Аналитическая записка включает обзор мер, принимаемых российскими банками и финансовыми организациями для сокращения негативного влияния, вызванного пандемией COVID-19.
В обзоре представлены события, факты и реализуемые меры поддержки, касающихся следующих продуктов для юридических лиц:
• Кредиты;
• Расчетно-кассовое и дистанционное банковское обслуживание ЮЛ;
• Эквайринг и онлайн-кассы;
• Прочие услуги (зарплатные проекты, услуги факторинга, лизинг, небанковские и информационные сервисы для бизнеса, благотворительные мероприятия);
• Изменения в работе фронт- и бэк-офисов в банках.
Анализируемые направления рассмотрены с точки зрения:
• Состояния рынка (экспресс-обзор динамики по ключевым показателям);
• Государственных мер поддержки;
• Мероприятий, проводимых банками (сроки и условия вводимых мер, их эффективность).
Методы исследования
• Анализ статистической информации ЦБ РФ;
• Сбор и анализ вторичной информации:
- мониторинг новостей и пресс-релизов на официальных сайтах кредитных организаций (топ-30 банков из рейтинга по объему чистых активов, период сбора данных – с 1 марта по 28 апреля 2020 года),
- мониторинг новостей и пресс-релизов электронных деловых и специализированных изданий.
Описание исследования
Резюме проекта
Кредитование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Реструктуризация кредитов
• Льготное кредитование
РКО
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Открытие и обслуживание счета
• Дистанционное банковское обслуживание
Эквайринг и онлайн-кассы
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Прочие услуги
Меры поддержки в сегменте
• Зарплатный проект
• Факторинг
• Лизинг
• Сервисы для бизнеса
• Информационное обеспечение
• Благотворительность и поддержка социально значимых предприятий
• Работа фронт- и бэк-офисов банков
Приложение. Список диаграмм
Список диаграмм
Диаграмма 1. Динамика объема кредитов, предоставленных юридическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 2. Динамика объема задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 3. Динамика объема просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 4. Динамика количества счетов, открытых юридическими лицами в банках России, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 5. Динамика количества счетов юридических лиц с доступом через интернет-банк, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 6. Динамика количества и объема операций юридических лиц, совершенных через интернет-банкинг, 2008—2019
Диаграмма 7. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт юридических лиц, 2008—2019
Диаграмма 8. Динамика количества и объема операций по картам юридических лиц, 2008—2019
Диаграмма 9. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 10. Динамика количества и объема операций по картам физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 11. Динамика количества POS-терминалов в России, 01.01.2009—01.01.2020
Результаты исследования показали, что самым популярным видом кофе среди россиян является капучино, на него пришлось почти 40% чашек, приобретенных в кафе и ресторанах России в I квартале 2022 года. Востребованность капучино оставалась стабильной как в разрезе недель квартала, так и в разрезе дней недели.
Квартира является наиболее популярным и часто покупаемым видом жилья среди россиян. За последние 5 лет в новостройке приобрели квартиру четверть опрошенных, а на вторичном рынке – треть. Жилой дом, предполагающий, как правило, жизнь на окраине или за пределами города, приобрели порядка 6% респондентов, участок под строительство дома – 4,7%. При этом тенденцией последних трех лет является рост интереса населения к строительству домов ИЖС, который был дополнительно «подогрет» пандемией коронавируса и изменением образа жизни и формата работы россиян.
По данным "Анализа рынка нефтепродуктов в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, экспорт служил важным каналом реализации российских нефтепродуктов: в 2018-2022 гг за рубеж отправлялось более половины произведенной в стране продукции. По расчетам BusinesStat, за пять лет экспорт нефтепродуктов из России снизился на 17,3%: со 152 до 126 млн т. Основное влияние оказало сокращение поставок в 2022 г – на 14,1% относительно предыдущего года (-20,6 млн т). С конца февраля 2022 г страны ЕС поэтапно вводили санкции, которые напрямую коснулись отечественной нефтеперерабатывающей отрасли: