40 000 ₽
Российский рынок минеральной (каменной) ваты - итоги 2016
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
40 000 ₽
Демоверсия
ABARUS Market Research

Российский рынок минеральной (каменной) ваты - итоги 2016

Дата выпуска: 27 марта 2017
Количество страниц: 135
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 47932
40 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание
Цель исследования
Описание состояния российского рынка минеральной ваты в период 2005-2016 гг. и в начале 2017 г.
 
Основные задачи исследования
1. Охарактеризовать производственный потенциал российских предприятий, производящих минеральную вату; 
2. Оценить распределение производства минеральной ваты в России по федеральным округам и регионам;
3. Выявить всех действующих региональных игроков;
4. Выявить объемы производства минеральной ваты по основным типам: строительная, техническая;
5. Оценить степень насыщенности рынка минеральной ваты и уровень концентрации;
6. Охарактеризовать потенциал новых запущенных и строящихся заводов на территории России;
7. Получить количественные и качественные данные по рынку минеральной ваты России в целом;
8. Выявить динамику цен;
9. Описать тенденции и перспективы развития российского рынка минеральной ваты на ближайшие годы.
 
Методы сбора данных
Мониторинг материалов российских СМИ и Интернет, анализ баз данных официальной статистики, экспертный опрос.
 
Методы анализа данных
Контент-анализ документов
Экстраполятивный анализ
 
Информационная база исследования
1.        Базы публикаций в СМИ
2.        Ресурсы сети Internet
3.        Данные государственных ведомств (ФТС РФ, ФСГС РФ (Росстат), МЭРТ РФ, Минпромэнерго РФ)
4.        Результаты готовых исследований
5.        Материалы отраслевых учреждений 
6.        Материалы участников рынка
7.        Базы данных ABARUS MR.
 
Развернуть
Содержание

РЕЗЮМЕ     10

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И СМЕЖНЫЕ РЫНКИ (СТРОИТЕЛЬСТВО) В 2007 Г. – НАЧАЛЕ 2017 Г.   14

§ 1.1. Динамика ВВП         14

§ 1.2. Инфляция      15

§ 1.3. Цены на нефть          16

§ 1.4. Валютные курсы      18

§ 1.5. Строительство          19

Строительство жилья           19

Строительство коммерческих и промышленных объектов        22

§ 1.6. Производство строительных материалов          24

§ 1.7. Прогноз экономической ситуации в РФ до 2020           26

 

ГЛАВА II. ТИПОЛОГИЯ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ 29

§ 2.1. Общая классификация теплоизоляционных материалов     29

§ 2.2. Сферы применения  31

Теплоизоляция промышленных объектов 31

Строительная теплоизоляция         32

§ 2.3. Описание минеральной (каменной) ваты          33

 

ГЛАВА III. ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ   35

§ 3.1. Российские производители минеральной ваты и их объемы            35

Действующие производители        35

Ушедшие с рынка    39

Новые производители         41

Заводы, готовящиеся к выходу      43

§ 3.2. Производство технической (промышленной) минеральной ваты   44

§ 3.3. Производство строительной минеральной ваты         48

Производство в количественном выражении      48

Сезонные показатели производства          53

§ 3.4. Географический разрез производства     55

§ 3.5. Концентрация производства и холдинги           56

§ 3.6. Прогноз структуры производства до 2020 г.      64

§ 3.7. Цены   66

 

ГЛАВА IV. ИМПОРТ И ЭКСПОРТ МИНЕРАЛОВАТНОЙ ПРОДУКЦИИ       69

§ 4.1. Импорт           69

Динамика импорта строительной теплоизоляции           69

Основные страны-поставщики      71

Импорт строительной минеральной ваты по брендам    74

Импорт технической минеральной ваты  76

§ 4.2. Экспорт          78

Динамика экспорта строительной минеральной ваты    78

Экспорт минеральной ваты по брендам    79

Экспорт технической минеральной ваты 80

Экспортный потенциал российских производителей минеральной ваты        80

 

ГЛАВА V. ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА МИНЕРАЛЬНОЙ ВАТЫ § 5.1. Объем рынка строительной минеральной ваты         82

