Настоящее исследование посвящено анализу развития российского рынка чая с точки зрения влияния мирового рынка. Основной целью исследования является предоставление объективной оценки конъюнктуры рынка чая России и определение перспектив его дальнейшего развития.
Данное исследование является интеллектуальной собственностью исследовательской компании NeoAnalytics.
В отчете представлены проанализированные итоги развития рынка в 2017-2018 гг., а также построены прогнозы до 2021 г.
Детальным образом проанализированы, такие данные, как:
• Количественные показатели рынка (объем потребления, емкость рынка, объем российского производства чая)
• Объем и динамика импорта.
• Объем и динамика экспорта
• Сегментация рынка чая
• Конкурентная среда в сегментах чёрного, зеленого и фруктово-травяного чая
• Тенденции и перспективы развития рынка
Данное исследование предназначено для ряда профессионалов:
• российских и иностранных производителей чая;
• компаний-импортеров чёрного, зеленого и фруктово-травяного чая;
• представителей розничной торговли;
• маркетологов-аналитиков;
• директоров и менеджеров по маркетингу, директоров и менеджеров по продажам компаний, работающих в сфере пищевой промышленности и продовольственных товаров.
Исследование проведено в декабре 2019 года.
Объем отчета – 68 стр.
Отчет содержит 12 таблиц и 39 графиков.
Язык отчета – русский.
Полное оглавление |
|
Полное оглавление |
2 |
Список диаграмм |
4 |
Список таблиц |
6 |
Аннотация |
7 |
Мировой рынок чая |
9 |
Конъюнктура мирового рынка чая |
9 |
Производство |
10 |
Участники рынка |
11 |
Тенденции и перспективы развития |
13 |
Макроэкономические показатели России |
14 |
Оборот розничной торговли |
15 |
Оборот, динамика и структура оборота |
15 |
Товарная структура оборота |
20 |
Покупательская активность |
22 |
Российский рынок чая |
35 |
Классификация сортов чая |
35 |
Сегментация по биологическому виду |
35 |
Сегментация по месту происхождения чая |
26 |
Сегментация по качеству |
26 |
Сегментация чая по степени ферментации (окисления) |
27 |
Сегментация по технологическим признакам |
28 |
Сегментация по составу |
30 |
Технологии производства чая |
30 |
Сегментация по типу упаковки |
32 |
Сегментация по цене |
35 |
Сегментация по коммерческому виду |
37 |
Структура российского рынка чая |
39 |
Конъюнктура российского рынка чая |
41 |
Объем рынка |
43 |
Объем среднедушевого потребления чая в России |
45 |
Объем производства |
46 |
Государственные стандарты РФ на чайную продукцию |
49 |
Участники рынка |
51 |
Каналы продаж |
54 |
Оптовая и розничная продажа чая |
54 |
Каналы оптовых продаж чая |
54 |
Каналы розничных продаж чая |
55 |
HoReCa |
56 |
Вендинговые автоматы |
58 |
Интернет-магазины |
59 |
Экспортно-импортная деятельность |
60 |
Импорт чая |
60 |
Экспорт чая |
63 |
Тенденции и перспективы развития российского рынка чая |
66 |
О компании NeoAnalytics |
68 |
Список диаграмм |
|
Рис. 1. Структура мирового производства чая в натуральном выражении, 2018 г., % |
9 |
Рис. 2. Динамика мирового производства чая, 2010-2018 гг., млн. тонн, % |
10 |
Рис. 3. Страны-лидеры мирового производства и экспорта чая на мировой рынок, 2017 г., тыс. тонн, % |
11 |
Рис. 4. Доли рынка лидеров мирового рынка чая по объему выручки, 2018г., % |
12 |
Рис. 5. Динамика общего оборота розничной торговли, 2010-2018гг., млрд. руб., % |
15 |
Рис. 6. Динамика структуры оборота розничной торговли (продовольственные/непродовольственные товары), 2010-2018гг., млрд. руб., % |
16 |
Рис. 7. Структура оборота розничной торговли по федеральным округам РФ, 2018г., % |
17 |
Рис. 8. Динамика доли оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли по федеральным округам РФ, 2015-2018г., % |
18 |
Рис. 9. Динамика доли продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли по федеральным округам РФ, 2015-2018г., % |
19 |
Рис. 10. Динамика товарной структуры оборота розничной торговли, 2010-2018гг., % |
20 |
Рис. 11. Товарная структура оборота розничной торговли продовольственными товарами, 2018г., % |
21 |
Рис. 12. Динамика денежных доходов населения, 2010-2017гг., руб/чел., % |
