Адаптация данного бизнес-плана возможна под аналогичный проект на территории России, Украины и стран СНГ.
Описание проекта
Рассматриваемый в данном бизнес-плане инвестиционный проект предполагает создания предприятия, основным видом деятельности которого будет являться поставка, монтаж и последующее обслуживание оборудования для автономного газоснабжения в Хабаровском крае. Цель проекта в будущем – расширение географии деятельности компании *****.
Обзор рынка
По выводам специалистов СКОЛКОВО, в России существует значительный потенциал использования автономной газификации за счет СУГ и СПГ. По подсчетам ИНЭИ РАН, для потребителей с объемами годового потребления в пределах ***** тыс. куб. м (небольшие предприятия, поселки и села с населением в 150-200 человек) использование СУГ конкурентоспособно при удаленности от магистральных газопроводов от ***** км, а СПГ от ***** км. Для 1 млн куб. м это ***** км для СУГ и от ***** км для СПГ.
***
Конкурентное окружение
На рынке оборудования для автономной газификации (газгольдеров) Хабаровского края, представлены предложения от следующих компаний:
Учитывая активное продвижение, широкую представленность компании в *****, а также сопоставимые цены – проект может рассчитывать на существенную долю рынка.
Финансовые показатели проекта
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
***** |
NPV |
тыс. руб. |
***** |
IRR годовая |
% |
*****% |
Срок окупаемости |
мес. |
***** |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
***** |
Выдержки из исследования
***
Название «Газгольдер» было заимствовано с английского языка (gas – газ и holder – держатель, обладатель). Газгольдер представляет собой емкость для хранения сжиженного углеводородного газа (СУГ), который, в результате испарения, по газопроводу подается в дом. Современные системы газгольдера имеют специальное распределительное оборудование, осуществляющее регулировку подачи газа и контроль его количества в резервуаре. Управление происходит в автоматическом режиме, однако, в случае необходимости, подачу газа можно перекрыть и вручную.
***
Периодичность заправки газгольдера зависит от его объема и интенсивности потребления газа. В среднем газгольдер заправляют 1-3 раза в год. Чем более вместительный резервуар для хранения СУГ используется, тем реже его нужно заправлять.
Для бесперебойного газоснабжения заправку газгольдера рекомендуется производить заблаговременно, когда количество СУГ в резервуаре составляет 15-25 % от общего объема, не дожидаясь прекращения его подачи.
По федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности заполнение газгольдера должно осуществляться не более чем на 85% от его объема. Это пространство необходимо, чтобы создать условия для испарения газа и безопасной эксплуатации сосуда, так как при увеличении температуры жидкой фазы газа увеличивается и его объем.
***
В 2014 году уровень газификации в Российской Федерации составлял *****%, а к 2018 году возрос до *****%. С 2005 по 2018 гг. было построено ***** газопровода протяженностью более ***** тыс. км. При этом было газифицировано более ***** тыс. домовладений и квартир и более ***** тыс. котельных. По данным ПАО «Газпром» ниже приведен уровень газификации в РФ с 2014 по 2018 гг.
Таблица 1. Газораспределение и газификация в России
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Протяженность наружных газопроводов, обслуживаемых дочерними и зависимыми газораспределительными организациями (ГРО) Газпрома, тыс. км |
|
|
|
|
|
Транспортировка природного газа по газораспределительным системам, обслуживаемым дочерними и зависимыми ГРО Газпрома, млрд м 3 |
|
|
|
|
|
Потребители, обслуживаемые дочерними и зависимыми ГРО Газпрома (природный газ), в т. ч.: |
|
|
|
|
|
квартиры и частные домовладения, млн ед. |
|
|
|
|
|
промышленные объекты, тыс. ед. |
|
|
|
|
|
сельскохозяйственные объекты, тыс. ед. |
|
|
|
|
|
коммунально-бытовые объекты, тыс. ед. |
|
|
|
|
|
Объем финансирования Газпромом программ газификации, млрд руб. |
|
|
|
|
|
Уровень газификации природным газом*, в т. ч.: |
|
|
|
|
|
города и поселки городского типа |
|
|
|
|
|
сельская местность |
|
|
|
|
|
* Расчет выполнен от объема жилого фонда, фиксированного по состоянию на 2005 г.
Источник: «Справочник. Газпром в цифрах 2014-2018»
***
График 1. Уровень газификации природным газом согласно данным Федеральной службы государственной статистики и данным ПАО «Газпром»
Источник: Рассчитано по данным Росстата и ПАО «Газпром»
Газификация регионов РФ, согласно генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года, осуществляется преимущественно на природном сетевом газе. Вместе с тем, географические особенности регионов России, характер и численность потребителей газового топлива в населенных пунктах ограничивают повсеместное использование сетевого природного газа. В этом случае, газификация населенных пунктов осуществляется локально с использованием СУГ.
***
Газификация жилищного фонда в населенных пунктах осуществляется в рамках реализации Программы газификации края, финансируемой за счет средств специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
По результатам Программы прогнозный уровень природным газом жилищного фонда Хабаровского края в 2022 году составит *****%.
***
Социальный эффект от реализации региональной программы:
Экономический эффект от реализации региональной программы:
***
Для расчета потенциальной аудитории проекта на территории Хабаровского края были приняты некоторые допущения, основанные на полученных данных анализа рынка и статистической информации (таблица ниже).
Таблица 2. Расчет численности потенциальной аудитории проекта
Параметр |
Ед. изм. |
Значение |
Количество квартир, в т. ч.: |
ед. |
***** |
в городах и поселках городского типа |
ед. |
***** |
в сельской местности |
ед. |
***** |
Процент не газифицированной недвижимости, в т. ч.: |
% |
***** |
в городах и поселках городского типа |
% |
***** |
в сельской местности |
% |
***** |
Не газифицировано квартир, в т. ч.: |
ед. |
***** |
в городах и поселках городского типа |
ед. |
***** |
в сельской местности |
ед. |
***** |
Процент населения с доходом выше ***** руб. в месяц |
% |
***** |
Потенциальная численность аудитории проекта, в т. ч.: |
ед. |
***** |
в городах и поселках городского типа |
ед. |
***** |
в сельской местности |
ед. |
***** |
Вывод:
Потенциальная численность аудитории проекта составляет около ***** тыс. объектов или *****% всего жилищного фонда Хабаровского края.
***
Подытожив выше приведенную информацию, был сделан прогноз сезонности.
Диаграмма 1. Прогнозируемая сезонность основной деятельности
***
СУГ представляет собой сложную смесь углеводородов, которые при нормальных условиях находятся в газообразном состоянии, а при относительно небольшом повышении давления (без снижения температуры) переходят в жидкое состояние.
Состав СУГ может существенно различаться. Основными компонентами СУГ являются пропан и бутан. В виде примесей в них содержатся более легкие углеводороды (метан и этан) и более тяжелые (пентан). Все перечисленные компоненты являются предельными углеводородами. В состав СУГ могут входить также непредельные углеводороды: этилен, пропилен, бутилены.
***
Диаграмма 2. Структура продаж СУГ по продуктам
Источник: Доклад «О текущей ситуации на рынке СУГ» от 5 июня 2019 года, СПбМТСБ
***
По данным Росстата, в 2016 г. в России (без учёта объёмов российско-казахстанского СП "КазРосГаз") было произведено ***** млн тонн СУГ против ***** млн. тонн в 2013-м. В последние годы производство данного вида продукции ежегодно растёт в среднем на *****%. Небольшое и, по-видимому, временное снижение выпуска случилось лишь в 2017 году.
Диаграмма 3. Производство в Российской Федерации Пропана и Бутана (сжиженных) в натуральном выражении, тыс. тонн
Источник: Росстат
***
Данная тенденция отображена внизу на графике.
Рисунок 1. Биржевой индекс СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта
Источник: Доклад «О текущей ситуации на рынке СУГ» от 5 июня 2019 года, СПбМТСБ
***
Совокупность долей хозяйствующих субъектов, осуществляющих отгрузку на внутренний рынок Российской Федерации СУГ, используемых в коммунально-бытовом секторе, промышленности и в качестве моторного топлива, в период с 2013 года по 2016 год приведены ниже на диаграмме.
Диаграмма 4. Отгрузка на внутренний рынок РФ СУГ, используемых в коммунально-бытовом секторе, промышленности и в качестве моторного топлива
Источник: Федеральная Антимонопольная Служба
При расчете долей хозяйствующих субъектов учитывались доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих отгрузку СУГ и входящих с ними в одну группу лиц.
***
Вывод:
Годовой объем рынка СУГ для бытовых нужд в Хабаровском крае составляет около ***** тыс. тонн (в городах и поселках городского типа – ***** тыс. тонн., в сельской местности – ***** тыс. тонн). Также можно рассчитывать на прирост рынка, путем присоединения новых потребителей СУГ из числа потенциальных клиентов проекта. Потенциальный прирост рынка СУГ может составить ***** тыс. тонн (в городах и поселках городского типа – ***** тыс. тонн., в сельской местности – около ***** тыс. тонн).
