Объект исследования – рынок утилизации отходов.
География исследования – Россия.
Хронология исследования:
• 2015-2021 гг. – основные показатели,
• 2021-2025 гг. – прогноз.
Источники информации:
• данные международных аналитических агентств;
• данные российских аналитических компаний;
• данные компаний (официальные сайты компаний, годовые отчеты, презентационные и промо-материалы);
• материалы выставок, конференций;
• отраслевые СМИ;
• деловые издания (РБК, Ведомости, Комерсантъ, Эксперт и др.).
Задачи исследования:
• определить объем российского рынка утилизации ТКО, полимеров, стекла, макулатуры, электроники, РТИ и его структуру;
• выявить тенденции и факторы, влияющие на развитие рынка утилизации отходов в России;
• определить основных игроков рынка по каждому из анализируемых сегментов;
• определить емкость рынка утилизации отходов;
• провести конкурентный и ценовой анализ;
• определить каналы продвижения услуг утилизации;
• определить основной портфель клиентов конкурентов;
• составить проноз развития рынка в среднесрочной перспективе.
1. ОПИСАНИЕ АНАЛИЗИРУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1. Характеристики продукции
2. РОССИЙСКИЙ РЫНОК
2.1. Объем потребления
2.1.1. Утилизация
2.1.3. Экоконсалтинг
2.2. Факторы, влияющие на развитие рынка
2.3. Емкость рынка
2.4. Основные игроки рынка
3. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ
3.1. Ценовой анализ
3.2. Каналы продвижения
3.3. Реклама
3.4. Портфель основных клиентов
3.5. Кейсы
4. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
Образование, утилизация (обезвреживание) и захоронение производственных отходов в России в 2015-2020 гг., млрд тонн (рис.1)
Динамика вывоза ТКО в России, всего тыс. куб. м. (рис.2)
Динамика вывоза ТКО в России для обработки, тыс. куб.м (рис.3)
Структура производимого мусора в России в 2020 году (рис.4)
Структура вывоза ТКО в разрезе федеральных округов России в 2020 году(рис.5)
Объем сбора макулатуры МС-5Б в России, тыс. тонн (рис.6)
Объем переработки макулатуры МС-5Б в России, тыс. тонн (рис.7)
Структура производимых отходов стекла в России (рис.8)
Объем рынка услуг в области экологического консалтинга в России в 2015-2020 гг., млн руб. (рис.9)
Структура рынка утилизации отходов в России в 2020 году, % от общего объема рынка в денежном выражении (рис.10)
Структура предоставляемых рекламных форматов в 2020 году в интернет-изданиях (рис.11)
Популярные платформы для размещения рекламы в интернет-изданиях в 2021 году, % (рис.12)
Уровень доходов ЦА (рис.13)
Уровень образования (рис.14)
ЦА деловых изданий по целям изучения материалов (рис.15)
Структура спроса на печатные деловые издания (рис.16)
Характерные черты целевой аудитории деловых изданий и веб-ресурсов (рис.17)
Прогноз объемов образования анализируемого утиль-сырья в России в 2025 году, млн тонн (рис.18)
Таблица 1. Механизмы РОП
Таблица 2. Виды вторичного сырья
Таблица 3. Стоимость выполненных услуг по анализируемым видам деятельности в
2017-2020 гг., млрд руб.
Таблица 4. Оценка объемов утилизации пластиковых отходов в России в 2020 году
Таблица 5. Мероприятия в отрасли утилизации отходов и экологии в 2021 году
Таблица 6. Крупные игроки рынка утилизации (несколько направлений) в России
Таблица 7. Крупные игроки рынка утилизации и переработки резинотехнических
изделий и шин
Таблица 8. Крупные игроки рынка утилизации и переработки пластика в России
Таблица 9. Крупные игроки рынка утилизации и переработки макулатуры в России
Таблица 10. Крупные сортировочные и сжигающие комплексы в России
Таблица 11. Крупные игроки на рынке экоконсалтинга в России
Таблица 12. Стоимость утилизации техники и металлолома
Таблица 13. Цены за 1 кг макулатуры без учета транспортировки
Таблица 14. Цены за утилизацию 1 кг стекла
Таблица 15. Стоимость приема 1 кг основных видов пластика в рублях
Таблица 16. Стоимость на услуги по утилизации шин и покрышек
Таблица 17. Стоимость лома черных и цветных металлов в 2021 году
Таблица 18. Медианные, средние, минимальные и максимальные цены на
анализируемое утиль-сырье
Таблица 19. Минимальные, максимальные, медианные и средние цены за утилизацию
техники
Таблица 20. Информация о популярных печатных и интернет-изданиях в России
Таблица 21. Характеристика популярных социальных сетей в России
Таблица 22. Стоимость рекламы в печатных изданиях
Таблица 23. Стоимость рекламы в веб-ресурсах
Таблица 24. Преимущества и недостатки рассматриваемых рекламных форматов
Таблица 25. Потребители услуг в области утилизации отходов, экологического
консалтинга и РОП
Таблица 26. Целевые показатели развития отрасли по обращению с отходами в период
2016-2030 гг.
Таблица 27. Прогноз развития мощностей по обработке, утилизации и
обезвреживанию отходов
Таблица 28. Потребность по вводу мощностей для утилизации отходов, млн тонн в год
Таблица 29. Прогноз объема рынка утилизации по анализируемым видам
деятельности в 2021-2025 гг., млрд руб.
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.
Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок гражданского оружия: итоги 2022 г., прогноз до 2026 г.», выяснилось, что по итогам 2022 г. в основном российский рынок гражданского оружия рос за счет двух сегментов: внутреннего производства и импорта.