23 |
Рис. 13. Динамика структуры населения по размеру доходов, 2016-2017 гг., % |
23 |
Рис. 14. Рейтинг федеральных округов по размеру доходов на душу населения в РФ, 2017 г., руб./чел. |
24 |
Рис. 15. Технологии производства чая |
31 |
Рис. 16. Структура производства чая в разрезе упаковки, 2017-2018гг., % |
33 |
Рис. 17. Структура производства пакетированного чая, 2018г., % |
33 |
Рис. 18. Средние цены производителей на чай, 2010-2018гг., руб. за кг., % |
35 |
Рис. 19. Сегментация российского рынка чая по цене в натуральном выражении, 2018 год, % |
36 |
Рис. 20. Динамика структуры российского рынка чая по видам, 2016-2018гг., % |
39 |
Рис. 21. Динамика соотношения пакетированного и листового фасованного чая, в стоимостном выражении, 2017-2018 гг., % |
40 |
Рис. 22. Структура потребления горячих напитков по видам в натуральном выражении, 2018г., % |
40 |
Рис. 23. Ведущие игроки на российском рынке чая, 2016-2018гг., % |
41 |
Рис. 24. Объем рынка чая в натуральном выражении, 2011-2018гг., тыс. тонн, % |
43 |
Рис. 25. Динамика структуры объема рынка чая в разрезе внутреннего производства/ импорта, 2011-2018гг., % |
44 |
Рис. 26. Динамика объема потребления чая на душу населения, 2011 - 2018 гг., кг/чел/год |
45 |
Рис. 27. Динамика объема производства чая в России, 2011-2018гг., тыс. тонн, % |
46 |
Рис. 28. Структура российского производства чая по регионам в натуральном выражении, 2018 г., % |
48 |
Рис. 29. Ведущие игроки на российском рынке чая, 2018г., % |
51 |
Рис. 30. Структура розничных каналов продаж чая по каналам дистрибуции, в стоимостном выражении, 2018 г., % |
55 |
Рис. 31. Структура реализованной через торговые автоматы продукции, 2018 г., % |
58 |
Рис. 32. Динамика импорта чая в натуральном выражении, 2011-2018гг., тыс. тонн, % |
60 |
Рис. 33. Динамика импорта чая в стоимостном выражении, 2011-2018гг., млн. долл., % |
61 |
Рис. 34. Структура импорта чая в разрезе стран-импортеров, 2018г., тыс. тонн, % |
62 |
Рис. 35. Структура импорта чая в разрезе стран-импортеров, 2018г., млн. долл., % |
62 |
Рис. 36. Динамика экспорта чая в натуральном выражении, 2011-2018гг., тыс. тонн, % |
63 |
Рис. 37. Динамика экспорта чая в стоимостном выражении, 2011-2018гг., млн. долл., % |
64 |
Рис. 38. Структура экспорта чая в разрезе стран-экспортеров, 2018г., тыс. тонн, % |
65 |
Рис. 39. Структура экспорта чая в разрезе стран-экспортеров, 2018г., млн. долл., % |
65 |
Список таблиц |
|
Табл. 1. Основные показатели развития экономики в 2016 – 2018гг. (в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
18 |
Табл. 2. Сегментация чая по степени ферментации |
31 |
Табл. 3. Сегментация чая по технологическим признакам |
32 |
Табл. 4. Классификация по коммерческому виду |
41 |
Табл. 5. Объем рынка чая в натуральном выражении, 2011-2018гг., тыс. тонн |
47 |
Табл. 6. Классификация производителей черного чая по объему производства |
51 |
Табл. 7. Сравнительная характеристика участников рынка |
56 |
Табл. 8. Российские дистрибьюторы продуктов питания, реализующие чай |
58 |
Табл. 9. ТОП-5 крупнейших компаний розничной торговли РФ, 2018г., млрд. руб. |
60 |
Табл. 10. Примеры российских интернет-магазинов, реализующих чайную продукцию |
63 |
Табл. 11. Объем импорта чая, 2011-2018гг. |
65 |
Табл. 12. Объем экспорта чая, 2011-2018гг. |
68 |
«РБК Исследования рынков», на основе данных сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace.io, провели анализ продаж в сегменте мужской обуви на трех крупных онлайн-площадках: Wildberries, Lamoda и Ozon. Для исследования использовались данные продаж устройств по системе FBO — схеме торговли, при которой товар хранится на централизованных складах маркетплейсов, откуда онлайн-площадки осуществляют доставку до ПВЗ или конечного покупателя.
До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.
В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.
В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.
Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.
Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».