Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Цель проекта: создание компании по взысканию задолженностей в пользу предприятий жилищно-коммунального комплекса и прогнозирование деятельности данного предприятия на 2021-2024 гг.
Рыночная ситуация:
1. В Москве в 2020 году было начислено (предъявлено) населению платежей за жилое помещение, капитальный ремонт и коммунальные услуги ***тыс. руб., а в Московской обл. – 138 701 173,3 тыс. руб.
2. Дебиторская задолженность исполнителей коммунальных услуг в 2020 году в Москве составила *** тыс. руб., а в Московской обл. – 44 544 984,4 тыс. руб.
3. Объем рынка долгосрочной задолженности населения за ЖКУ перед управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК в 2020 году составил ***тыс. руб. в Москве и 8 599 472,7 тыс. руб. в Московской обл.
4. Доля рынка компании» по взысканию долгосрочной задолженности населения за ЖКУ в 2020 году составила ***%.
5. В Москве и Московской области осуществляют деятельность 4 330 управляющих компании и 2 749 ТСЖ, ЖСК. Наибольшее количество управляющих компаний в Москве расположено в ЮЗАО и ЦАО, а в Московской области – в 7 городских округах (Балашиха, Красногорск, Одинцовский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Королев и Химки).
Конкурентное окружение: ООО «***», ООО «***», ООО «***», ООО «***». Индекс рыночной концентрации Херфиндаля–Хиршмана HHI = ***. Это тип высококонцентрированного рынка. На данных рынках степень монополизации высокая, конкуренция слабая.
Финансовые показатели:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
*** |
NPV |
тыс. руб. |
64 785 |
IRR |
% |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
14,66 |
Срок окупаемости |
мес. |
*** |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
10 |
Выдержки из исследования
Задолженность населения за ЖКУ
По данным Росстата за время пандемии COVID-19, долги населения в РФ за жилищно-коммунальные услуги выросли на 55 млрд. руб. Если к октябрю 2019 года общая задолженность жителей составляла 570 млрд. руб., то к октябрю 2020 года она выросла до 625 млрд. руб.
Около *** млрд. руб. население задолжало управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК. Из них *** млрд. руб. (56%) было недоплачено за содержание жилого помещения, 51 млрд. руб. (***) – за отопление, 14,9 млрд. руб. (***) – за холодную и 24 млрд. руб. (9%) – за горячую воду, 14,5 млрд. руб. (5%) – за водоотведение, 12 млрд. (5%) – за электроэнергию и 0,82 млрд. руб. за газ.
Долги жителей непосредственно ресурсоснабжающим организациям составили *** млрд. руб., в том числе *** млрд. руб. (41%) за тепло, 62 млрд. руб. (***) за электричество, *** млрд. руб. (***) за газ. Заметно выросли с начала 2020 года долги за воду (с 32 до 38 млрд. руб.), водоотведение (***.) и вывоз мусора (с 16 до 29 млрд. руб.).
В Москве в 2020 году было начислено (предъявлено) населению платежей за жилое помещение, капитальный ремонт и коммунальные услуги *** тыс. руб., что на 9,6% выше начислений в 2019 году. В Московской обл. было начислено в 2020 году ***тыс. руб., что на 9,5% ниже значения 2019 года.
Задолженность населения за ЖКУ перед управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК в 2020 году составила ***% от общей суммы начисленных платежей в Москве и 32,1% – в Московской обл. Необходимо отметить, что процент задолженности завышен, так как сумма задолженности включает в себя счета, которые оплачиваются в следующем месяце, а также счета, которые в среднем задерживаются на 1-2 месяца.
В среднем по РФ объем неоплаченной задолженности за ЖКУ составляет 6,2% по услугам, предоставленным через организации-посредники.
Целевая аудитория проекта
В Москве осуществляют деятельность 2 562 управляющих компании и 1 972 ТСЖ, ЖСК и иных специализированных кооперативов, которые обслуживают 32 971 дом общей площадью ***кв. м.
