Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Основная идея: организация вертикальной фермы по выращиванию зелени.
Организационно-правовая форма: ИП КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство).
Производитель оборудования: iFarm.
Ассортимент продукции: кейл, базилик, красный дуболистный салат, салат айсберг, красный щавель, фризе, шпинат, пак-чой, кориандр, мангольд, руккола, капуста японская мизуна, римский салат, руккола, редис санго, редис ред-корал, лук, кресс-салат.
Рыночная ситуация:
1. К 2025 году рынок вертикальных ферм достигнет $*** млрд. – c 2014 по 2025 год среднегодовой рост составит ***%.
2. В 2019 году скорость прироста годового урожая продукции защищенного грунта составила рекордные ***%, в 2018 году – ***%, а в 2017 году – ***%. Лидером по валовому сбору продукции защищенного грунта является ЦФО – ***%, на ЮФО приходится ***%. На СФО приходится только ***% валового сбора, а на ДФО – ***%.
3. Объем рынка зелени в России оценивается в *** млрд. руб. – это *** тыс. тонн, ***% из которых импортируется, а потребление зелени к 2024 увеличится на ***%.
4. На рынке фасованных овощных и зеленных культур на долю зелени приходилось ***% продаж от всей категории «зелень и свежие овощи» в денежном выражении. В различных категориях в натуральном выражении покупатели чаще всего приобретали наборы из зелени – ***%, а также пряные срезанные травы – ***%.
5. Объем импорта зелени в *** в 2020 году составил $*** млн., а в натуральном выражении *** тыс. тонн. Лидерами по поставкам зелени являются Турция – *** тыс. тонн (***%), Египет – *** тыс. тонн (***%) и Израиль – *** тыс. тонн (***%). Потенциальный объем рынка зелени и салатов региона составляет *** тыс. тонн в год. В среднем по региону ***% домохозяйств приобретают салаты и зелень в торговых точках, 18,1% – выращивают самостоятельно, а 4% – вообще не употребляют.
Конкурентное окружение: косвенными конкурентами проекта выступают тепличные хозяйства в регионе, которые выращивают зелень: ЗАО УК «***» и АО «***».
Маркетинговые инструменты: сайт, SEO-продвижение и контекстная реклама, организация собственной сбытовой сети.
Финансовые показатели:
Показатели |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
81 300 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
21% |
Срок окупаемости |
мес. |
*** |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
51 |
Выдержки из исследования
Рынок вертикальных ферм
По прогнозам Grand View Research, к 2025 году рынок вертикальных ферм достигнет $*** млрд. – c 2014 по 2025 год среднегодовой рост составит ***%. Среди основных факторов роста авторы исследования называют увеличивающийся спрос на продукты питания без пестицидов, освобождение пригодных для сити-ферм промышленных помещений в городах, а также эффективность гидропонной системы (она позволяет собирать более высокий урожай, чем на традиционной ферме).
Глобальные венчурные фонды охотно вкладываются в эту индустрию. К примеру, $*** млн. привлекла созданная в 2015 году компания Bowery Farming – ей принадлежит гидропонная автоматизированная ферма на территории бывшего судостроительного цеха в Нью-Джерси. Другой американский стартап, Plenty (создан в 2014 году), привлек $*** млн., из них $*** млн. инвестировал японский телеком-гигант SoftBank через фонд Vision Fund.
Одна из самых перспективных компаний на российском рынке — новосибирская iFarm. Ее основали IT-специалисты из сферы компьютерных игр и проектов с применением VR. В феврале 2019 года стартап объявил о привлечении $*** млн. от венчурного фонда Gagarin Capital, гендиректора «1С-Битрикс» Сергея Рыжикова, экс-главы «Инвитро» Сергея Амбросова и сооснователя клиники «Атлас» Артема Руди. В августе 2020 года iFarm получил инвестиции на $4 млн. от фонда Gagarin Capital, Matrix Capital, Impulse VC и других инвесторов. iFarm основан в 2017 году, в 2020-ом стал лучшим Agro/FoodTech стартапом Европы по версии TechCrunch.
