Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация производственного предприятия по производству строительных материалов, в частности – цемента марки М500 и М800.
Рыночная ситуация:
1. Объем работ, выполненный организациями всех форм собственности по виду деятельности «Строительство», в 2016 г. составил *** млрд. рублей, что ниже уровня 2015 г. на ***% (в сопоставимых ценах). Наибольший рост объемов строительных работ наблюдался в республиках Крым, Алтай, Саха (Якутия), Ингушетия (в *** раза), Камчатском и Забайкалском краях (в *** раза), Вологодской, Иркутской, Псковской, Томской областях (в *** раза), в городе Севастополь (в *** раза), в Чукотском автономном округе (в ** раза).
2. На 1 января 2017 года в РФ насчитывалось *** цементных заводов полного цикла и *** помольных установок суммарной мощностью *** млн. т цемента в год. Из них *** предприятия в 2016 году остановили производство цемента с неопределенными дальнейшими перспективами возобновления работы.
3. Производство цемента в 2016 г. составило *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Импорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на ***млн т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Импорт клинкера снизился до *** млн т (-***%). Общий объем импорта цемента и клинкера – *** млн. т. Экспорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Экспорт клинкера увеличился на ***% до *** млн. т. Общий объем экспорта цемента и клинкера – *** млн. т.
4. Потребление цемента в 2016 г. уменьшилось до *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. (данные СМ ПРО «Годовой отчет 2016»). Около ***% потребления цемента приходится на Европейскую часть РФ и лишь ***% – на Азиатскую часть. Причем на огромную территорию восточнее Уральских гор приходится лишь около ***% общероссийского потребления цемента.
5. Средняя цена производителей цемента в 2016 г. составила *** руб./т без НДС и доставки, что на *** руб. (+***%) выше, чем в 2015 г. Средняя цена производителей цемента в России на внутренний рынок в октябре 2017 года составила *** рублей за тонну бездобавочного цемента и *** рублей для цемента с добавками.
Конкурентное окружение: Мордовский цементный завод (Мордовцемент), ОАО «НОВОРОСЦЕМЕНТ». На территории России сегодня в стадии строительства находятся еще 16 цементных заводов, в связи, с чем уровень конкуренции по определенным маркам цемента может вырасти после старта производств.
Маркетинговые инструменты: сайт, контекстная реклама, поисковая оптимизация (SEO).
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Чистая приведенная стоимость (NPV) |
тыс. руб. |
237 079 |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) |
% |
*** |
Срок окупаемости проекта (PBP) |
лет |
3,1 |
Дисконтированный срок окупаемости проекта (DPBP) |
лет |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой реализуется проект: строительная отрасль
Строительный комплекс, включающий производство строительных материалов, играет одну из ведущих ролей в российской экономике и его состояние служит одним из показателей экономического и технического развития государства.
При строительстве зданий и сооружений различного назначения используются строительные материалы, изделия и конструкции широкой номенклатуры, исчисляемые десятками видов и сотнями марок.
Основными (базовыми) строительными материалами и конструкциями являются:
1. цемент;
2. штучные стеновые материалы;
3. сборные железобетонные конструкции и изделия;
4. панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения;
5. изделия теплоизоляционные из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна;
6. изделия теплоизоляционные из полимерного сырья;
7. мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы;
8. листовое стекло;
9. нерудные строительные материалы;
10. деревянные дома заводского изготовления и комплекты деталей для стандартных домов со стенами из местных строительных материалов;
11. хризотилцементные изделия (шифер, плиты).
Запасы полезных ископаемых, используемые для производства основных строительных материалов, распределенного и нераспределенного фондов, в Российской Федерации значительные. Также в достаточном объеме разведаны полезные ископаемые, пригодные для производства иных строительных материалов.
В целом разведанные запасы и прирост запасов полезных ископаемых на территории Российской Федерации позволяют в полном объеме обеспечить прогнозные объемы производства стройматериалов до 2020 года.
Объем работ, выполненный организациями всех форм собственности по виду деятельности «Строительство», в 2016 г. составил *** млрд. рублей, что ниже уровня 2015 г. на ***% (в сопоставимых ценах).
Доля валовой добавленной стоимости продукции строительства в общем объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2016 г. составила *** % (в 2015г. – *** %).
Для всех кварталов 2016 г. характерна отрицательная динамика объемов строительных работ по сравнению с соответствующим периодом 2015 года. Наибольший спад пришелся на II квартал – ***%, наименее низкими темпами снижался объем работ в IV квартале – ***%.
Диаграмма 1. Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», РФ, 2006-2016 гг., млрд. руб.