Расчет объема рынка минеральной ваты  82

Роль импортной продукции на российском рынке минеральной ваты 85

Анализ потребления минеральной ваты   86

Анализ потребления минеральной ваты по федеральным округам      88

§ 5.2. Объем рынка технической минеральной ваты 90

§ 5.3. Инвестиции на рынке минеральной ваты        91

§ 5.4. Затраты вхождения на рынок       95

 

ГЛАВА VI. ПРОФИЛИ ИГРОКОВ РЫНКА  99

§ 6.1. ГК «ТехноНИКОЛЬ»          99

Сведения о компании / Общая характеристика   99

Заводы ГК «ТехноНиколь» 100

Финансовые показатели      102

Динамика производства      104

Положение на рынке / Основные конкуренты    105

Планы и перспективы развития     105

§ 6.2. ROCKWOOL Russia            107

Сведения о компании / Общая характеристика   107

Заводы ГК «Rockwool Russia»        108

Финансовые показатели      109

Динамика производства      111

Положение на рынке / Основные конкуренты    112

Планы и перспективы развития     113

§ 6.3. ISOROC и ISOVER (SAINT-GOBAIN)   114

Сведения о компании / Общая характеристика   114

Заводы ГК «Saint-Gobain»   114

Финансовые показатели      116

Динамика производства      118

Положение на рынке / Основные конкуренты    120

Планы и перспективы развития     120

§ 6.4. «Изовол»         123

Сведения о компании / Общая характеристика   123

Финансовые показатели      124

Динамика производства      124

Положение на рынке / Основные конкуренты    125

Планы и перспективы развития     126

Развернуть
Иллюстрации

Рисунок 1. Темпы роста ВВП в Китае, Казахстане, России и Украине в 2007-2016 гг., %.

Рисунок 2. Ежегодный прирост инфляции в России в 2001-2016 гг., %.

Рисунок 3. Динамика среднегодовых цен на нефть в период 2005-2016 гг., долл. США за баррель.

Рисунок 4. Сравнительная динамика курсов доллара США и евро в 2004-2016 гг., руб. за единицу валюты (среднегодовой показатель).

Рисунок 5. Динамика ввода жилья в РФ в 2001-2016 гг. и прогноз на 2017 г., млн. кв. м и ежегодные приросты, %.

Рисунок 6. Динамика ввода жилья в РФ по месяцам 2012-2016 гг., тыс. кв. м.

Рисунок 7. Динамика ввода жилья в РФ в 2008-2016 гг. по кварталам, млн. кв. м.

Рисунок 8. Динамика объема жилого и нежилого строительства в РФ в 2003-2016 гг., млн. м3.

Рисунок 9. Динамика объема жилого и нежилого строительства в России в куб. м., процентное соотношение.

Рисунок 10. Прогноз темпов роста ВВП в России до 2020 г., %.

Рисунок 11. Динамика производства минеральной ваты (строительной и технической) в РФ в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., тыс. куб. м и темпы роста, %.

Рисунок 12. Динамика производства технической базальтовой ваты в РФ в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., тыс. куб. м и темпы роста, %.

Рисунок 13. Распределение технической базальтовой ваты в РФ по сферам применения

Рисунок 14. Динамика производства строительной базальтовой ваты в РФ в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., тыс. куб. м. и темпы роста, %.

Рисунок 15. Динамика производства строительной теплоизоляции из минеральной ваты в РФ по месяцам в 2012-2016 гг., тыс. куб. м.

Рисунок 16. Динамика соотношения долей Федеральных округов в общем производстве минераловатной продукции в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г. (%).

Рисунок 17. Динамика соотношения долей регионов в общем производстве минераловатной продукции в 2005-2016 гг. (%).

Рисунок 18. Карта. Географическое распределение заводов по производству минеральной (каменной) ваты по регионам РФ, март 2017 г.

Рисунок 19. Распределение долей лидеров производства минераловатной продукции в РФ по объему выпуска в 2016 г. по сравнению с 2005 г., %.

Рисунок 20. Распределение долей лидеров производства строительной минеральной ваты в РФ по объему выпуска в 2016 г. по сравнению с 2005 г., %.

Рисунок 21. Детальное распределение долей 15 ведущих производителей строительной минеральной ваты в РФ по объему выпуска в 2016 г., %.

