Основная особенность региона – мантак (масло и кожа кита).
Таблица 9. Сильные/слабые стороны направления «Гастрономический туризм»
***
Охота и рыбалка
Чукотка обладает уникальными возможностями для охоты и рыбалки. Организовать досуг можно практически в любой части региона. В реках водятся лососевые, щуки достигают трофейных размеров; на западе Чукотки обитают одни из крупнейших в мире лосей и волков.
Таблица 10. Сильные/слабые стороны направления «Охота и рыбалка»
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание идеи проекта |
8 |
1.1. Суть и идея проекта |
8 |
1.2. Основные экскурсионные программы |
8 |
Раздел 2. Анализ рынка |
11 |
2.1. Анализ туристического потенциала Чукотского автономного округа |
11 |
2.2. Целевая аудитория |
12 |
2.3. Анализ туристических направлений |
14 |
2.3.1. г. Певек |
14 |
2.3.2. Эгвекинот и окрестности |
15 |
2.4. Перспективные виды туризма |
16 |
2.4.1. Круизный туризм |
17 |
2.4.2. Этнографический туризм |
17 |
2.4.3. Экологический туризм |
18 |
2.4.4. Индивидуальный VIP-туризм |
18 |
2.4.5. Гастрономический туризм |
19 |
2.4.6. Охота и рыбалка |
20 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
21 |
3.1. Профили основных конкурентов проекта |
21 |
3.2. Анализ конкурентного окружения проекта |
25 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
27 |
4.1. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
27 |
4.2. SEO и контекстная реклама |
28 |
4.3. Бюджет на маркетинговые инициативы |
30 |
Раздел 5. Финансовый план |
31 |
5.1. Допущения, принятые для расчетов |
31 |
5.2. Сезонность |
33 |
5.3. Цены |
34 |
5.4. Объемы реализации |
36 |
5.5. Выручка от реализации услуг |
37 |
5.6. Персонал |
39 |
5.7. Затраты |
41 |
5.8. Налоговые отчисления |
43 |
5.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
43 |
5.10. Первоначальные инвестиции |
44 |
5.11. Капитальные вложения |
45 |
5.12. Отчет о прибыли и убытках |
45 |
5.13. Отчет о движении денежных средств |
48 |
5.14. Баланс |
49 |
5.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
51 |
5.16. Показатели экономической эффективности |
53 |
Раздел 6. Анализ рисков проекта |
56 |
6.1. Анализ чувствительности |
56 |
6.2. Анализ безубыточности |
62 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
65 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, Чукотский автономный округ, тыс. чел. |
12 |
Диаграмма 2. Распределение целевой аудитории по проекту, %, результаты 2020 г. |
13 |
Диаграмма 3. Распределение конкурентов по видам экономической деятельности |
21 |
Диаграмма 4. Сезонность по услугам, % в зависимости от месяца |
34 |
Диаграмма 5. Динамика выручки по проекту, тыс. руб. |
38 |
Диаграмма 6. Распределение центров прибыли, в % от целого |
39 |
Диаграмма 7. Чистая прибыль/убыток, 2021 – 2025 гг., тыс. руб. |
46 |
Диаграмма 8. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2021 – 2025 гг., тыс. руб. |
47 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Количество гостиниц и число мест в гостиницах, Чукотский автономный округ, 2016-2020 гг. |
11 |
Рисунок 2. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
28 |
Рисунок 3. Сезонность по постоянным расходам, % в зависимости от месяца |
33 |
Рисунок 4. Денежные средства на конец периода, тыс. руб., 2021 – 9 мес. 2026 гг. |
49 |
Рисунок 5. Аккумулированные денежные потоки по проекту, 2021 – 9 мес. 2026 гг., тыс. руб. |
55 |
Рисунок 6. Точка безубыточности, тыс. руб. |
63 |
Таблица 1. Основные экскурсионные маршруты по проекту |
9 |
Таблица 2. Описание целевой аудитории по проекту |
13 |
Таблица 3. SWOT-анализ туристического направления г. Певек |
14 |
Таблица 4. SWOT-анализ туристического направления Эгвекинот и окрестности |
15 |
Таблица 5. Сильные/слабые стороны направления «Круизный туризм» |
17 |
Таблица 6. Сильные/слабые стороны направления «Этнографический туризм» |
17 |
Таблица 7. Сильные/слабые стороны направления «Экологический туризм» |
18 |
Таблица 8. Сильные/слабые стороны направления «Индивидуальный VIP-туризм» |
19 |
Таблица 9. Сильные/слабые стороны направления «Гастрономический туризм» |
19 |
Таблица 10. Сильные/слабые стороны направления «Охота и рыбалка» |
20 |
Таблица 11. Профиль компании НО «Фонд развития туризма, международных и межрегиональных проектов Чукотского автономного округа» |
22 |
Таблица 12. Профиль компании Индивидуальный предприниматель Выквырагтыргыргын Александр Валерьевич |
23 |
Таблица 13. Профиль компании Индивидуальный предприниматель Кобелев Андрей Иванович |
24 |
Таблица 14. Сводная таблица сравнения основных конкурентов с компанией |
25 |
Таблица 15. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
27 |
Таблица 17. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий |
30 |
По данным «Анализа рынка делового туризма в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г численность деловых поездок в стране выросла на 21%: с 17 до 21 млн. Уход зарубежных компаний, перестройка бизнес-процессов, построение новых экономических связей, расширение деятельности за пределами своего региона требовали от российского бизнеса большего числа деловых поездок.
По данным «Анализа рынка делового туризма в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г его оборот в стране снизился на 10,3%: с 678 до 608 млрд руб. Потребителями услуг в сфере бизнес-туризма являются сотрудники, направленные в деловую поездку. Рабочие поездки совершаются с целью развития бизнеса, налаживания сотрудничества с деловыми партнерами, встречи с клиентами, участия в конференциях и выставках.