Рисунок 1. Вертикальные фермы по технологии iFarm
***
Таблица 1. Запущенные объекты iFarm
***
Рынок продукции защищенного грунта
В 2019 году скорость прироста годового урожая продукции защищенного грунта составила рекордные ***%, в 2018 году – ***%, а в 2017 году – ***%. Такие показатели свидетельствуют о переходе тепличной отрасли в состояние действительно высокотехнологичного товарного производства, мало зависящего от природных условий.
Важное изменение, отмечаемое в последние годы, – увеличение объемов выращивания томатов в теплицах.
Диаграмма 1. Структура валовых сборов продукции защищенного грунта, Россия, 2015-2019 гг., %
***
Лидером по валовому сбору продукции защищенного грунта является ЦФО – ***%, на ЮФО приходится ***%. На СФО приходится только ***% валового сбора, а на ДФО – ***%.
Диаграмма 2. Структура валового сбора продукции защищенного грунта по регионам, Россия, 2019 г., %
***
Площадь отапливаемых зимних комплексов в 2019 году составляла почти *** га, из них на крупные организации пришлось *** га, площади весенних парников в общей сложности составили еще чуть более *** га.
Основные площади защищенного грунта с учетом весенних построек находятся в СКФО, ЦФО и ЮФО. При этом круглогодичные производственные площадки в большей степени сосредоточены в ЦФО – *** га. Хуже всего ситуация складывается на Дальнем Востоке.
Важной тенденцией в 2020-2021 эксперты считают повышение стоимости на продукцию защищенного грунта. Рост цен будет связан с девальвацией рубля, что приведет к удорожанию импортной продукции и увеличению стоимости закупки иностранных компонентов для тепличного производства: семян, расходных материалов, оборудования и конструкций. Подобные изменения уже отмечались в первые месяцы 2020 года. Так, проведенные в феврале 2020 года полевые исследования показали увеличение цен на тепличные овощи и зелень в среднем на ***% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина — почти абсолютная зависимость от импорта и повлиявшая на поставки эпидемия COVID-19.
Оценка спроса
Объем рынка зелени в России оценивается в *** млрд. руб. – это *** тыс. тонн, ***% из которых импортируется, а потребление зелени к 2024 увеличится на ***%.
По данным ГК «Новые Технологии», на рынке фасованных овощных и зеленных культур в период с 2018 по 2019 год на долю овощей приходилось ***% продаж от всей категории «зелень и свежие овощи» в денежном выражении, на зелень – ***%, наборы – ***%.
Диаграмма 3. Структура продаж в категории «зелень и свежие овощи», Россия, %
***
В различных категориях в натуральном выражении покупатели чаще всего приобретали наборы из зелени – ***%, а также пряные срезанные травы – ***%. Кроме того, альтернатива в виде салатов и зелени, которые бы реализовывались в торговых сетях на вес, отсутствует, за исключением капусты и подобных кочанных.
Диаграмма 4. Продажи зеленных культур по категориям (доля от категории в натуральном выражении), Россия, %
***
Следует отметить, что в последние годы тренд на ЗОЖ все заметнее сказывается на модели поведения покупателей и формирует спрос на продукты для поддержания активного образа жизни. Так ***% россиян изменили свое питание в пользу более здорового, а ***% стали есть больше свежих фруктов и овощей.
Вместе с этим опасная эпидемиологическая ситуация подталкивает людей все чаще делать выбор в пользу онлайн-магазинов, и такая тенденция поможет утвердиться в нише сервису по продаже овощных и зеленных культур через Интернет.
Для анализа импорта зелени в регионе были отобраны следующие ТНВЭД:
0703 – лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные;
0705 – салат-латук и цикорий;
0709 – овощи прочие, свежие или охлажденные.
Объем импорта зелени в регион в 2020 году составил $*** млн., что в натуральном выражении составило *** тыс. тонн. Лидерами по поставкам зелени являются Турция – *** тыс. тонн (***%), Египет – *** тыс. тонн (***%) и Израиль – *** тыс. тонн (***%).