***
В 2016 г. только в *** субъектах Российской Федерации объемы строительных работ увеличились по сравнению с предыдущим годом.
Наибольший рост объемов строительных работ наблюдался в республиках Крым, Алтай, Саха (Якутия), Ингушетия (в *** раза), Камчатском и Забайкальском краях (в *** раза), Вологодской, Иркутской, Псковской, Томской областях (в *** раза), в городе Севастополь (в *** раза), в Чукотском автономном округе (в *** раза).
Свыше половины объема строительных работ в 2016г. выполнена в следующих субъектах Российской Федерации: Москве (*** % от общего объема работ по России), Санкт-Петербурге (***%), республиках Татарстан (***%), Башкортостан (***%), Краснодарском (***%) и Красноярском (***%) краях, Московской (***%), Нижегородской, Самарской областях (по ***%), Тюменской (без автономных округов) области (***%), Ямало-Ненецком автономном округе (***%) и Ханты-Мансийском автономном округе Югра (***%).
Таблица 1. Распределение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», по федеральным округам, в %
***
На рынке России на начало 2016 г. функционировало *** тыс. строительных организаций, из них *** тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых *** % составляют микропредприятия.
Таблица 2. Структура работ, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности «строительство» (без субъектов малого предпринимательства), % к итогу
Производство стройматериалов всегда было и остается тесно и неразрывно связано с темпами развития строительного комплекса, потребности которого являются основным индикатором для развития всех видов строительных материалов.
Оценка объема и емкости рынка продукта: рынок цемента
На 1 января 2017 года в РФ насчитывалось *** цементных заводов полного цикла и *** помольных установок суммарной мощностью *** млн. т цемента в год. Из них ** предприятия в 2016 году остановили производство цемента с неопределенными дальнейшими перспективами возобновления работы.
Таким образом, на начало 2017 года реальная располагаемая мощность цементных производств РФ равняется *** млн. т.
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по виду экономической деятельности «производство цемента» (код ОКВЭД 26.51) снизилась на ***% (-*** человек) до *** чел.
Производство цемента в 2016 г. составило *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г.
Диаграмма 2. Динамика производства цемента всех марок, Россия, 2000-2016 гг., млн. тонн
***
Импорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Импорт клинкера снизился до *** млн. т (-***%). Общий объем импорта цемента и клинкера – *** млн. т.
Экспорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Экспорт клинкера увеличился на ***% до *** млн. т. Общий объем экспорта цемента и клинкера – *** млн. т.
Потребление цемента в 2016 г. уменьшилось до *** млн. т, что на *** млн. т (-11,6%) ниже, чем в 2015 г. (данные СМ ПРО «Годовой отчет 2016»). Около ***% потребления цемента приходится на Европейскую часть РФ и лишь ***% – на Азиатскую часть. Причем на огромную территорию восточнее Уральских гор приходится лишь около 15% общероссийского потребления цемента.
В структуре доставки цемента по видам транспорта доля железной дороги составляла ***%, доля авто и прочего транспорта – соответственно ***%.
В 2016 г. объем отгрузок цемента железнодорожным транспортом на российский рынок составил *** млн. т: за 12 месяцев 2016 года ж/д потребителями получено *** тысяч тонн цемента, что на ***% меньше, чем за тот же период 2015 года, на ***% меньше, чем в 2014-м году и на ***% меньше, чем в рекордном 2012 году. В итоге, потребление цемента по ж/д в 2016 году находилось на самом низком уровне с начала десятилетия.
Диаграмма 3. Потребление цемента (отгрузки) в Российской Федерации по железной дороге, 2010-2016 гг., млн. тонн
***
В разрезе федеральных округов ситуация с потреблением цемента сложилась следующим образом: два региона показали положительную динамику (ЮФО и СЗФО), в остальных зафиксировано снижение потребления цемента:
1. Центральный ФО – *** тысяч тонн (- ***%)
2. Приволжский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
3. Сибирский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
4. Южный ФО – *** тысяч тонн (+***%)
5. Уральский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
6. Северо-Западный ФО – *** тысяч тонн (+***%)
7. Северо-Кавказский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
8. Дальневосточный ФО – *** тысяч тонн (-***%)
Диаграмма 4. Распределение потребления бетона (отгрузки по ж/д) в разрезе округов РФ, 2016 г.
***
Список регионов, в которых зафиксирован наибольший наименьший рост потребления/наибольший спад потребления цемента по сравнению с 2015 годом, выглядит следующим образом:
Таблица 3. Рост/спад потребления цемента в разрезе регионов РФ, 2015/2016 гг.
