Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Цель проекта: строительство ледового катка в г. *** для создания востребованных услуг для обеспечения стабильного финансового результата инициаторам проекта; комфортных условий, которые способствовали бы эффективному развитию детско-юношеского хоккея, а также профессионального и любительского спорта и массовых форм хоккея, фигурного катания и других видов спорта.
Направления деятельности:
1. Детская школа спортивной подготовки в области хоккея. Занятия для возрастных групп в возрасте от 4 до 14 лет.
2. Курсы фигурного катания для возрастных групп.
3. Массовое катание на кате и сопутствующие услуги.
4. Услуги по хранению формы.
5. Напитки и блюда кафе-бара: чайная, кофейная карта, фреши, смузи, десерты, снэки, прохладительные напитки, коктейли.
6. Проведение круглогодичных развлекательных, корпоративных и семейных мероприятий.
7. Возможна организация магазина спортивного снаряжения.
Рыночная ситуация:
1. Анализ спортивных учреждений г. *** показал, что спортивные учреждения и секции имеют общефизкультурную традиционную направленность (ОФП) и не способствуют развитию таких популярных видов спорта как хоккей и фигурное катание среди населения и молодежи/детей в частности.
2. Численность населения *** составляет *** человек. Наиболее густонаселённым является *** район (*** тыс. жителей), несмотря на то, что по площади он является самым маленьким. Средний показатель всех зарплат по данным сайтов с объявлениями о работе составляет *** руб.
3. Население России за последний год увеличило расходы на отдых и досуг на ***%. Так, на 1 члена семьи по итогам 2018 года приходится *** руб. Общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет ***% от общей численности детей соответствующего возраста. Чаще всего в рамках школы учащиеся дополнительно занимаются спортом – ***%. Ежемесячно российская семья тратит на дополнительные занятия ребенка во внешкольных организациях – **** руб.
4. Целевая аудитория проекта среди постоянно проживающего населения *** составляет *** человека, ежегодный объем рынка в денежном выражении равен *** руб./год.
5. В *** количество туристов составило *** млн. человек в 2018 году. Целевая аудитория проекта среди туристов составляет **** чел./год. Объем рынка в денежном выражении оценивается в **** руб./год.
6. В летние месяцы необходимо ориентировать услуги катка на туристов, а в осенне-зимний период – на местных жителей за счет занятиям по хоккею и фигурному катанию.
7. За 2019 г. численность населения России, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом в возрасте от 3 до 79 лет составило *** человек. В *** активно занимаются спортом *** чел., из них: *** – мужчины и *** – женщины. Доля от показателя по Российской Федерации равна 3%.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
412 432 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
4% |
Срок окупаемости |
мес. |
103 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Активный досуг и спорт в районе расположения объекта
На территории г. *** по данным сервиса «2ГИС» расположено 4 катка: «***», «***», «***», «***». Также на территории района функционируют 14 стадионов, 45 филиалов спортивных школ, 150 спортивных секций и 117 фитнес-клубов.
Таблица 1. Спортивные школы и секции г. ***
***
Важно также отметить, что на базе катков функционирует хоккейный клуб «***» и 2 секции по фигурному катанию.
Потребительское поведение в г. ***, расчет целевой аудитории проекта среди постоянного населения
Численность населения *** составляет *** человек. Большинство проживает в городских условиях (*** тысяч человек), сельское население составляет ***% (*** тысяч). Ещё *** проживают в известном посёлке ***, административно входящем в *** район.
По районам население *** распределено неравномерно. Наиболее густонаселённым является *** район (** тыс. жителей), несмотря на то, что по площади он является самым маленьким.
На диаграмме ниже показан помесячный уровень средней заработной платы в *** за 2019 г. Средний показатель всех зарплат по данным сайтов с объявлениями о работе составляет *** руб.
Население России за последний год увеличило расходы на отдых и досуг на ***%. Так, на 1 члена семьи по итогам 2018 года приходится *** руб. Детальная информация относительно трат с представлена в таблице ниже. В диаграмме отражено сравнение трат на развлечения по сравнению с популярными категориями трат на 1 человека семьи.
Диаграмма 1. Динамика средней заработной платы в Сочи за 2019 г.
***
Диаграмма 2. Сравнение трат на развлечения и популярных категорий трат, в разрезе трат на 1 члена семьи, 2018 г. руб./мес.
***
По данным Росстата общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет ***% от общей численности детей соответствующего возраста (*** млн. детей) по России. Опрос родителей школьников в рамках Мониторинга экономики образования представляет следующую картину охвата по тематике занятий. Чаще всего в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн. чел. в рамках школы учащиеся дополнительно занимаются спортом (***%), искусством (***%), предметами школьной программы (***%), иностранными языками (***%).
Таблица 2. Виды дополнительных занятий в рамках школы, которыми занимались дети опрошенных родителей в рамках школы в зависимости от типа населенного пункта
***
Ежемесячно российская семья тратит на дополнительные занятия ребенка в школьных кружках в среднем *** руб., во внешкольных организациях – *** руб. Бесплатно дополнительным образованием в своих школах занимаются ***% ребят, во внешкольных организациях – ***%.
В общем распределении населения по возрастным группам ядро целевой аудитории (люди в возрасте от 5 до 19 лет) составляет ***%.
В таблице 4 рассчитана целевая аудитория проекта среди постоянно проживающего населения в *** районе г. ***, определен размер рынка в денежном выражении.
Диаграмма 3. Часть семейного бюджета, которую готовы ежемесячно тратить родители за качественное образование ребенка, Россия, %
***
Таблица 3. Целевая аудитория по проекту, объем рынка в денежном выражении (руб./мес.)
***
По данным таблицы 4 целевая аудитория среди постоянно проживающего населения составляет *** человека, ежегодный объем рынка равен *** руб./год.
Туристический поток в ***
Рассмотрим туристические тенденции в ***, поскольку туристы также являются потенциальными клиентами создаваемого катка. По данным «РБК.Исследование рынков» в июле—декабре 2018 года общее число туристов, «проживавших в объектах размещения», достигло почти *** млн человек, в семи других муниципалитетах – только *** тыс. человек. За аналогичный период 2019 г. данный показатель составил около *** млн человек. Согласно управлению по туризму и курортному делу *** количество туристов составило *** млн. человек в 2018 году.
На диаграмме ниже представлено количество туристов, остановившихся в объектах размещения с июля по декабрь в 2018-2019 гг. (в гостиницах и других объектах размещения, в статистике не учитываются приезжие, которые проживали в квартирах или у которых есть собственность в ***, а также те, кто останавливался в кемпингах и кто приехал в город на один день).
Согласно сегментации потенциальных потребителей нового продукта Райана и Гросса новаторы, которые стремятся опробовать новую услугу, составляют 2,5%. Размер целевой аудитории по проекту составляет:
*** млн. чел./год * 2,5% = *** чел./год
Для расчета объема рынка в денежном выражении необходимо определить средний чек на массовые услуги по данным сайтов конкурентов (см. табл. ниже).
Диаграмма 4. Туристический поток в ***, количество туристов, остановившихся в объектах размещения, тыс. чел.
***
Таблица 4. Средние цены конкурентов, руб.
***
Учитывая значение с таблицы выше объем рынка на услуги катка среди туристов в денежном выражении равен:
*** клиентов за год * *** руб. = *** руб./год.
Исходя из диаграммы выше, в летние месяцы необходимо ориентироваться на туристов, а в осенне-зимний период – на местных жителей за счет занятий по хоккею и фигурному катанию.