Диаграмма 5. Структура импорта зелени в натуральном выражении, %
***
Таким образом, исходя из того что импорт составляет ***%, потенциальный объем рынка зелени и салатов региона составляет *** тыс. тонн в год.
В регионе в городской местности салаты и зелень ***% домохозяйств приобретают в торговых точках, ***% – выращивают самостоятельно, а ***% – вообще не употребляют данную продукцию. Для сравнения в сельской местности ***% домохозяйств приобретают салат и зелень в торговых точках, а ***% – выращивают самостоятельно. В среднем по региону ***% домохозяйств приобретают салаты и зелень в торговых точках, ***% – выращивают самостоятельно, а ***% – вообще не употребляют.
Диаграмма 6. Источники поступления продуктов питания «Салат, зелень» домохозяйства, %
***
Урожайность зелени по проекту составляет в среднем *** кг/мес. или *** тонн/год. Доля проекта на рынке составит ***%.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
5 |
Раздел 1. Описание проекта |
7 |
1.1. Идея проекта |
7 |
Раздел 2. Анализ рынка |
10 |
2.1. Рынок вертикальных ферм |
10 |
2.2. Рынок продукции защищенного грунта |
11 |
2.3. Оценка спроса |
13 |
Выводы |
17 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
19 |
3.1. Конкурентные проекты на продуктовом рынке |
19 |
3.2. Конкурентные технологии |
20 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
22 |
4.1. Сайт |
22 |
4.2. SEO-продвижение и контекстная реклама |
23 |
4.3. Организация собственной сбытовой сети |
24 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
26 |
5.1. Помещение |
26 |
5.2. Технология и оборудование |
26 |
5.3. Персонал |
28 |
Раздел 6. Финансовый план |
29 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
29 |
6.2. Сезонность |
31 |
6.3. Цены |
32 |
6.4. Объемы реализации |
32 |
6.5. Выручка |
33 |
6.6. Персонал |
34 |
6.7. Затраты |
35 |
6.8. Налоги |
36 |
6.9. СОК |
36 |
6.10. Инвестиции |
37 |
6.11. Капитальные вложения |
38 |
6.12. Отчет о прибылях и убытках |
38 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
40 |
6.14. Баланс |
42 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
43 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
45 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
49 |
7.1. Анализ чувствительности |
49 |
7.2. Анализ безубыточности |
58 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
62 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Структура валовых сборов продукции защищенного грунта, Россия, 2015-2019 гг., % |
12 |
Диаграмма 2. Структура валового сбора продукции защищенного грунта по регионам, Россия, 2019 г., % |
12 |
Диаграмма 3. Структура продаж в категории «зелень и свежие овощи», Россия, % |
14 |
Диаграмма 4. Продажи зеленных культур по категориям (доля от категории в натуральном выражении), Россия, % |
14 |
Диаграмма 5. Структура импорта зелени в натуральном выражении, % |
16 |
Диаграмма 6. Источники поступления продуктов питания «Салат, зелень» домохозяйства, % |
17 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Вертикальные фермы по технологии iFarm |
11 |
Рисунок 2. Комплектация вертикальной фермы |
27 |
Таблица 1. Запущенные объекты iFarm |
11 |
Таблица 2. Профиль конкурентного проекта ЗАО УК «***» |
19 |
Таблица 3. Профиль конкурентного проекта АО «***» |
19 |
Таблица 4. Компании, которые занимаются строительством сити-ферм «под ключ» |
20 |
Таблица 5. Технология iFarm |
27 |
Таблица 6. Штата персонала |
28 |
Российский рынок свежей зелени в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен на импортируемую продукцию.
По итогам 2021 года на долю сельского хозяйства в России приходилось 4,5% ВВП. На протяжении последних 8 лет отечественный АПК демонстрировал постоянно растущий спрос на сельскохозяйственную технику и оборудование. При этом в конце 2021 года большинство экспертов отрасли сходились в позитивных оценках перспектив 2022-2023 гг.