Рисунок 22. Динамика соотношения долей производителей строительной минеральной ваты в РФ по объему выпуска в 2005-2016 гг., %.

Рисунок 23. Прогноз соотношения долей производителей строительной минеральной ваты в РФ по объему выпуска до 2022 г., %.

Рисунок 24. Динамика цен на минеральную вату (отпускные цены производителей) в 1999-2016 гг., руб./м3.

Рисунок 25. Динамика импорта теплоизоляционных изделий из минеральной ваты в РФ за 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г. (тыс. куб. м и приросты, %).

Рисунок 26. Доли ведущих стран, импортирующих минеральную вату в РФ в 2011 г., в %.

Рисунок 27. Доли ведущих стран, импортирующих минеральную вату в РФ в 2015 г., в %.

Рисунок 28. Доли ведущих стран, импортирующих минеральную вату в РФ в 2016 г., в %.

Рисунок 29. Поставки минераловатной продукции на российский рынок основными импортерами, 2011-2016 гг. (процентное соотношение веса).

Рисунок 30. Динамика импорта минеральной ваты ведущих брендов в 2011-2016 гг., тыс. куб. м.

Рисунок 31. Динамика импорта минеральной ваты ведущих брендов в 2011-2016 гг., тыс. куб. м.

Рисунок 32. Распределение импорта технической минеральной ваты по ведущим брендам в 2013-2016 гг., %.

Рисунок 33. Динамика импорта технической минеральной ваты в РФ в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г. (тыс. куб. м и приросты, %).

Рисунок 34. Динамика экспорта минераловатной продукции из РФ, 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., тыс. куб. м и приросты, %.

Рисунок 35. Соотношение объемов импорта и экспорта минеральной (каменной) ваты в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., тыс. куб. м.

Рисунок 36. Соотношение объемов импорта и экспорта минеральной (каменной) ваты в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., %.

Рисунок 37. Динамика российского рынка минеральной ваты в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., млн куб. м и прирост, %.

Рисунок 38. Сравнительная динамика ежегодных приростов производства минеральной ваты и приростов объема рынка в 2006-2016 гг. и прогноз на 2017 г., %.

Рисунок 39. Прогноз динамики российского рынка минеральной ваты до 2022 г., млн куб. м и прирост, %.

Рисунок 40. Доля импорта на российском рынке минеральной ваты в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., %.

Рисунок 41. Соотношение потребления минеральной ваты строительной отраслью в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., куб. см ваты на 1 куб. м построенной площади всех зданий.

Рисунок 42. Соотношение потребления минеральной ваты строительной отраслью в 2002-2016 гг. и прогноз на 2017 г., куб. см ваты на 1 кв. м построенного жилья.

Рисунок 43. Соотношение потребления минеральной ваты по федеральным округам в 2016 гг., %.

Рисунок 44. Динамика потребления минеральной ваты по федеральным округам в 2005-2016 гг.

Рисунок 45. Динамика российского рынка технической минеральной ваты в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., тыс. куб. м и прирост, %.

Рисунок 46. Доля импорта на российском рынке технической минеральной ваты в 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., %.

Рисунок 47. Динамика инвестиций в основной капитал, Производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий, 2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г., млн руб.

Рисунок 48. Динамика инвестиций в основной капитал по регионам, Производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий, 2005-2016 гг., %.

Рисунок 49. Динамика выручки предприятий ГК «ТехноНИКОЛЬ», специализирующихся на производстве теплоизоляционных материалов, в 2002-2015 гг., тыс. руб.

Рисунок 50. Динамика производства минераловатной теплоизоляции предприятиями ГК «ТехноНИКОЛЬ» в 2005-2016 гг., тыс. куб. м.

Рисунок 51. Ежегодная выручка на предприятиях «Минеральная Вата», «Роквул-Север» и «Роквул-Урал» в 2002-2015 гг. (тыс. руб.).

Рисунок 52. Ежегодное производство минеральной ваты предприятиями Rockwool в 2005-2016 гг. (в тыс. куб. м).

Рисунок 53. Ежегодная выручка на предприятии ЗАО «Изорок» в 2003-2015 гг. (тыс. руб.).

Рисунок 54. Ежегодная выручка на предприятии ЗАО «Завод «Минплита» в 2005-2015 гг. (тыс. руб.).