Развитие физической культуры и спорта в России (справочная информация)
Компания «РБК.Исследование рынков» провела опрос населения в возрасте от 18 до 65 лет с целью выявления потребительских предпочтений при занятиях фитнесом в 2019 г. Общее число респондентов составило ***. Только ***% опрошенных ответили, что занимаются фитнесом на регулярной основе, что в пересчете на население России составляет около *** млн человек. Фитнес-клубы и студии не являются столь популярным местом для занятий спортом. ***% респондентов предпочитают заниматься дома, а фитнес-клубы и фитнес-студии посещают только ***% и ***% соответственно.
Данные из исследования РБК подтверждаются официальной статистикой, так за 2019 г. численность населения, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом в возрасте от 3 до 79 лет составило *** человек. Распределения по полу и возрасту показаны на диаграммах ниже.
Диаграмма 5. Распределение активно занимающегося спортом населения по возрасту и полу (М. - мужчины; Ж. - женщины; в скобках указан возраст от и до)
***
В *** активно занимаются спортом *** чел., из них: *** – мужчины и *** – женщины. Доля от показателя по Российской Федерации равна ***%.
Предпочтение россияне отдают командным играм.
Диаграмма 6. Топ-3 популярных видов спорта, Россия, 2018, г., %
***
В соответствии с официальными данными статистики на 31.12.2018 года общая численность населения профессионально занимающегося хоккеем в России составляет *** чел., фигурным катанием – *** чел.
Одними из важнейших критериев развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки (спортивных школах) по виду спорта. Ниже представлены показатели численности занимающихся хоккеем и фигурным катанием на разных этапах спортивной подготовки.
Диаграмма 7. Численность занимающихся хоккеем на разных этапах спортивной подготовки, Россия, 31.12.2018 г., чел. (мужчины и женщины)
***
Основная часть спортсменов приходится на начальный и тренировочный этапы подготовки, а также тех, кто занимается спортом в спортивно-оздоровительных целях. При этом следует учитывать, что многолетняя подготовка хоккеиста и фигуриста до уровня спортсмена высшего спортивного мастерства, включающая в себя все предыдущие этапы спортивной подготовки, занимает в среднем не менее 8-10 лет, что непосредственно влияет на возрастную структуру спортсменов. Больше всего человек припадает на возраст от 6 до 15 лет
Диаграмма 8. Численность занимающихся фигурным катанием на разных этапах спортивной подготовки, Россия, 01.01.2018 г., чел. (мужчины и женщины)
***
Таблица 5. Возрастная структура занимающихся хоккеем и фигурным катанием, Россия, 31.12.2018 г., чел.
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Суть и идея проекта |
9 |
1.1.1. Концепция |
9 |
1.1.2. Актуальность и значимость |
11 |
1.2. Направления деятельности ледового комплекса |
11 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Активный досуг и спорт в районе расположения объекта (г. ***) |
13 |
2.2. Потребительское поведение в г. ***, расчет целевой аудитории проекта среди постоянного населения |
14 |
2.3. Туристический поток в *** |
18 |
2.4. Развитие физической культуры и спорта в России (справочная информация) |
20 |
ВЫВОДЫ по результатам анализа рынка |
24 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
26 |
Раздел 4. Организационный план |
32 |
4.1. Персонал |
32 |
Раздел 5. Производственный план |
33 |
5.1. Комплекс |
33 |
5.2. Оборудование ледовой части (система «айс-маты») |
33 |
5.3. Инвентарь для катка |
41 |
5.4. Оборудование для мини-бара и кафе |
42 |
Раздел 6. Финансовый план |
43 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
43 |
6.2. Сезонность |
46 |
6.3. Цены |
47 |
6.4. Объемы реализации |
48 |
6.5. Выручка |
49 |
6.6. Персонал |
50 |
6.7. Затраты |
52 |
6.8. Налоги |
53 |
6.9. СОК |
53 |
6.10. Инвестиции |
55 |
6.11. Капитальные вложения |
