Аналитическая записка включает обзор мер, принимаемых российскими банками и финансовыми организациями для сокращения негативного влияния, вызванного пандемией COVID-19.
В обзоре представлены события, факты и реализуемые меры поддержки, касающихся следующих продуктов для физических лиц и направлений банковского и страхового бизнеса:
• Кредиты (ипотека, потребительское кредитование, кредитные карты);
• Дистанционное обслуживание клиентов (интернет- и мобильный банкинг, удаленное взаимодействие с клиентами) и изменения в работе фронт- и бэк-офисов банков;
• Страхование (в том числе продажи страховых продуктов через банки);
• Прочее (банковские карты, вклады, программы лояльности).
Анализируемые направления рассмотрены с точки зрения:
• Состояния рынка (экспресс-обзор динамики по ключевым показателям);
• Государственных мер поддержки;
• Мероприятий, проводимых банками (сроки и условия вводимых мер, их эффективность).
Методы исследования
• Анализ статистической информации ЦБ РФ;
• Сбор и анализ вторичной информации:
- мониторинг новостей и пресс-релизов на официальных сайтах кредитных организаций (топ-30 банков из рейтинга по объему чистых активов, период сбора данных – с 1 марта по 24 апреля 2020 года),
- мониторинг новостей и пресс-релизов электронных деловых и специализированных изданий.
Описание исследования
Резюме проекта
Кредитование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
• Кредитные каникулы
• Льготная ипотека
Дистанционное банковское обслуживание
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Страхование
Динамика рынка
Меры поддержки в сегменте
Прочие направления
Банковские карты и операции с наличными
• Динамика рынка
• Меры поддержки в сегменте
Вклады
• Динамика рынка
• Меры поддержки в сегменте
Программы лояльности
Другие направления
Приложение. Список диаграмм
Список диаграмм
Диаграмма 1. Динамика объема кредитов, предоставленных физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 2. Динамика объема задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 3. Динамика объема просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, 01.01.2019—01.03.2020
Диаграмма 4. Динамика объема задолженности по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным физическим лицам, 2008—2019
Диаграмма 5. Динамика количества счетов физических лиц с доступом через интернет-банк, 01.01.2008—01.01.2020
Диаграмма 6. Динамика количества и объема операций физических лиц, совершенных через интернет-банкинг, 2008—2019
Диаграмма 7. Динамика объема страховых премий и выплат по договорам добровольного страхования жизни, 2018—2019
Диаграмма 8. Динамика объема страховых премий и выплат по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, 2018—2019
Диаграмма 9. Динамика количества активных расчетных и кредитных карт физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 10. Динамика количества и объема операций по картам физических лиц, 2008—2019
Диаграмма 11. Динамика объема привлеченных кредитными организациями вкладов физических лиц, 01.01.2019—01.03.2020
Поддержку развитию рынка доставки оказала растущая потребительская уверенность, чему способствует увеличение доходов россиян. Динамичное развитие рынка обеспечивают и изменения, наблюдаемые в потребительском поведении. Питание готовой едой становится частью повседневной жизни россиян. На фоне высокой занятости и ускоряющихся темпов жизни в мегаполисах россияне чаще отказываются от самостоятельной готовки, отдавая предпочтение готовой еде в службах доставки и кулинарии из магазинов.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
Маркетплейсы остаются главной движущей силой интернет-торговли в России. Объем трат на этих платформах увеличился на 50% по сравнению с 2022 годом, что подчеркивает растущий интерес потребителей к онлайн-покупкам.
Ведущие площадки, такие как «МЕГА МАРКЕТ», «Wildberries» и «Ozon», стали лидерами по приросту количества транзакций (в 1,6–4,3 раза). Особенно впечатляющие результаты показал «МЕГА МАРКЕТ», где число транзакций выросло более чем в 4 раза.
Рост популярности этих платформ сопровождается увеличением количества селлеров. На «Ozon» за 11 месяцев 2023 года их число увеличилось на 67%, на «Яндекс.Маркете» – на 73%, на «МЕГА МАРКЕТ» - на 95%. Однако не все платформы показали положительную динамику: на «AliExpress» и «KazanExpress» наблюдалось сокращение числа продавцов на 27% и 7% соответственно.
Покупатели все чаще выбирают маркетплейсы за удобство, широкий ассортимент и скорость доставки. Основные категории покупок включают одежду, обувь, косметику и технику. В то же время средний чек на маркетплейсах незначительно снизился до 1 789 рублей в 2023 году.
Подробная информация о динамике и перспективах развития рынка представлена в исследовании «AnalyticResearchGroup «Интернет-торговля в России: маркетплейсы. Февраль, 2024».