В 2016-2020 гг продажи подушек в России увеличились на 62,0%: с 7,8 млн шт до 12,7 млн шт. Рост продаж отмечался во все годы периода. Повышение интереса к здоровому образу жизни, а также распространенность заболеваний опорно-двигательного аппарата способствовали формированию долгосрочного тренда на рост продаж ортопедических и анатомических подушек.
Наиболее высокие темпы прироста продаж подушек в России наблюдались в 2017 и 2018 гг (11,9 и 28,1% соответственно). Это было вызвано реализацией отложенного спроса, возникшего во время экономического кризиса 2015-2016 гг, когда доходы потребителей были низкими. В 2020 г под влиянием самоизоляции в России вырос спрос на товары, делающие быт более комфортным – в частности, на декоративные подушки и товары для сна, однако сокращение доходов ограничило темп прироста продаж подушек, который составил всего 2,8% к 2019 г.
Внедомашнее потребление товаров для сна имеет меньшие масштабы, чем домашнее – и тем не менее, рост внедомашнего потребления подушек в 2020 г внес существенный вклад в увеличение общего показателя. Реновация коечного фонда в больницах вызвала рост продаж не только мебели, матрасов и обычных подушек, но и особых дополнений к ним: специальных подушек из медицинского силикона. Модернизация существующего коечного фонда и создание новых мест для пациентов в период пандемии коронавируса, находящихся на искусственной вентиляции легких, увеличили спрос на противопролежневые силиконовые подушки для сидения.
По прогнозам BusinesStat, в 2021 г продажи подушек в России вырастут на 4,8% к 2020 г. В 2022 и 2023 гг темпы прироста продаж подушек в России будут нарастать под влиянием увеличения реальных доходов населения и составят 10,6% и 11,2% к предыдущим годам соответственно. В 2024-2025 гг темпы прироста продаж несколько снизятся – это будет следствием сокращения численности населения, которое ожидается на протяжении всего прогнозируемого пятилетия. В 2025 г продажи подушек в России составят 19,2 млн шт, что превысит уровень 2020 г на 51,8%.
«Анализ рынка подушек в России в 2016-2020 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших производителей подушек: Аскона-Век, Орма Групп, Живые диваны, Риваль, Селена, Технокомф СТ, Бел-Поль, Софт слип, С2 групп, Воткинская промышленная компания и др.
BusinesStat готовит обзор мирового рынка подушек, а также обзоры рынков СНГ, ЕС и отдельных стран мира.
В обзоре представлены рейтинги крупнейших импортеров и экспортеров подушек. Также представлен рейтинг крупнейших зарубежных получателей российской подушек и рейтинг крупнейших зарубежных поставщиков подушек.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собственные базы данных компании.
Информация профильных ведомств:
Информация BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Базовые параметры российской экономики
Влияние эпидемии коронавируса на российскую экономику
Место России в региональной и мировой экономике
Инвестиционные перспективы российской экономики
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДУШЕК
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОДУШЕК
Предложение
Спрос
Баланс спроса и предложения
ПРОДАЖИ ПОДУШЕК
Натуральный объем продаж
Стоимостный объем продаж
Розничная цена
Соотношение розничной цены и инфляции
Соотношение натурального, стоимостного объема продаж и розничной цены
ПРОИЗВОДСТВО ПОДУШЕК
Натуральный объем производства
Цена производителей
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОДУШЕК
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ПОДУШЕК
Баланс экспорта и импорта
Натуральный объем экспорта
Стоимостный объем экспорта
Цена экспорта
Натуральный объем импорта
Стоимостный объем импорта
Цена импорта
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Натуральный объем
Стоимостный объем
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Финансовый результат отрасли
Экономическая эффективность отрасли
Инвестиции отрасли
Трудовые ресурсы отрасли
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ООО «Аскона-Век»
ООО «Орма Групп»
ООО «Живые Диваны»
ООО «Риваль»
ООО «Селена»
Таблица 1. Номинальный и реальный ВВП, РФ, 2016-2025 гг (трлн руб, %)
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, РФ, 2016-2025 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, РФ, 2016-2025 гг (млрд долл)
Таблица 4. Средний годовой курс доллара к рублю, РФ, 2016-2025 гг (руб за долл, %)
Таблица 5. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, РФ, 2016-2025 гг (%)
Таблица 6. Оборот розничной торговли товарами и услугами, РФ, 2016-2025 гг (трлн руб)
Таблица 7. Численность постоянного населения РФ, 2016-2025 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, РФ, 2016-2025 гг (%)
Таблица 9. Предложение подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 10. Прогноз предложения подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 11. Производство, импорт и складские запасы подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт)
Таблица 12. Прогноз производства, импорта и складских запасов подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт)
Таблица 13. Спрос на подушки, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 14. Прогноз спроса на подушки, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 15. Продажи и экспорт подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт)
Таблица 16. Прогноз продаж и экспорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт)