55 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
56 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
58 |
6.14. Баланс |
60 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
61 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
63 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
67 |
7.1. Анализ чувствительности |
67 |
7.2. Анализ безубыточности |
75 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
79 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Динамика средней заработной платы в *** за 2019 г. |
15 |
Диаграмма 2. Сравнение трат на развлечения и популярных категорий трат, в разрезе трат на 1 члена семьи, 2018 г. руб./мес. |
15 |
Диаграмма 3. Часть семейного бюджета, которую готовы ежемесячно тратить родители за качественное образование ребенка, Россия, % |
17 |
Диаграмма 4. Туристический поток в ***, количество туристов, остановившихся в объектах размещения, тыс. чел. |
19 |
Диаграмма 5. Распределение активно занимающегося спортом населения по возрасту и полу (М. - мужчины; Ж. - женщины; в скобках указан возраст от и до) |
20 |
Диаграмма 6. Топ-3 популярных видов спорта, Россия, 2018, г., % |
21 |
Диаграмма 7. Численность занимающихся хоккеем на разных этапах спортивной подготовки, Россия, 31.12.2018 г., чел. (мужчины и женщины) |
22 |
Диаграмма 8. Численность занимающихся фигурным катанием на разных этапах спортивной подготовки, Россия, 01.01.2018 г., чел. (мужчины и женщины) |
23 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. План первого этажа катка |
10 |
Рисунок 2. План второго этажа катка |
10 |
Рисунок 3. Айс-маты (внешний вид) |
34 |
Рисунок 4. Трубный коллектор (внешний вид) |
35 |
Рисунок 5. Установки Nordic ST F-450 в смонтированном состоянии |
36 |
Рисунок 6. Внешний вид холодильной установки |
37 |
Рисунок 7. Рамное исполнение для размещения в машинном отделении |
38 |
Рисунок 8. Хоккейные борта «SPORTMAX» |
39 |
Таблица 1. Стоимость массового катания и сопутствующих услуг |
12 |
Таблица 2. Спортивные школы и секции г. *** |
13 |
Таблица 3. Виды дополнительных занятий в рамках школы, которыми занимались дети опрошенных родителей в рамках школы в зависимости от типа населенного пункта |
16 |
Таблица 4. Целевая аудитория по проекту, объем рынка в денежном выражении (руб./мес.) |
17 |
Таблица 5. Средние цены конкурентов, руб. |
19 |
Таблица 6. Возрастная структура занимающихся хоккеем и фигурным катанием, Россия, 31.12.2018 г., чел. |
23 |
Таблица 7. Профиль конкурентного объекта «***» |
26 |
Таблица 8. Ледовая арена «***» |
27 |
Таблица 9. Ледовая арена в ТРЦ «****» |
28 |
Таблица 10. Профиль конкурентного объекта Многофункциональный комплекс *** |
28 |
Таблица 11. Сравнительная таблица конкурентных объектов |
30 |
Таблица 12. Штат административного персонала |
32 |
Таблица 13. Штат производственного персонала |
32 |
Таблица 14. Ориентировочная стоимость строительства катка |
33 |
Таблица 15. Технические характеристики холодильной установки собственного производства |
38 |
Таблица 16. Стоимость оборудования, материалов и работ для ледовой части |
41 |
Таблица 17. Инвентарь для катка |
41 |
Таблица 18. Оборудование для мини-бара и кафе |
42 |
Особенностью рынка кино в РФ является государственная поддержка отрасли. В 2019 докризисном году в прокат вышло 78 фильмов, созданных при частичной финансовой поддержке государства. Кассовые сборы данных фильмов составили 11,2 млрд рублей при совокупном объеме поддержки 4,8 млрд рублей.
За период с 2015 по 2020гг. наибольший рост наблюдался в 2016г. (+27%), снижение – в 2017г. (на 21%). В целом рынок кино РФ в натуральном выражении увеличился на 44%: в 2019 г. было выпущено в прокат фильмов на 54 единиц больше, чем в 2015 г.
По данным «Анализа рынка цирков в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2020 г в результате длительного запрета на массовые мероприятия численность посетителей цирков сократится на 30%.