По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году объем рынка канцелярских товаров увеличился на 6,4% в рублях. При этом еще в 2004 году прирост рынка составлял 14%. В первую очередь такое замедление связано со стагнацией рынка школьных канцелярских товаров. Демографический кризис, набравший обороты еще в конце 80-х гг., стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию.
Поэтому канцелярский рынок растет преимущественно за счет офисной канцелярии: в 2007 году ее продажи увеличились на 9,1% в рублях и составили 64,4% от общего рынка, в то время как объем школьной канцелярии увеличился всего на 1,8%.
Тон в офисной канцелярии задают корпоративные продажи - в 2007 году они заняли 68,3% всех офисных канцелярских товаров.
Говоря о региональной структуре рынка по России в целом, следует отметить его неравномерность: рынок достаточно развит, например, в Москве и Санкт-Петербурге, но слабо развит в менее крупных городах. На долю московского и питерского канцелярских рынков в 2007 году пришлось около 24% всех продаж. При этом еще в 2003 году эта доля составляла почти 30%.
И доля Москвы, и доля Санкт-Петербурга из года в год сокращается, что говорит о постепенном насыщении этих рынков. По прогнозам, в 2009 году, например, на Москву придется 14,2% общего рынка канцтоваров в стоимостном выражении.
Одной из причин этого насыщения могут служить достаточно развитые сети гипермаркетов и супермаркетов в двух российских столицах, предлагающие вполне достаточный для среднего потребителя ассортимент канцтоваров, а также высокие арендные ставки для продавцов канцтоваров. Если говорить о Москве, то здесь и вовсе свободных ниш практически не осталось. Также сложившаяся ситуация объясняется разным финансовым положением регионов и невысокой культурой потребления канцелярских товаров в отдаленных от центра районах. О стагнации и насыщении московского и питерского рынков говорят и их низкие темпы прироста - менее 3% в 2007 году.
Наибольшую долю на рынке канцтоваров в 2007 году заняли бумажно-беловые изделия (ББИ) - чуть больше 40%. Столь высокая доля ББИ объясняется тем, что это один из немногих сегментов, где хорошо развито российское производство. На долю ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» и ОАО «Светогорский ЦБК» приходится основная часть этой продукции. В последнее время стала наращивать свои производственные мощности ГП (группа предприятий) «Северо-Западная лесопромышленная компания».
По оценке «Экспресс-Обзор», объем продаж офисной бумаги в 2007 году составил 14,7 млрд. руб. В 2008-2009 гг. рынок офисной бумаги продолжит увеличиваться, что объясняется популярностью бумаги как таковой (ее используют не только для печатания документов, но и в качестве черновиков, редко когда лист бумаги существует больше суток). При этом можно заметить очевидную тенденцию: импортная офисная бумага вытесняется отечественной. В 2009 году на долю зарубежной бумаги придется всего 20% совокупного рынка в натуральном выражении.
В отличие от рынка офисной бумаги, который стабильно увеличивается, в сегменте рынка тетрадей все не так гладко. По итогам 2007 года производство тетрадей уменьшилось на 3% в натуральном выражении. Сокращение выпуска тетрадей объясняется снижением спроса на них из-за уменьшения числа потребителей. За последние восемь лет численность учащихся в школах сократилась более чем на 30%. А, как известно, именно школьники от 7 до 18 лет являются основными потребителями тетрадей. К тому же новые технологии и новые носители вытесняют традиционные, на смену тетрадям приходят микрочипы и флэш-карты.
Положительным моментом для отечественного производства является то, что по сравнению с западными тетрадями российские тетради дешевы и потому очень популярны.
Даже высокие темпы прироста объема импорта тетрадей - почти 25% по итогам 2007 года в натуральном выражении - не улучшают ситуации на рынке. По итогам 2009 года он увеличится всего на 2,7% в натуральном выражении.
Не очень хорошо дела обстоят и с производством пишущих принадлежностей. Например, в 2007 году выпуск шариковых авторучек сократился на 26,8% в натуральном выражении.
Такие низкие показатели отечественного производства объясняются тем, что производство хорошей ручки, как и других пишущих принадлежностей, является сложным, высокотехнологичным и дорогостоящим процессом. В России выпуск ручек происходит в основном на уровне «отверточной сборки». Но есть и исключения. Например, ООО «Стамм», ООО «Пишущие принадлежности Беркли» и Erich Krause производят достаточно хорошие и качественные ручки, но их выпуск невелик.
Рынок товаров для творчества демонстрирует удивительное постоянство. Позиции лидеров - «Гамма» и «Луч» - практически не меняются на протяжении десятка лет, а их совокупная доля неизменно составляет порядка 70%.
Канцелярская отрасль достаточно сильно консолидирована - в 2006 году 55,5% всего рынка занимали 8 крупнейших игроков-дистрибуторов. Из них на долю «Комуса» приходилось 20,5%.
Исследование рынка канцтоваров включает в себя 7 основных частей:
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
Методология:
АННОТАЦИЯ | 2 | |||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | |||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | |||
РЫНОК КАНЦТОВАРОВ | 14 | |||
ВВЕДЕНИЕ | 14 | |||
ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 16 | |||
| Динамика объема рынка 2003-2009 | 16 | ||
| Основные тенденции | 18 | ||
| Структура рынка канцтоваров по товарным группам 2005-2008 | 22 | ||
| Структура рынка канцтоваров по сфере применения (офис/школа) 2003-2009 | 23 | ||
| Региональная структура рынка канцтоваров (г. Москва, Санкт-Петербург, другие) 2003-2009 | 25 | ||
| Основные каналы дистрибуции | 27 | ||
| Основные каналы сбыта | 27 | ||
ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ | 29 | |||
| Доли на рынке 8-ми крупнейших игроков-дистрибуторов 2003-2006 | 29 | ||
| Положение игроков-дистрибуторов на рынке и пути их развития | 30 | ||
| Основные события (слияния/поглощения) 2006-2008 | 31 | ||
| Сравнительная характеристика основных игроков-дистрибуторов | 33 | ||
РЫНОК ТЕТРАДЕЙ | 40 | |||
| ПРОИЗВОДСТВО | 40 | ||
|
| Динамика производства 2003-2009 | 40 | |
|
| Структура производства по товарным группам (общие тетради/тетради 12 л) 2003-2009 | 41 | |
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (данные официальной статистики) | 42 | |
|
|
| Тетради всех видов | 42 |
|
|
| Общие тетради | 43 |
|
|
| Тетради 12 л | 45 |
|
|
| Нагрузка федеральных округов в производстве тетрадей различных видов (общие тетради/тетради 12 л) | 48 |
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2003-2007 | 49 | |
|
|
| Тетради всех видов | 49 |
|
|
| Общие тетради | 51 |
|
|
| Тетради 12 л | 53 |
|
| Основные тенденции в производстве сырья | 54 | |
| ЭКСПОРТ | 56 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003 - 2009 (данные официальной статистики) | 56 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 57 | |
| ИМПОРТ | 59 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2009 (данные официальной статистики) | 59 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 60 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА | 61 | ||
|
| Динамика объема рынка 2003-2009 | 61 | |
|
| Структура рынка (импортная/отечественная продукция) 2003-2009 | 62 | |
| ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ | 63 | ||
|
| Основные события (слияния/поглощения) 2007 | 63 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 64 | |
РЫНОК ОФИСНОЙ БУМАГИ | 68 | |||
| ИМПОРТ (в натуральном выражении) | 68 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2009 | 68 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА | 69 | ||
|
| Динамика объема рынка 2003-2009 | 69 | |
|
| Структура рынка по товарным группам (класс А, В, С, цветная бумага) 2004-2009 | 70 | |
|
| Основные тенденции в производстве сырья | 71 | |
|
| Классификация офисной бумаги (класс А, В, С) | 73 | |
| ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ | 74 | ||
|
| Основные события 2007-2008 | 74 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 75 | |
РЫНОК ПАПОК | 78 | |||
| ПРОИЗВОДСТВО (в натуральном выражении) | 78 | ||
|
| Динамика производства 2003-2007 (данные официальной статистики) | 78 | |
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (данные официальной статистики) | 78 | |
| ЭКСПОРТ | 80 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 80 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 81 | |
| ИМПОРТ | 82 | ||
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 82 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 | 82 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 84 | ||
|
| Динамика объема рынка 2005-2008 | 84 | |
|
| Структура рынка по товарным группам 2005-2008 | 84 | |
| СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ | 85 | ||
РЫНОК ТОВАРОВ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА | 87 | |||
| ЭКСПОРТ | 87 | ||
|
| Динамика и структура объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 87 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 87 | |
| ИМПОРТ | 89 | ||
|
| Динамика и структура объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 89 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 89 | |
| ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 91 | ||
|
| Динамика объема рынка 2005-2008 | 91 | |
| ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ | 91 | ||
|
| Доли на рынке 2-х крупнейших игроков 2005-2007 | 91 | |
|
| Сравнительная характеристика основных игроков | 92 | |
|
| Основные события (слияния/поглощения) 2007 | 93 | |
РЫНОК ПИШУЩИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ | 94 | |||
| ПРОИЗВОДСТВО (в натуральном выражении) | 94 | ||
|
| Динамика производства шариковых авторучек 2003-2007 (данные официальной статистики) | 94 | |
|
| Динамика и структура производства карандашей 2003-2009 (данные официальной статистики) | 94 | |
| ЭКСПОРТ | 96 | ||
|
| Ручки всех видов | 96 | |
|
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 96 |
|
|
| Структура экспорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 96 |
|
| Карандаши всех видов | 97 | |
|
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 97 |
|
|
| Структура экспорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 98 |
|
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 99 |
| ИМПОРТ | 99 | ||
|
| Ручки всех видов | 99 | |
|
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 99 |
|
|
| Структура импорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 100 |
|
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 101 |
|
| Карандаши всех видов | 102 | |
|
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 102 |
|
|
| Структура импорта по товарным группам 2003-2007 (данные официальной статистики) | 102 |
|
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 103 |
| ОБЪЕМ РЫНКА (в стоимостном выражении) | 105 | ||
|
| Динамика объема рынка 2005-2008 | 105 | |
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ВЭД | 106 | |||
| ШТЕМПЕЛЬНЫЕ ТОВАРЫ | 106 | ||
|
| Динамика объема экспорта и импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 106 | |
|
| Направления российского экспорта (по странам) 2003-2007 (данные официальной статистики) | 106 | |
|
| Страны-поставщики 2003-2007 (данные официальной статистики) | 107 | |
| КАНЦЕЛЯРСКИЕ МЕЛОЧИ | 109 | ||
|
| Динамика объема экспорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 109 | |
|
| Динамика объема импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 109 | |
| СВПИ (средства визуальной подачи информации) | 110 | ||
|
| Динамика объема экспорта и импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 110 | |
| НАСТОЛЬНЫЕ НАБОРЫ И АКСЕССУАРЫ | 111 | ||
|
| Динамика объема экспорта и импорта 2003-2007 (данные официальной статистики) | 111 | |
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА | 112 | |||
| РЫНОК КАНЦТОВАРОВ | 112 | ||
| РЫНОК ТЕТРАДЕЙ | 113 | ||
| РЫНОК ОФИСНОЙ БУМАГИ | 114 | ||
| РЫНОК ПАПОК | 114 | ||
| РЫНОК ТОВАРОВ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА | 115 | ||
| РЫНОК ПИШУЩИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ | 115 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 116 | |||
| Курс доллара и численность населения РФ | 116 | ||
| Основные определения и допущения | 116 | ||
| Классификация рынка канцтоваров (оценка "Экспресс-Обзор") | 116 | ||
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 117 |
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?
По данным «Анализа рынка обуви в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2020-2023 гг ее импорт в страну увеличился более чем в 1,5 раза: с 309 до 474 млн пар.
Российский рынок цикория показывает устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей цикория характеризуются относительной стабильностью.