***
Список 20 крупнейших регионов по потреблению цемента по итогам 2016 года включает Московскую область, Москву, Татарстан и еще 17 регионов, доли которых проиллюстрированы в диаграмме и перечне ниже.
Диаграмма 5. ТОП крупнейших регионов по потреблению цемента по итогам 2016 года
***
В 2016 г. по отношению к 2015 г.:
Всего в 2016 г. для доставки цемента на российский рынок железнодорожным транспортом было задействовано *** вагонов, в том числе:
С учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., подготовленных Министерством экономического развития РФ, в 2017 г. возможно сохранение объемов производства и потребления цемента на уровне 2016 г.
Потребление цемента в Ивановской области по итогам ноября 2017 года (посредством отгрузки ж/д) составило *** тонн, по итогам года потребление может составить около *** тонн.
Диаграмма 6. Динамика помесячного потребления цемента, Ивановская область, РФ, 2013-2017 гг., помесячно, тонн/мес.
***
Так, согласно данным beton.ru, потребление цемента в Ивановской области планомерно снижается на протяжении последних 5 лет – диаграмма ниже. Данный факт коррелирует с общим снижением строительных объемов как РФ в целом, так и регионов.
Диаграмма 7. Потребление цемента, Ивановская область, 2013-2017 гг., тонн/год
***
Средняя цена производителей цемента в 2016 г. составила *** руб./т без НДС и доставки, что на ***руб. (+***%) выше, чем в 2015 г.
Диаграмма 8. Динамика цен на цемент по типам и видам, Россия, 2010-2016 гг., рублей за тонну
***
Согласно данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, средняя цена производителей цемента в России на внутренний рынок в октябре 2017 года составила *** рублей за тонну бездобавочного цемента и *** рублей для цемента с добавками. Таким образом, цемент с добавками подешевел за месяц на ***%, а бездобавочный цемент на ***%.
Средняя цена приобретения цемента строительным организациями в 2016 г. увеличилась до **** руб./т с НДС и доставкой, что на ***% выше, чем в 2015 г.
Таблица 4. Средняя цена приобретения цемента строительным организациями, РФ, 2006-2016 гг., руб./тонна
***
Определение целевых сегментов потребителей создаваемого продукта и оценка платежеспособного спроса
Помимо предварительных договоренностей, объемы поставок по которым составят порядка 20% всего производственного объема завода, потребителями продукции выступает отрасль ЖБИ.
Объем производства железобетонных изделий и конструкций в РФ в октябре 2017 года увеличился на ***% по отношению к сентябрю 2017 года и составил *** млн. м3. Производство в октябре 2017 года по сравнению с октябрем 2016 года упало на ***%. Объем производства железобетонных изделий и конструкций в РФ в январе-октябре 2017 года сократился на ***% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее существенное сокращение по сравнению с аналогичным периодом с начала прошлого года наблюдалось в таких сегментах как конструкции каркаса зданий и сооружений (-***%), конструкции фундаментов сборные железобетонные (-***) и плиты, панели и настилы перекрытий и покрытий (-***%).
Первые позиции среди регионов РФ по объему выпуска железобетонных изделий и конструкций в январе-октябре 2017 года занимают Москва (*** млн. м3), Томская область (*** млн. м3) и Челябинская область (*** млн. м3). На долю топ-10 субъектов, лидирующих по объемам производства в январе-октябре 2017 года, пришлось ***% от общего объема выпуска железобетонных изделий и конструкций в России.
По абсолютным объемам прироста за январь-октябрь текущего года лидирует Республика Крым (+*** млн. м3).
В динамике 2000-2016 гг. отрасль показывает плавающую динамику с пиковыми значениями в докризисный период (до 2008 г. включительно) и постепенным восстановлением объемов после стагнации. По итогу 2016 г. объем производства ЖБИ в РФ составил *** млн. м3.
Диаграмма 9. Динамика производства ЖБИ, РФ, 2000-2016 гг, млн. м3
***
Применение высокомарочных цементов (в проекте – марка М800) характерно в частности для таких отраслей как мостостроение.
Так, по данным Росстат, в январе-сентябре 2017 г. на территории РФ введено в эксплуатацию *** единица мостов за счет строительства (совокупно за счет реконструкции строительства – *** единиц), или *** погонных метров.
Максимальные доли в общем объеме строительства мостов принадлежат Центральному и Северо-Западному округам.
Таблица 5. Объемы ввода объектов в отрасли мостостроения, РФ, пог. М
***
Еще одним важным потребительским сегментом выступает автодорожное строительство – автомобильные дороги с цементобетонным покрытием. Так, доля таких дорог уже по итогу 2017 года должна составить ***% (от всей протяженности), а к 2020 году увеличится до ***%, что закономерно спровоцирует рост спроса на цемент (согласно данным Минпромторг, «Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года»).