Таблица 17. Баланс спроса и предложения подушек с учетом складских запасов, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 18. Прогноз баланса спроса и предложения подушек с учетом складских запасов, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 19. Продажи подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 20. Прогноз продаж подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 21. Продажи подушек, РФ, 2016-2020 гг (млрд руб; %)
Таблица 22. Прогноз продаж подушек, РФ, 2021-2025 гг (млрд руб; %)
Таблица 23. Розничная цена подушек, РФ, 2016-2020 гг (руб за шт; %)
Таблица 24. Прогноз розничной цены подушек, РФ, 2021-2025 гг (руб за шт; %)
Таблица 25. Соотношение розничной цены подушек и инфляции, РФ, 2016-2020 гг (%)
Таблица 26. Прогноз соотношения розничной цены подушек и инфляции, РФ, 2021-2025 гг (%)
Таблица 27. Соотношение натурального, стоимостного объема продаж и розничной цены подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; руб за шт; млрд руб)
Таблица 28. Прогноз соотношения натурального, стоимостного объема продаж и розничной цены подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; руб за шт; млрд руб)
Таблица 29. Производство подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 30. Прогноз производства подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 31. Производство подушек по федеральным округам, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт)
Таблица 32. Цена производителей подушек, РФ, 2016-2020 гг (руб за шт; %)
Таблица 33. Прогноз цены производителей подушек, РФ, 2021-2025 гг (руб за шт; %)
Таблица 46. Рейтинг производителей подушек по выручке от продаж, РФ, 2019 г (млн руб)
Таблица 47. Рейтинг производителей подушек по прибыли от продаж, РФ, 2019 г (млн руб)
Таблица 48. Рейтинг производителей подушек по рентабельности продаж, РФ, 2019 г (%)
Таблица 37. Баланс экспорта и импорта подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт)
Таблица 38. Прогноз баланса экспорта и импорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт)
Таблица 39. Экспорт подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 40. Прогноз экспорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 41. Экспорт подушек по странам мира, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт)
Таблица 42. Экспорт подушек, РФ, 2016-2020 гг (млн долл; %)
Таблица 43. Прогноз экспорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (млн долл; %)
Таблица 44. Экспорт подушек по странам мира, РФ, 2016-2020 гг (тыс долл)
Таблица 45. Цена экспорта подушек, РФ, 2016-2020 гг (долл за шт; %)
Таблица 46. Прогноз цены экспорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (долл за шт; %)
Таблица 47. Цена экспорта подушек по странам мира, РФ, 2016-2020 гг (долл за шт)
Таблица 48. Импорт подушек, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт; %)
Таблица 49. Прогноз импорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (тыс шт; %)
Таблица 50. Импорт подушек по странам мира, РФ, 2016-2020 гг (тыс шт)
Таблица 51. Импорт подушек, РФ, 2016-2020 гг (млн долл; %)
Таблица 52. Прогноз импорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (млн долл; %)
Таблица 53. Импорт подушек по странам мира, РФ, 2016-2020 гг (тыс долл)
Таблица 54. Цена импорта подушек, РФ, 2016-2020 гг (долл за шт; %)
Таблица 55. Прогноз цены импорта подушек, РФ, 2021-2025 гг (долл за шт; %)
Таблица 56. Цена импорта подушек по странам мира, РФ, 2016-2020 гг (долл за шт)
Таблица 57. Рейтинг экспортёров подушек по объему поставок из России, 2020 г (тыс шт)
Таблица 58. Рейтинг зарубежных получателей подушек из России по объему поставок, 2020 г (тыс шт)
Таблица 59. Рейтинг импортёров подушек по объему поставок в Россию, 2020 г (тыс шт)
Таблица 60. Рейтинг зарубежных поставщиков подушек в Россию по объему поставок, 2020 г (тыс шт)
Таблица 61. Рейтинг экспортеров подушек по объему поставок из России, 2020 г (тыс долл)
Таблица 62. Рейтинг зарубежных получателей подушек из России по объему поставок, 2020 г (тыс долл)
Таблица 63. Рейтинг импортеров подушек по объему поставок в Россию, 2020 г (тыс долл)
Таблица 64. Рейтинг зарубежных поставщиков подушек в Россию по объему поставок, 2020 г (тыс долл)
Таблица 65. Выручка от продаж, РФ, 2016-2020 гг (млрд руб; %)
Таблица 66. Коммерческие и управленческие расходы, РФ, 2016-2020 гг (млрд руб; %)
Таблица 67. Себестоимость, РФ, 2016-2020 гг (млрд руб; %)
Таблица 68. Прибыль от продаж, РФ, 2016-2020 гг (млрд руб; %)
Таблица 69. Экономическая эффективность, РФ, 2016-2020 гг (%; раз; сут дн)
Таблица 70. Инвестиции в отрасль, РФ, 2016-2020 гг (млн руб)
Таблица 71. Численность работников отрасли, РФ, 2016-2020 гг (тыс чел)
Таблица 72. Средняя зарплата в отрасли, РФ, 2016-2020 гг (тыс руб в год)
По данным "Анализа рынка оборудования для текстильной промышленности в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г продажи оборудования для текстильной промышленности в стране снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом и составили 9,5 тыс шт. Объемы реализации упали за счет эффекта высокой базы 2023 г.
Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.
Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.
Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.
Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.
В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.
Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».
Российский рынок прицепов к легковым автомобилям показывает положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей прицепов к легковым автомобилям характеризуются планомерным ростом.