АННОТАЦИЯ
Исследование проведено в феврале 2016 г.
В исследовании представлены данные о финансовых показателях цементной отрасли в среднем по России, в региональном аспекте, по холдингам и заводам. Данные представлены в годовой динамике, включая информацию за 2014 и 2015 годы.
Объем отчета: страниц – 97; таблиц – 50, диаграмм – 36.
Формат исследования: аналитика представлена в таблицах и диаграммах с краткими пояснениями; результирующая аналитическая (текстовая) часть с описанием трендов и методики оценки представлена в форме резюме.
Пользователи. Содержащаяся в отчете информация представляет интерес для предприятий цементной отрасли и других участников рынка цемента, кредитных и банковских учреждений, государственных органов.
Информационная основа исследования – база данных «Амикрон-консалтинг», включающая в себя данные по предприятиям, информацию органов статистики, министерств и ведомств, аналитических и рейтинговых агентств, собственные расчеты и оценки.
Методология. Исследование основано на принципах научности, системности и комплексности. В качестве инструментария оценки применялись экономико-статистические и экономико-математические методы, анализ временных рядов, количественных и качественных взаимосвязей.
О компании
Аналитическое агентство «Амикрон-консалтинг» специализируется на аналитике в сфере строительства и стройиндустрии с акцентом на региональных трендах развития рынков. Узкая специализация позволяет своевременно отслеживать тенденции изменения рыночной ситуации и обеспечивать адекватность прогнозов текущим реалиям.
За 8 лет работы «Амикрон-консалтинг»:
− Подготовлено свыше 700 исследований с аналитикой и прогнозами развития рынков стройматериалов и строительства;
− Результаты исследований опубликованы в специализированных и научных изданиях, таких как «Вопросы экономики», «Коммерсантъ», «Эксперт», «Экономика строительства», «Цемент и его применение», «Строительная газета», «АСН-инфо», «Строительный Еженедельник» и многих других.
− Авторские разработки «Амикрон-консалтинг» применяются при финансировании инвестиционных проектов и в текущей деятельности компаний строительного сектора.
Любое из подготовленных компанией исследований может быть обновлено, дополнено, расширено.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические пояснения 6
Резюме по исследованию 7
1. Ситуация на рынке цемента 10
2. Игроки рынка цемента 23
3. Выручка в цементной отрасли 32
4. Рентабельность в цементной отрасли 40
5. Прибыль в цементной отрасли 55
6. Себестоимость цемента 64
7. Расходы производителей цемента 78
Справочная информация 93
Информация об авторе 97
Перечень диаграмм
Рис. 1. Сезонность потребления цемента в России 13
Рис. 2. Структура потребления цемента в России по федеральным округам в 2004-2015 гг. 15
Рис. 3. Динамика потребления цемента по федеральным округам в 2015 г. 16
Рис. 4. Динамика цен на российском рынке цемента в 2007-2015 гг. 18
Рис. 5. Динамика среднегодовых цен на российском рынке цемента в 2008-2015 гг. 18
Рис. 6. Средний уровень цен на цемент по федеральным округам в 2015 г. 19
Рис. 7. Доля жд-отгрузки в формировании потребления цемента в России по месяцам 2007-2015 гг. 20
Рис. 8. Доля жд-отгрузки в формировании потребления цемента в России в 2007-2015 гг. 20
Рис. 9. Производственные мощности российской цементной отрасли и их загрузка в 2005-2015 гг. 21
Рис. 10. Динамика производства цемента в России в 2002-2015 гг. 21
Рис. 11. Доля цемента, произведенного по сухому способу, в общем объеме производства цемента в России в 2005-2015 гг. 22
Рис. 12. Доля цемента, произведенного на новых и модернизированных заводах, в общем объеме производства цемента в России в 2015 г. 22
Рис. 13. Доли игроков (холдингов) на российском рынке цемента в 2007-2015 гг. 25
Рис. 14. Динамика производства ТОП-25 цементных заводов в 2014 г. 27
Рис. 15. Динамика производства ТОП-25 цементных заводов в 2015 г. 28
Рис. 16. Динамика выручки цементной отрасли России в 2007-2015 гг. 32
Рис. 17. Структура выручки цементной отрасли по федеральным округам в 2007-2015 гг. 34
Рис. 18. Динамика выручки цементной отрасли по федеральным округам в 2015 г. 34
Рис. 19. Динамика выручки цементных холдингов в 2014 г. 35
Рис. 20. Динамика выручки ТОП-25 цементных заводов в 2014 г. 36
Рис. 21. Динамика годовой рентабельности цементной отрасли в 2005-2014 гг. 40
Рис. 22. Годовые показатели рентабельность продаж в цементной отрасли по федеральным округам в 2014 г. 42
Рис. 23. Годовые показатели рентабельности по чистой прибыли в цементной отрасли по федеральным округам в 2014 г. 42
Рис. 24. Рентабельность продаж цементных холдингов в 2014 г. 44
Рис. 25. Рентабельности по чистой прибыли цементных холдингов в 2014 г. 44
Рис. 26. Динамика рентабельности в бизнесе по производству цемента по кварталам в 2010-2015 гг. 51
Рис. 27. Динамика себестоимости тонны цемента в 2005-2014 гг. 64
Рис. 28. Производственная себестоимость тонны цемента по федеральным округам в 2014 г. 66
Рис. 29. Полная себестоимость тонны цемента по федеральным округам в 2014 г. 66