Рисунок 55. Динамика производства ЗАО «Изорок» в 2005-2016 г. (в тыс. куб. м)

Рисунок 56. Выпуск минераловатных изделий ГК «Завод «Минплита» в 2005-2016 гг. (тыс. куб. м).

Рисунок 57. Ежегодная выручка на предприятии ЗАО «Завод нестандартного оборудования (Изовол)» в 2005-2015 гг. (тыс. руб.).

Рисунок 58. Выпуск минераловатных изделий ЗАО «Завод нестандартного оборудования (Изовол)» в 2006-2016 гг. (тыс. куб. м).

 

Развернуть
Таблицы

Таблица 1. Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения в РФ в 2005-2016 гг.

Таблица 2. Производство основных строительных материалов в 2010-2016 гг.

Таблица 3. Общая классификация теплоизоляционных материалов.

Таблица 4. Информация о производителях минераловатных изделий в РФ: местоположение, объемы производства в 2015-2016 гг. (тыс. куб. м.), специализация.

Таблица 5. Производство технической базальтовой ваты в РФ по регионам и производителям, в 2008-2016 гг., тыс. куб. м.

Таблица 6. Производство строительной базальтовой ваты в РФ по регионам и производителям, в 2008-2016 гг., тыс. куб. м.

Таблица 7. Производство минераловатной продукции по Федеральным округам в 2006-2016 гг., тыс. куб. м.

Таблица 8. Распределение производства минеральной ваты по холдингам и крупнейшим российским предприятиям в 2010-2016 гг. (тыс. куб. м).

Таблица 9. Производство строительной минеральной ваты 15 крупнейшими российскими предприятиями в 2006-2016 гг. (тыс. куб. м).

Таблица 10. Доли 15 крупнейших российских предприятий в общем объеме производства строительной минеральной ваты в 2006-2016 гг. (%).

Таблица 11. Средние цены на различные виды теплоизоляционных материалов в 2008-2016 гг.

Таблица 12. Статистика импорта теплоизоляции из минеральной ваты в Россию ведущими странами в 2011-2016 гг., тонн.

Таблица 13. Динамика импорта минеральной ваты по брендам в 2011-2016 гг., тыс. куб. м

Таблица 14. Динамика импорта технической минеральной ваты по брендам в 2013-2016 гг., тыс. куб. м.

Таблица 15. Объемы экспорта ведущими российскими производителями в 2011-2016 гг., тыс. куб. м.

Таблица 16. Расчет объема рынка и оценка доли импортной продукции на российском рынке минеральной ваты (2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г.), тыс. куб. м и %.

Таблица 17. Соотношение количественных показателей строительства и объема рынка минеральной ваты.

Таблица 18. Расчет потребления минеральной ваты по федеральным округам в 2006-2016 гг., %.

Таблица 19. Расчет потребления минеральной ваты по федеральным округам в 2006-2016 гг., тыс. м3.

Таблица 20. Расчет объема рынка в сегменте технической минеральной ваты (2005-2016 гг. и прогноз на 2017 г.), тыс. куб. м и %.

Таблица 21. Статистика инвестиций в основной капитал по регионам, Производство минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий, млн руб., 2006-2016 гг.

Таблица 22. Размер инвестиционных затрат на строительство и модернизацию заводов, производящих теплоизоляционные материалы на территории России и СНГ (всего в перечне 33 проекта).

Таблица 23. Сравнительный анализ инвестиционных затрат на строительство заводов, производящих различные теплоизоляционные материалы (масштаб, сроки, издержки).

Таблица 24. Основные финансовые показатели некоторых предприятий ГК «ТехноНИКОЛЬ», 2005-2015 гг., тыс. руб. и %.

Таблица 25. Финансовые показатели предприятий холдинга «Rockwool Russia» в 2005-2015 гг., тыс. руб. и %.

Таблица 26. Основные финансовые показатели ЗАО «Изорок», 2002-2015 гг., тыс. руб. и %.

Таблица 27. Финансовые показатели ЗАО «Завод «Минплита», 2005-2015 гг.

Таблица 28. Финансовые показатели ЗАО «Завод нестандартного оборудования (Изовол)», 2005-2015 гг., тыс. руб. и %.

 

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще