Для России 2021-й стал вторым годом рекордов и пилотных проектов, связанных с устойчивым развитием. Состоялись первые выпуски государственных зеленых и переходных облигаций, рейтинг-лист существенно расширился. В итоге объем рынка устойчивого финансирования незначительно превысил прошлогодний прогноз агентства «Эксперт РА» и достиг в стоимостном выражении 300 млрд рублей. Лист национальных ESG рейтингов пополнился девелоперами, банками, субъектами Федерации и другими компаниями. Российские компании начали утверждать экологические политики, стратегии устойчивого развития и реализовывать проекты устойчивого развития. Переход отечественной экономики к работе в условиях новых жестких санкций и ее фактическое отключение от западных рынков капитала для многих участников рынка поставили вопрос, развивать ли дальше программы ESG-трансформации. Мы видим, что вопросы устойчивого развития остались в числе приоритетных. При этом мы ждем смены акцентов. Экспортно ориентированные ESG-цели, связанные с зелеными в западном понимании проектами и качеством корпоративного управления, потеряют значимость. Зато соответствующие локальным потребностям переходные и социальные проекты будут развиваться опережающими темпами. В условиях системно несформированного рыночными механизмами greenium, ограниченных лимитов со стороны институциональных инвесторов и УК, а также введенных санкций государственная поддержка становится критичной и для развития рынка.
По данным «Анализа рынка камер видеонаблюдения в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г их продажи в стране снизились на 4% к предыдущему году и составили 6 млн шт. Сложившаяся ситуация была связана как с внутренними, так и с внешними причинами. С одной стороны, исчерпался эффект отложенного спроса: в 2023 г покупки совершали те, кто отложил приобретение новых и замену устаревших устройств в 2022 г, а в 2024 г потребность в них была удовлетворена, и при этом существенно выросла ключевая ставка Банка России, что сказалось на доступности кредитов. С другой стороны, о своем уходе с рынка сообщил один из крупнейших поставщиков Hikvision (Китай), занимавший около трети продаж видеокамер в стране. Позднее компания вернулась под новым брендом iFlow, но на протяжении нескольких месяцев в 2024 г техника Hikvision была недоступна.
― Как Вы можете охарактеризовать 2024 год? Это успешный, неудачный, сложный или простой год для вас? Какую динамику показали продажи компании в России и к каким финансовым результатам удалось выйти по итогам 2024 года?
Покупатели все чаще переходят в интернет-магазины и в особенности на маркетплейсы. Результаты опроса «РБК Исследованиям рынков» показали, что интернет является наиболее популярным каналом для покупки одежды. В марте 2025 года 3 из 4 респондентов 18–64 лет ответили, что хотя бы раз приобретали предметы гардероба онлайн за последний год. При этом для 62% потребителей этот канал является основным способом покупок одежды.