Рис. 30. Производственная себестоимость тонны цемента при сухом и мокром способе производства в 2012-2014 гг. 67
Рис. 31. Производственная себестоимость тонны цемента по холдингам в 2014 г. 69
Рис. 32. Полная себестоимость тонны цемента по холдингам в 2014 г. 69
Рис. 33. Динамика производственной себестоимости цемента на ТОП-25 цементных заводов в 2014 г. 70
Рис. 34. Динамика полной себестоимости цемента на ТОП-25 цементных заводов в 2014 г. 71
Рис. 35. Доля себестоимости и непроизводственных затрат в расходах цементной отрасли в 2005-2014 гг. 79
Рис. 36. Структура расходов в цементной отрасли по типам затрат в 2012-2014 гг. 79
Перечень таблиц
Табл. 1. Производство и потребление цемента в России в 2004-2015 гг. 12
Табл. 2. Показатели равномерности потребления цемента в России в течение года 13
Табл. 3. Помесячная динамика потребления цемента в России в 2007-2015 гг. 14
Табл. 4. Видимое потребление цемента по федеральным округам в 2007-2015 гг. 15
Табл. 5. Реальное потребление цемента по федеральным округам в 2014-2015 гг. 16
Табл. 6. Средние цены на цемент у производителей и импортеров в РФ по месяцам в 2013-2015 гг. 17
Табл. 7. Цены на цемент по федеральным округам в 2007-2015 гг. 19
Табл. 8. Объемы производства цемента по игрокам (холдингам) в 2007-2015 гг. 26
Табл. 9. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по объемам производства цемента в 2014 г. 27
Табл. 10. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по объемам производства цемента в 2015 г. 28
Табл. 11. Производство цемента на цементных заводах в 2007-2015 гг. 29
Табл. 12. Динамика выручки цементной отрасли по федеральным округам в 2007-2015 гг. 33
Табл. 13. Выручка холдингов, производящих цемент, в 2007-2014 г. 35
Табл. 14. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по величине выручки в 2014 г. 36
Табл. 15. Выручка цементных заводов в 2005-2014 гг. 37
Табл. 16. Годовая рентабельность в цементной отрасли по федеральным округам в 2005-2014 гг. 41
Табл. 17. Рентабельность холдингов, производящих цемент, в 2007-2014 г. 43
Табл. 18. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по рентабельности продаж в 2014 г. 45
Табл. 19. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по рентабельности по чистой прибыли в 2014 г. 45
Табл. 20. Годовая рентабельность продаж на цементных заводах в 2005-2014 гг. 46
Табл. 21. Годовая рентабельность по чистой прибыли на цементных заводах в 2005-2014 гг. 49
Табл. 22. Рентабельность производства цемента в федеральных округах по кварталам 2012-2015 гг. 52
Табл. 23. Рентабельность производства цемента в регионах (субъектах федерации) по кварталам 2012-2015 гг. 53
Табл. 24. Чистая прибыль цементных холдингов в 2007-2014 гг. 55
Табл. 25. Прибыль от продаж и прибыль до налогообложения цементных холдингов в 2012-2014 гг. 56
Табл. 26. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по величине чистой прибыли в 2014 г. 57
Табл. 27. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по величине прибыли от продаж в 2014 г. 57
Табл. 28. Чистая прибыль цементных заводов в 2005-2014 гг. 58
Табл. 29. Прибыль от продаж на цементных заводах в 2012-2014 гг. 60
Табл. 30. Прибыль до налогообложения на цементных заводах в 2012-2014 гг. 62
Табл. 31. Себестоимость тонны цемента по федеральным округам в 2005-2014 гг. 65
Табл. 32. Себестоимость тонны цемента при разных технологиях производства в 2012-2014 гг. 67
Табл. 33. Себестоимость тонны цемента по холдингам, производящим цемент, в 2007-2014 г. 68
Табл. 34. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по величине производственной себестоимости 1 тонны цемента в 2014 г. 70
Табл. 35. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по величине полной себестоимости 1 тонны цемента в 2014 г. 71
Табл. 36. Производственная себестоимость 1 тонны цемента на цементных заводах в 2005-2014 гг. 72
Табл. 37. Полная себестоимость 1 тонны цемента на цементных заводах в 2005-2014 гг. 75
Табл. 38. Изменение цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора в 2007-2015 гг. 78
Табл. 39. Доля непроизводственных затрат в общих расходах цементной отрасли в федеральных округах в 2005-2014 гг. 80
Табл. 40. Доля непроизводственных затрат в общих расходах цементных холдингов в 2007-2014 г. 80
Табл. 41. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по доле непроизводственных затрат в расходах в 2014 г. 81
Табл. 42. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по уровню расходов в 2014 г. 81
Табл. 43. Доля непроизводственных затрат в общих расходах цементных заводов в 2005-2014 гг. 82
Табл. 44. Состав затрат цементных заводов в 2012-2014 гг. 84
Табл. 45. Состав непроизводственных затрат цементных заводов в 2012-2014 гг. 87
Табл. 46. Уровень расходов цементных заводов в 2012-2014 гг. 90
Табл. 47. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по величине процентов к уплате в 2014 г. 92
Табл. 48. Рейтинг ТОП-25 цементных заводов по уровню процентов к уплате в 2014 г. 92
Табл. 49. Справочник цементных холдингов и входящих в них заводов 93
Табл. 50. Справочник официальных наименований цементных предприятий 94
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.