Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация производственного предприятия по производству строительных материалов, в частности – цемента марки М500 и М800.
Рыночная ситуация:
1. Объем работ, выполненный организациями всех форм собственности по виду деятельности «Строительство», в 2016 г. составил *** млрд. рублей, что ниже уровня 2015 г. на ***% (в сопоставимых ценах). Наибольший рост объемов строительных работ наблюдался в республиках Крым, Алтай, Саха (Якутия), Ингушетия (в *** раза), Камчатском и Забайкалском краях (в *** раза), Вологодской, Иркутской, Псковской, Томской областях (в *** раза), в городе Севастополь (в *** раза), в Чукотском автономном округе (в ** раза).
2. На 1 января 2017 года в РФ насчитывалось *** цементных заводов полного цикла и *** помольных установок суммарной мощностью *** млн. т цемента в год. Из них *** предприятия в 2016 году остановили производство цемента с неопределенными дальнейшими перспективами возобновления работы.
3. Производство цемента в 2016 г. составило *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Импорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на ***млн т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Импорт клинкера снизился до *** млн т (-***%). Общий объем импорта цемента и клинкера – *** млн. т. Экспорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Экспорт клинкера увеличился на ***% до *** млн. т. Общий объем экспорта цемента и клинкера – *** млн. т.
4. Потребление цемента в 2016 г. уменьшилось до *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. (данные СМ ПРО «Годовой отчет 2016»). Около ***% потребления цемента приходится на Европейскую часть РФ и лишь ***% – на Азиатскую часть. Причем на огромную территорию восточнее Уральских гор приходится лишь около ***% общероссийского потребления цемента.
5. Средняя цена производителей цемента в 2016 г. составила *** руб./т без НДС и доставки, что на *** руб. (+***%) выше, чем в 2015 г. Средняя цена производителей цемента в России на внутренний рынок в октябре 2017 года составила *** рублей за тонну бездобавочного цемента и *** рублей для цемента с добавками.
Конкурентное окружение: Мордовский цементный завод (Мордовцемент), ОАО «НОВОРОСЦЕМЕНТ». На территории России сегодня в стадии строительства находятся еще 16 цементных заводов, в связи, с чем уровень конкуренции по определенным маркам цемента может вырасти после старта производств.
Маркетинговые инструменты: сайт, контекстная реклама, поисковая оптимизация (SEO).
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Чистая приведенная стоимость (NPV) |
тыс. руб. |
237 079 |
Внутренняя норма рентабельности (IRR) |
% |
*** |
Срок окупаемости проекта (PBP) |
лет |
3,1 |
Дисконтированный срок окупаемости проекта (DPBP) |
лет |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой реализуется проект: строительная отрасль
Строительный комплекс, включающий производство строительных материалов, играет одну из ведущих ролей в российской экономике и его состояние служит одним из показателей экономического и технического развития государства.
При строительстве зданий и сооружений различного назначения используются строительные материалы, изделия и конструкции широкой номенклатуры, исчисляемые десятками видов и сотнями марок.
Основными (базовыми) строительными материалами и конструкциями являются:
1. цемент;
2. штучные стеновые материалы;
3. сборные железобетонные конструкции и изделия;
4. панели и другие конструкции для крупнопанельного домостроения;
5. изделия теплоизоляционные из минеральных волокнистых материалов и стекловолокна;
6. изделия теплоизоляционные из полимерного сырья;
7. мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы;
8. листовое стекло;
9. нерудные строительные материалы;
10. деревянные дома заводского изготовления и комплекты деталей для стандартных домов со стенами из местных строительных материалов;
11. хризотилцементные изделия (шифер, плиты).
Запасы полезных ископаемых, используемые для производства основных строительных материалов, распределенного и нераспределенного фондов, в Российской Федерации значительные. Также в достаточном объеме разведаны полезные ископаемые, пригодные для производства иных строительных материалов.
В целом разведанные запасы и прирост запасов полезных ископаемых на территории Российской Федерации позволяют в полном объеме обеспечить прогнозные объемы производства стройматериалов до 2020 года.
Объем работ, выполненный организациями всех форм собственности по виду деятельности «Строительство», в 2016 г. составил *** млрд. рублей, что ниже уровня 2015 г. на ***% (в сопоставимых ценах).
Доля валовой добавленной стоимости продукции строительства в общем объеме валового внутреннего продукта Российской Федерации в 2016 г. составила *** % (в 2015г. – *** %).
Для всех кварталов 2016 г. характерна отрицательная динамика объемов строительных работ по сравнению с соответствующим периодом 2015 года. Наибольший спад пришелся на II квартал – ***%, наименее низкими темпами снижался объем работ в IV квартале – ***%.
Диаграмма 1. Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», РФ, 2006-2016 гг., млрд. руб.