В Московской обл. осуществляют деятельность 1 768 управляющих компании и 777 ТСЖ, ЖСК и иных специализированных кооперативов, которые обслуживают 49 144 дома общей площадью ***кв. м.
Наибольшее количество управляющих компаний расположено в ЮЗАО –15% и ЦАО – 14%, а наименьшее Зеленоградском и Троицком АО по 1%.
Макроэкономические факторы в России, влияющие на развитие компании
Экономика России в 2020 году столкнулась с беспрецедентной остановкой деловой активности ради борьбы с пандемией, обвалом цен на нефть и спадом спроса на экспорт. Пандемический кризис привел к значительному падению российского ВВП, рекордному сокращению реальных располагаемых доходов населения, росту безработицы, торможению потребления и инвестиций и, наконец, по оценке самих российских властей, к «гигантскому» дефициту бюджета. Оценки масштаба и перспектив завершения пандемического кризиса менялись на протяжении всего года, и на сегодняшний день диапазон прогнозов остается широким.
Согласно прогнозу Министерства экономического развития Российской Федерации, снижение ВВП в 2020 году оценивается на уровне ***%. В 2021 году прогнозируется рост ВВП на ***%. В своем прогнозе Минэкономразвития России исходит из постепенного восстановления мировой экономики в том числе возобновления внешнего спроса на экспортные товары. В структуре товарного экспорта будет преобладать не нефтегазовый экспорт.
В Москве в 2020 году было начислено (предъявлено) населению платежей за жилое помещение, капитальный ремонт и коммунальные услуги *** тыс. руб., а в Московской обл. – *** тыс. руб.
Дебиторская задолженность исполнителей коммунальных услуг в 2020 году в Москве составила ***тыс. руб., а в Московской обл. – *** тыс. руб.
Объем рынка долгосрочной задолженности населения за ЖКУ перед управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК в 2020 году составил *** тыс. руб. в Москве и ***тыс. руб. в Московской обл.
В Москве и Московской обл. осуществляют деятельность 4 330 управляющих компании и ***ТСЖ, ЖСК. Наибольшее количество управляющих компаний в Москве расположено в ЮЗАО и ЦАО, а в Московской обл. – в 7 городских округах (Балашиха, Красногорск, Одинцовский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Королев и Химки).
Конкурентное окружение
Согласно данных «Единого реестра субъектов МСП» (***) состоянием на 04.09.2021 г., в Москве осуществляют детальность 122 компании с основным видом деятельности 82.91 «Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации», из которых 5 являются индивидуальными предпринимателями.
Основными конкурентами выступают 4 компании, профили которых представлены в таблицах ниже.
Финансовый план
Предполагается постепенное развитие компании до показателя плановой загрузки в 100%. До конца 2021 г. средняя загрузка составит 20%, за 2022 г. запланирована загрузка на уровне ***, в 2023 г. – ***, в 2024 г. и до конца прогнозного периода – ***. В финансовой модели приводятся месячные показатели загрузки, а в таблице ниже показаны агрегированные значения по годам.
Потребность в персонале обусловлена особенностями процесса предоставления услуг в сфере деятельности организации и определяется в соответствии со штатным расписанием для отдельных структурных подразделений (департаментов).
Статья «***» включает основную и дополнительную заработную плату сотрудников компании. В эту статью также включаются премии за реализационные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и другие выплаты.
Численность персонала в прогнозном периоде принималась в соответствии с потребностями, нормами и сроками реализации проекта.
Стартовые ставки оплаты труда, включая оклады и премии, в модели принимались на базе среднемесячного дохода на 1 работника соответствующей категории в Российской Федерации на дату разработки бизнес-плана.
Дополнительная индексация стартовых окладов на годовой темп роста номинальной зарплаты в расчетах производилась и составляет 3% в год.
Статья «Налоговые отчисления на фонд оплаты труда» включает обязательные отчисления по установленным законодательством нормам пенсионного фонда и медицинского фонда.
Затраты
Затраты по проекту делятся на себестоимость и управленческие расходы. При прогнозе затрат были приняты следующие допущения:
Расчет собственного оборотного капитала (СОК)
Изменение собственного оборотного капитала (СОК) отражает временное несовпадение притока и оттока денежных средств.
Расчет изменения СОК осуществлялся следующим образом:
Расчет оборотного капитала производился прямым методом. Оборотный капитал представляет собой сумму денежных средств, авансированных в следующие статьи баланса на отдельно взятый период времени:
Содержание |
2 |
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Цель проекта |
8 |
Раздел 2. Анализ рынка |
9 |
2.1. Задолженность населения за ЖКУ |
9 |
2.2. Целевая аудитория проекта |
13 |
2.3. Макроэкономические факторы в России, влияющие на развитие компании |
15 |
2.3.1. ВВП |
15 |
2.3.2. Цены на ресурсы |
16 |
2.3.3. Инфляция |
17 |
2.3.4. Оплата труда |
17 |
Выводы |
18 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
19 |
Раздел 4. Организационный план |
23 |
4.1. Постоянные издержки |
23 |
Раздел 5. Финансовый план |
24 |
5.1. Допущения, принятые для расчетов |
24 |
5.2. Сезонность |
25 |
5.3. Цены |
26 |
5.4. Объемы реализации |
26 |
5.5. Выручка от реализации услуг |
27 |
5.6. Персонал |
28 |
5.7. Затраты |
29 |
5.8. Налоговые отчисления |
30 |
5.9. Расчет собственного оборотного капитала (СОК) |
30 |
5.10. Первоначальные инвестиции |
32 |
5.11. Отчет о прибыли и убытках |
32 |
5.12. Отчет о движении денежных средств |
34 |
5.13. Баланс |
36 |
5.14. Показатели экономической эффективности |
37 |
Раздел 6. Анализ рисков проекта |
41 |
6.1. Анализ чувствительности |
41 |
6.2. Анализ безубыточности |
47 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
50 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Структура задолженности населения за ЖКУ перед управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК, % |
9 |
Диаграмма 2. Структура задолженности населения за ЖКУ перед ресурсоснабжающими организациями, ТСЖ и ЖСК, % |
10 |
Диаграмма 3. Начислено (предъявлено) населению платежей за жилое помещение, капитальный ремонт и коммунальные услуги, г. Москва и Московская обл., 2019-2020 гг., тыс. руб. |
11 |
Диаграмма 4. Дебиторская задолженность исполнителей коммунальных услуг, г. Москва и Московская обл., 2019-2020 гг., тыс. руб. |
12 |
Диаграмма 5. Распределение управляющих компаний по административным округам, г. Москва, % |
14 |
Диаграмма 6. Распределение управляющих компаний по городским округам, Московская обл., % |
15 |
Диаграмма 7. Рейтинг проектов по размеру активов, тыс. руб. |
21 |
Диаграмма 8. Структура постоянных издержек |
23 |
Диаграмма 9. Сезонность по объемам взысканий, % в зависимости от месяца |
26 |
Диаграмма 10. Динамика выручки по проекту, тыс. руб. |
27 |
Диаграмма 11. Чистая прибыль/убыток, 2021 – 8 мес. 2024 гг., тыс. руб. |
33 |
Диаграмма 12. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2021 – 8 мес. 2024 гг., тыс. руб. |
33 |
Рисунки Рисунок 1. Сезонность по среднему чеку, % в зависимости от месяца |
25 |
Рисунок 2. Денежные средства на конец периода, тыс. руб., 2021 – 8 мес. 2024 гг. |
36 |
Рисунок 3. Аккумулированные денежные потоки по проекту, 2021 – 8 мес. 2024 гг., тыс. руб. |
40 |
Рисунок 4. Точка безубыточности, тыс. руб. |
48 |
Таблица 1. Профиль конкурентного проекта ООО «***» |
19 |
Таблица 2. Профиль конкурентного проекта ООО «***» |
19 |
Таблица 3. Профиль конкурентного проекта ООО «***» |
20 |
Таблица 4. Профиль конкурентного проекта ООО «***» |
20 |
Таблица 5. Расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана |
22 |
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.