***
График 2. Сезонность стоимости СУГ в период 2011-2017 гг.
Источник: Рассчитано на основе данных АО «Газпром газэнергосеть»
По результатам исследования был вычислен тренд, который отображает среднюю сезонность стоимости СУГ в период 2011-2017 годов.
Подытожив выше приведенную информацию, был сделан прогноз сезонности цен на вспомогательные услуги компании.
График 3. Прогнозируемая сезонность цен
***
Приблизительная стоимость осуществления запланированных маркетинговых мероприятий приведена в следующей таблице.
Таблица 3. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий
Мероприятия |
Бюджет |
Разработка и создание сайта компании |
Первоначальные затраты в размере до ***** тыс. руб. |
Поддержание сайта Покупка контекстной рекламы, SEO-продвижение |
Текущие затраты – до ***** тыс. руб./мес. (***** тыс. руб. в год) |
Регулярное размещение и обновление информации о компании на специализированных региональных Интернет-ресурсах |
Текущие затраты – до ***** тыс. руб./мес. (***** тыс. руб. в год) |
Систематическое размещение рекламно-информационных блоков в региональных печатных СМИ |
Текущие затраты – до ***** тыс. руб./мес. (***** тыс. руб. в год) |
Ежегодное размещение информации о компании в соответствующих разделах региональных справочных изданий |
Текущие затраты – до ***** тыс. руб./мес. (***** тыс. руб. в год) |
Регулярное (2-3 раза в год) участие в профильных и специализированных региональных и городских выставках |
***** |
Ежемесячный мониторинг проводимых тендеров в сфере поставок асфальтобетона, и участие в данных тендерах |
Проводится силами штатного персонала в рамках текущей деятельности. В качестве затрат оценочно можно рассмотреть годовой ФЗП с отчислениями в фонды одного менеджера по продажам в размере не более *****%, в соответствии с затратами времени по данной деятельности, что составляет около ***** тыс. руб. в год. Дополнительных затрат не требуется. |
Активные продажи |
Проводятся силами штатного персонала в рамках текущей деятельности. В качестве затрат оценочно можно рассмотреть годовой ФЗП с отчислениями в фонды одного менеджера по продажам, что составляет около ***** тыс. руб. в год. Дополнительных затрат не требуется. |
***
Краткое описание функционала ключевых должностей и структурных единиц компании представлено в таблице.
Таблица 4. Должностные обязанности персонала
Должность (структурная единица) |
Функционал |
***** |
|
***** |
|
***** |
|
***** |
|
***
Содержание |
2 |
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
9 |
1.1. Суть и идея проекта |
9 |
1.2. Услуги проекта |
9 |
Поставка и монтаж газгольдеров |
9 |
Ремонт и сервисное обслуживание |
13 |
Заправка газгольдеров |
14 |
Раздел 2. Анализ рынка |
17 |
2.1. Анализ современного состояния системы газоснабжения в Российской Федерации и Хабаровском крае |
17 |
Газоснабжение Хабаровского края |
21 |
2.2. Потенциальные клиенты |
25 |
2.3. Сезонность основной деятельности |
27 |
2.4. Рынок сжиженного углеводородного газа (СУГ) |
30 |
2.5. Потенциальный объем рынка СУГ для бытовых нужд Хабаровского края |
36 |
2.6. Сезонность вспомогательных услуг |
39 |
Выводы по разделу: |
43 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
46 |
3.1. Обзор конкурентного окружения |
46 |
Газовая компания «*****» |
46 |
Компания «*****» |
47 |
Компания «*****» |
49 |
Компания «*****» |
50 |
3.2. Стратегическая канва и конкурентные преимущества проекта |
51 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
53 |
4.1. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
53 |
4.2. Бюджет на маркетинговые инициативы |
54 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
57 |
5.1. Схема бизнес-процесса |
57 |
5.2. Поставщики |
58 |
ООО «*****» |
58 |
ООО «*****» |
60 |
5.3. Персонал проекта |
61 |
5.4. Оборудование |
63 |
5.5. Здания и сооружения |
66 |
Раздел 6. Финансовый план |
67 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
67 |
6.2. Сезонность |
71 |
6.3. Цена |
73 |
6.4. Объемы реализации |
76 |
6.5. Выручка |
78 |
6.6. Персонал |
81 |
6.7. Затраты |
82 |
6.8. Налоги |
85 |
6.9. Инвестиции |
86 |
6.10. Капитальные вложения |
87 |
6.11. Амортизация |
88 |
6.12. Отчёт о прибыли и убытках |
89 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
92 |
6.14. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
94 |
6.15. Показатели экономической эффективности |
97 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
100 |
7.1. Анализ чувствительности |
100 |
7.2. Анализ безубыточности |
106 |
Приложение 1 |
108 |
Приложение 2 |
109 |
Диаграмма 1. Распределение населения Хабаровского края по величине среднедушевых денежных доходов в 2018 году |
26 |
Диаграмма 2. Структура жилищного фонда Хабаровского края в разрезе газификации, 2018 г. |
26 |
Диаграмма 3. Прогнозируемая сезонность основной деятельности |
30 |
Диаграмма 4. Структура продаж СУГ по продуктам |
31 |
Диаграмма 5. Производство в Российской Федерации Пропана и Бутана (сжиженных) в натуральном выражении, тыс. тонн |
33 |
Диаграмма 6. Отгрузка СУГ на внутренний рынок и экспорт, % от объема их производства |
33 |
Диаграмма 7. Отгрузка на внутренний рынок РФ СУГ, используемых в коммунально-бытовом секторе, промышленности и в качестве моторного топлива |
35 |
Диаграмма 8. Среднесуточные объемы торгов на СПбМТСБ по СУГ за 2018 год |
41 |
Диаграмма 9. Прогнозируемая сезонность спроса |
41 |
Диаграмма 10. Стратегическая канва проекта |
51 |
Рисунок 1. Схема установки газгольдера |
10 |
Рисунок 2. Объем торгов и количество договоров СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта |
32 |
Рисунок 3. Биржевой индекс СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта |
34 |
Рисунок 4. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
54 |
Рисунок 5. Схема бизнес-процесса предприятия |
57 |
Рисунок 6. Схема реализации основной продукции |
58 |
График 1. Число квартир в Российской Федерации |
19 |
График 2. Уровень газификации природным газом согласно данным Федеральной службы государственной статистики и данным ПАО «Газпром» |
20 |
График 3. История запросов «газгольдер» и «автономное газоснабжение» за 2018 год |
29 |
График 4. Жилищный фонд Хабаровского края, тыс. кв. м. |
37 |
График 5. История запросов «заправка газгольдера» и «пропан бутан» за 2018 год |
40 |
График 6. Сезонность стоимости СУГ в период 2011-2017 гг. |
42 |
График 7. Прогнозируемая сезонность цен |
43 |
Таблица 1. Газораспределение и газификация в России |
17 |
Таблица 2. Число квартир в Российской Федерации |
18 |
Таблица 3. Основные показатели газоснабжения Хабаровского края |
22 |
Таблица 4. Прогнозный уровень газификации природным газом жилищного фонда Хабаровского края, 2018-2022 гг. |
24 |
Таблица 5. Расчет численности потенциальной аудитории проекта |
27 |
Таблица 6. Средняя температура воздуха Хабаровского края |
28 |
Таблица 7. Расчет потенциального объема рынка СУГ для бытовых нужд Хабаровского края |
38 |
Таблица 8. Климатические условия Хабаровского края |
39 |
Таблица 9. Средневзвешенные цены СУГ, руб./тонна |
42 |
Таблица 10. Профиль Газовой компании "Дальний Восток" |
46 |
Таблица 11. Профиль компании «ПРИОКСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД» |
47 |
Таблица 12. Цены на продукцию компании «ПРИОКСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД» |
48 |
Таблица 13. Профиль компании «ДАЛЬРЕГИОНГАЗ» |
49 |
Таблица 14. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
53 |
Таблица 15. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий |
55 |
Таблица 16. Профиль компании «*****» |
59 |
Таблица 17. Цены на продукцию компании «*****» |
59 |
Таблица 18. Профиль компании «*****» |
60 |
Таблица 19. Цены на продукцию компании «*****» |
61 |
Таблица 20. Проект штатного расписания |
62 |
Таблица 21. Должностные обязанности персонала |
62 |
Таблица 22. Оборудование и инвентарь |
63 |
Таблица 23. Здания и сооружения |
66 |
Российский рынок перепелиных яиц в текущей ситуации демонстрирует положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей перепелиных яиц характеризуются стремительным ростом.
Российский рынок пахты в текущей ситуации демонстрирует снижение своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.
В современном мире, где здоровый образ жизни становится все более популярным, мобильные приложения для подсчета калорий становятся незаменимым инструментом для многих. Недавний онлайн-опрос, проведенный компанией ГидМаркет, раскрыл интересные тенденции в использовании этих приложений среди различных групп населения.