***
В 2016 г. только в *** субъектах Российской Федерации объемы строительных работ увеличились по сравнению с предыдущим годом.
Наибольший рост объемов строительных работ наблюдался в республиках Крым, Алтай, Саха (Якутия), Ингушетия (в *** раза), Камчатском и Забайкальском краях (в *** раза), Вологодской, Иркутской, Псковской, Томской областях (в *** раза), в городе Севастополь (в *** раза), в Чукотском автономном округе (в *** раза).
Свыше половины объема строительных работ в 2016г. выполнена в следующих субъектах Российской Федерации: Москве (*** % от общего объема работ по России), Санкт-Петербурге (***%), республиках Татарстан (***%), Башкортостан (***%), Краснодарском (***%) и Красноярском (***%) краях, Московской (***%), Нижегородской, Самарской областях (по ***%), Тюменской (без автономных округов) области (***%), Ямало-Ненецком автономном округе (***%) и Ханты-Мансийском автономном округе Югра (***%).
Таблица 1. Распределение объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», по федеральным округам, в %
***
На рынке России на начало 2016 г. функционировало *** тыс. строительных организаций, из них *** тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых *** % составляют микропредприятия.
Таблица 2. Структура работ, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности «строительство» (без субъектов малого предпринимательства), % к итогу
Производство стройматериалов всегда было и остается тесно и неразрывно связано с темпами развития строительного комплекса, потребности которого являются основным индикатором для развития всех видов строительных материалов.
Оценка объема и емкости рынка продукта: рынок цемента
На 1 января 2017 года в РФ насчитывалось *** цементных заводов полного цикла и *** помольных установок суммарной мощностью *** млн. т цемента в год. Из них ** предприятия в 2016 году остановили производство цемента с неопределенными дальнейшими перспективами возобновления работы.
Таким образом, на начало 2017 года реальная располагаемая мощность цементных производств РФ равняется *** млн. т.
Среднесписочная численность работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по виду экономической деятельности «производство цемента» (код ОКВЭД 26.51) снизилась на ***% (-*** человек) до *** чел.
Производство цемента в 2016 г. составило *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г.
Диаграмма 2. Динамика производства цемента всех марок, Россия, 2000-2016 гг., млн. тонн
***
Импорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Импорт клинкера снизился до *** млн. т (-***%). Общий объем импорта цемента и клинкера – *** млн. т.
Экспорт цемента в 2016 г. составил *** млн. т, что на *** млн. т (-***%) ниже, чем в 2015 г. Экспорт клинкера увеличился на ***% до *** млн. т. Общий объем экспорта цемента и клинкера – *** млн. т.
Потребление цемента в 2016 г. уменьшилось до *** млн. т, что на *** млн. т (-11,6%) ниже, чем в 2015 г. (данные СМ ПРО «Годовой отчет 2016»). Около ***% потребления цемента приходится на Европейскую часть РФ и лишь ***% – на Азиатскую часть. Причем на огромную территорию восточнее Уральских гор приходится лишь около 15% общероссийского потребления цемента.
В структуре доставки цемента по видам транспорта доля железной дороги составляла ***%, доля авто и прочего транспорта – соответственно ***%.
В 2016 г. объем отгрузок цемента железнодорожным транспортом на российский рынок составил *** млн. т: за 12 месяцев 2016 года ж/д потребителями получено *** тысяч тонн цемента, что на ***% меньше, чем за тот же период 2015 года, на ***% меньше, чем в 2014-м году и на ***% меньше, чем в рекордном 2012 году. В итоге, потребление цемента по ж/д в 2016 году находилось на самом низком уровне с начала десятилетия.
Диаграмма 3. Потребление цемента (отгрузки) в Российской Федерации по железной дороге, 2010-2016 гг., млн. тонн
***
В разрезе федеральных округов ситуация с потреблением цемента сложилась следующим образом: два региона показали положительную динамику (ЮФО и СЗФО), в остальных зафиксировано снижение потребления цемента:
1. Центральный ФО – *** тысяч тонн (- ***%)
2. Приволжский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
3. Сибирский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
4. Южный ФО – *** тысяч тонн (+***%)
5. Уральский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
6. Северо-Западный ФО – *** тысяч тонн (+***%)
7. Северо-Кавказский ФО – *** тысяч тонн (-***%)
8. Дальневосточный ФО – *** тысяч тонн (-***%)
Диаграмма 4. Распределение потребления бетона (отгрузки по ж/д) в разрезе округов РФ, 2016 г.
***
Список регионов, в которых зафиксирован наибольший наименьший рост потребления/наибольший спад потребления цемента по сравнению с 2015 годом, выглядит следующим образом:
Таблица 3. Рост/спад потребления цемента в разрезе регионов РФ, 2015/2016 гг.