По итогам 2017 года в РФ было введено *** км цементо-бетонных дорог. К 2020 году, согласно данным Стратегии, этот показатель увеличится до *** км, к 2030 году – до *** км ежегодно.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ, ДИАГРАММ |
3 |
1. ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ |
6 |
1.1. Определение требований к ассортименту и качеству продукции |
6 |
1.1.1. Общая характеристика производимой продукции (наименование продукции, наименование государственного или отраслевого стандарта, технических условий, стандарта предприятия, в соответствии с требованиями которых будет производиться продукция) |
6 |
1.1.2. Особые технические требования к продукции, значения основных (базовых) свойств и показателей качества продукции, которые должны быть обеспечены проектируемой технологией |
9 |
1.1.3. Общая характеристика предполагаемого к использованию сырья и материалов. |
10 |
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА |
12 |
2.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой реализуется проект: строительная отрасль |
12 |
2.2. Описание продукции основных конкурентов |
15 |
2.3. Обоснование выбора ассортимента |
17 |
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МОЩНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА |
18 |
3.1. Оценка объема и емкости рынка продукта: рынок цемента |
18 |
3.2. Определение целевых сегментов потребителей создаваемого продукта и оценка платежеспособного спроса |
24 |
3.3. Определение возможностей привлечения инвестиций |
26 |
3.4. Выбор проектируемой мощности производства (диапазон) |
27 |
4. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА |
28 |
4.1. Определение уровня цен на продукцию, плана продаж |
28 |
4.2. Выбор и описание стратегии продвижения продукта на рынок |
28 |
4.3. Разработка производственного плана |
30 |
4.4. Расчет себестоимости и отпускной цены продукции |
32 |
4.5. Разработка финансового плана реализации проекта |
33 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
43 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", РФ, 2006-2016 гг., млрд. руб. |
13 |
Диаграмма 2. Динамика производства цемента всех марок, Россия, 2000-2016 гг., млн. тонн |
18 |
Диаграмма 3. Потребление цемента (отгрузки) в Российской Федерации по железной дороге, 2010-2016 гг., млн. тонн |
19 |
Диаграмма 4. Распределение потребления бетона (отгрузки по ж/д) в разрезе округов РФ, 2016 г. |
20 |
Диаграмма 5. ТОП крупнейших регионов по потреблению цемента по итогам 2016 года |
21 |
Диаграмма 6. Динамика помесячного потребления цемента, Ивановская область, РФ, 2013-2017 гг., помесячно, тонн/мес. |
22 |
Диаграмма 7. Потребление цемента, Ивановская область, 2013-2017 гг., тонн/год |
23 |
Диаграмма 8. Динамика цен на цемент по типам и видам, Россия, 2010-2016 гг., рублей за тонну |
23 |
Диаграмма 9. Динамика производства ЖБИ, РФ, 2000-2016 гг, млн. м3 |
25 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Процесс разработки на карьере |
10 |
Таблица 1. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д0 |
9 |
Таблица 2. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д0 – Н |
9 |
Таблица 3. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д5 |
9 |
Таблица 4. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д20 |
9 |
Таблица 5. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д20 Б |
10 |
Таблица 6. Основные характеристики известняка ОАО «***» |
11 |
Таблица 7. Распределение объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", по федеральным округам, в % |
14 |
Таблица 8. Структура работ, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности "строительство" (без субъектов малого предпринимательства), % к итогу |
14 |
Таблица 9. Рост/спад потребления цемента в разрезе регионов РФ, 2015/2016 гг. |
20 |
Таблица 10. Средняя цена приобретения цемента строительным организациями, РФ, 2006-2016 гг., руб./тонна |
24 |
Таблица 11. Объемы ввода объектов в отрасли мостостроения, РФ, пог.м |
25 |
― Каким был 2021 год для Вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок эквайринга: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г.», выяснилось, что по итогам 2021 г. объем российского рынка эквайринга (объем комиссии) составил около 580 млрд. руб. Показатель за год увеличился на более 20%.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок бизнес-авиации: итоги 2021 г., прогноз до 2025 г.», выяснилось, в 2021 г. объем российского рынка бизнес-авиации по совокупной выручке ведущих участников – эксплуатантов бизнес-джетов и авиаброкеров – составил более 60,00 млрд. руб. Причем в структуре объема российского рынка бизнес-авиации доля компаний-экплуатантов составляет 87,1%, а авиаброкеров – всего 12,9%.