***
Список 20 крупнейших регионов по потреблению цемента по итогам 2016 года включает Московскую область, Москву, Татарстан и еще 17 регионов, доли которых проиллюстрированы в диаграмме и перечне ниже.
Диаграмма 5. ТОП крупнейших регионов по потреблению цемента по итогам 2016 года
***
В 2016 г. по отношению к 2015 г.:
Всего в 2016 г. для доставки цемента на российский рынок железнодорожным транспортом было задействовано *** вагонов, в том числе:
С учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., подготовленных Министерством экономического развития РФ, в 2017 г. возможно сохранение объемов производства и потребления цемента на уровне 2016 г.
Потребление цемента в Ивановской области по итогам ноября 2017 года (посредством отгрузки ж/д) составило *** тонн, по итогам года потребление может составить около *** тонн.
Диаграмма 6. Динамика помесячного потребления цемента, Ивановская область, РФ, 2013-2017 гг., помесячно, тонн/мес.
***
Так, согласно данным beton.ru, потребление цемента в Ивановской области планомерно снижается на протяжении последних 5 лет – диаграмма ниже. Данный факт коррелирует с общим снижением строительных объемов как РФ в целом, так и регионов.
Диаграмма 7. Потребление цемента, Ивановская область, 2013-2017 гг., тонн/год
***
Средняя цена производителей цемента в 2016 г. составила *** руб./т без НДС и доставки, что на ***руб. (+***%) выше, чем в 2015 г.
Диаграмма 8. Динамика цен на цемент по типам и видам, Россия, 2010-2016 гг., рублей за тонну
***
Согласно данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, средняя цена производителей цемента в России на внутренний рынок в октябре 2017 года составила *** рублей за тонну бездобавочного цемента и *** рублей для цемента с добавками. Таким образом, цемент с добавками подешевел за месяц на ***%, а бездобавочный цемент на ***%.
Средняя цена приобретения цемента строительным организациями в 2016 г. увеличилась до **** руб./т с НДС и доставкой, что на ***% выше, чем в 2015 г.
Таблица 4. Средняя цена приобретения цемента строительным организациями, РФ, 2006-2016 гг., руб./тонна
***
Определение целевых сегментов потребителей создаваемого продукта и оценка платежеспособного спроса
Помимо предварительных договоренностей, объемы поставок по которым составят порядка 20% всего производственного объема завода, потребителями продукции выступает отрасль ЖБИ.
Объем производства железобетонных изделий и конструкций в РФ в октябре 2017 года увеличился на ***% по отношению к сентябрю 2017 года и составил *** млн. м3. Производство в октябре 2017 года по сравнению с октябрем 2016 года упало на ***%. Объем производства железобетонных изделий и конструкций в РФ в январе-октябре 2017 года сократился на ***% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее существенное сокращение по сравнению с аналогичным периодом с начала прошлого года наблюдалось в таких сегментах как конструкции каркаса зданий и сооружений (-***%), конструкции фундаментов сборные железобетонные (-***) и плиты, панели и настилы перекрытий и покрытий (-***%).
Первые позиции среди регионов РФ по объему выпуска железобетонных изделий и конструкций в январе-октябре 2017 года занимают Москва (*** млн. м3), Томская область (*** млн. м3) и Челябинская область (*** млн. м3). На долю топ-10 субъектов, лидирующих по объемам производства в январе-октябре 2017 года, пришлось ***% от общего объема выпуска железобетонных изделий и конструкций в России.
По абсолютным объемам прироста за январь-октябрь текущего года лидирует Республика Крым (+*** млн. м3).
В динамике 2000-2016 гг. отрасль показывает плавающую динамику с пиковыми значениями в докризисный период (до 2008 г. включительно) и постепенным восстановлением объемов после стагнации. По итогу 2016 г. объем производства ЖБИ в РФ составил *** млн. м3.
Диаграмма 9. Динамика производства ЖБИ, РФ, 2000-2016 гг, млн. м3
***
Применение высокомарочных цементов (в проекте – марка М800) характерно в частности для таких отраслей как мостостроение.
Так, по данным Росстат, в январе-сентябре 2017 г. на территории РФ введено в эксплуатацию *** единица мостов за счет строительства (совокупно за счет реконструкции строительства – *** единиц), или *** погонных метров.
Максимальные доли в общем объеме строительства мостов принадлежат Центральному и Северо-Западному округам.
Таблица 5. Объемы ввода объектов в отрасли мостостроения, РФ, пог. М
***
Еще одним важным потребительским сегментом выступает автодорожное строительство – автомобильные дороги с цементобетонным покрытием. Так, доля таких дорог уже по итогу 2017 года должна составить ***% (от всей протяженности), а к 2020 году увеличится до ***%, что закономерно спровоцирует рост спроса на цемент (согласно данным Минпромторг, «Стратегия развития промышленности строительных материалов до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года»).
По итогам 2017 года в РФ было введено *** км цементо-бетонных дорог. К 2020 году, согласно данным Стратегии, этот показатель увеличится до *** км, к 2030 году – до *** км ежегодно.
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ, ДИАГРАММ |
3 |
1. ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ |
6 |
1.1. Определение требований к ассортименту и качеству продукции |
6 |
1.1.1. Общая характеристика производимой продукции (наименование продукции, наименование государственного или отраслевого стандарта, технических условий, стандарта предприятия, в соответствии с требованиями которых будет производиться продукция) |
6 |
1.1.2. Особые технические требования к продукции, значения основных (базовых) свойств и показателей качества продукции, которые должны быть обеспечены проектируемой технологией |
9 |
1.1.3. Общая характеристика предполагаемого к использованию сырья и материалов. |
10 |
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА |
12 |
2.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой реализуется проект: строительная отрасль |
12 |
2.2. Описание продукции основных конкурентов |
15 |
2.3. Обоснование выбора ассортимента |
17 |
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ МОЩНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА |
18 |
3.1. Оценка объема и емкости рынка продукта: рынок цемента |
18 |
3.2. Определение целевых сегментов потребителей создаваемого продукта и оценка платежеспособного спроса |
24 |
3.3. Определение возможностей привлечения инвестиций |
26 |
3.4. Выбор проектируемой мощности производства (диапазон) |
27 |
4. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА |
28 |
4.1. Определение уровня цен на продукцию, плана продаж |
28 |
4.2. Выбор и описание стратегии продвижения продукта на рынок |
28 |
4.3. Разработка производственного плана |
30 |
4.4. Расчет себестоимости и отпускной цены продукции |
32 |
4.5. Разработка финансового плана реализации проекта |
33 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
43 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", РФ, 2006-2016 гг., млрд. руб. |
13 |
Диаграмма 2. Динамика производства цемента всех марок, Россия, 2000-2016 гг., млн. тонн |
18 |
Диаграмма 3. Потребление цемента (отгрузки) в Российской Федерации по железной дороге, 2010-2016 гг., млн. тонн |
19 |
Диаграмма 4. Распределение потребления бетона (отгрузки по ж/д) в разрезе округов РФ, 2016 г. |
20 |
Диаграмма 5. ТОП крупнейших регионов по потреблению цемента по итогам 2016 года |
21 |
Диаграмма 6. Динамика помесячного потребления цемента, Ивановская область, РФ, 2013-2017 гг., помесячно, тонн/мес. |
22 |
Диаграмма 7. Потребление цемента, Ивановская область, 2013-2017 гг., тонн/год |
23 |
Диаграмма 8. Динамика цен на цемент по типам и видам, Россия, 2010-2016 гг., рублей за тонну |
23 |
Диаграмма 9. Динамика производства ЖБИ, РФ, 2000-2016 гг, млн. м3 |
25 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Процесс разработки на карьере |
10 |
Таблица 1. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д0 |
9 |
Таблица 2. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д0 – Н |
9 |
Таблица 3. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д5 |
9 |
Таблица 4. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д20 |
9 |
Таблица 5. Значения основных (базовых) свойств и показателей ПЦ 500-Д20 Б |
10 |
Таблица 6. Основные характеристики известняка ОАО «***» |
11 |
Таблица 7. Распределение объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство", по федеральным округам, в % |
14 |
Таблица 8. Структура работ, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности "строительство" (без субъектов малого предпринимательства), % к итогу |
14 |
Таблица 9. Рост/спад потребления цемента в разрезе регионов РФ, 2015/2016 гг. |
20 |
Таблица 10. Средняя цена приобретения цемента строительным организациями, РФ, 2006-2016 гг., руб./тонна |
24 |
Таблица 11. Объемы ввода объектов в отрасли мостостроения, РФ, пог.м |
25 |
Аналитики ГидМаркет представили уникальную базу данных ТОП-1000 логистических компаний России, которая открывает новые возможности для представителей различных отраслей.
Динамику российского рынка автоклавного газобетона нельзя назвать спокойной. Газоблоки очень популярны в строительстве, и применение их расширяется. Доля газобетона в общей сумме всех материалов, из которых возводятся стены зданий в РФ, по оценкам агентства ABARUS Market Research, выросла с 10% (2009) до 36% (в 2021). Газобетон активно используется и в многоквартирном строительстве (в сочетании с монолитной технологией), и в малоэтажном индивидуальном строительстве. Правда, в ИЖС газоблокам пришлось немого потесниться из-за возросшей популярности деревянных домов, но тенденция все равно устойчивая – спрос на газобетон высокий.
Российский рынок обуви в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей обуви характеризуются восходящей динамикой.