42 000 ₽
Российские нефтеналивные порты и флот
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
42 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Российские нефтеналивные порты и флот

Дата выпуска: 17 марта 2009
Количество страниц: 112
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 47292
42 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание
Описание

Настоящее исследование посвящено описанию российского рынка морского транспорта нефти, в частности анализу состояния российских нефтеналивных портов и флота. В исследовании рассматривается структура и динамика развития танкерного флота, занимающего ведущее место среди мирового транспортного флота.

В первом разделе исследования рассматривается грузовая база - мировой рынок нефти. Анализируется ресурсная база, cпособы транспортировки, приводятся данные об экспортно-импортных потоках. Россия обладает значительными запасами нефти, доля морского транспорта в структуре экспортных поставок из России превышает 50%, основные экспортные объёмы нефти уходят через морские порты.

Отдельная часть работы посвящена обзору российских портов, переваливающих нефть и нефтепродукты. Особое внимание уделяется характеристике перегрузочных мощностей и их эффективности, факторам, влияющим на развитие портовой индустрии.

Анализируются ключевые факторы, влияющие на грузопотоки, рассматривается структура грузооборота, сложившаяся к настоящему времени. Даётся общая характеристика перспектив развития инфраструктуры портов по приему и обработке морских судов, перевозящих наливные грузы. Особый раздел посвящен перспективам разработки месторождений нефти на шельфе и открывающимися в этой связи возможностями.

Специальная глава исследования посвящена мировому рынку нефтеналивных судов и направлениям его развития. Отмечаются проблемы старения мирового флота и строительства нового. Рассматриваются различные аспекты эксплуатации нефтеналивных судов судовладельцами: реалии ремонта судов, стоимость содержания экипажа, приводится практика страхования судов, а также рассматривается структура дисбурсментских расходов. Исходя из того, что значительная доля затрат на обслуживание судов в рейсах приходится на топливо, в обзоре подробно рассматриваются тенденции развития рынка судового топлива, а также российский рынок бункерного топлива. Отчет содержит сравнительный анализ цены судового топлива в динамике за несколько лет, включая период 2008 год - начала 2009 года.

В отчёте представлены данные об объёмах российского танкерного рынка, реалиях работы российских судоходных компаний, возможностях судового строительства, основных направлениях развития танкерного флота, в том числе в северных регионах России.

Исследование проведено в январе-марте 2009 года

Объем отчета - 112 страниц

Отчет содержит 48 таблиц, 23 графиков и диаграмм и 7 приложений.

Язык отчета - русский

Развернуть
Содержание

Аннотация                                                                                                                                                                              3

Полное оглавление                                                                                                                                                    4

Список диаграмм                                                                                                                                                                 6

Список таблиц                                                                                                                                                                       7

Резюме                                                                                                                                                                                    9

Грузовая база                                                                                                                                                                      11

Запасы нефти в России                                                                                                                                                        11

Добыча нефти в России и перспектива её развития                                                                                                        13

Поставки российской нефти на экспорт                                                                                                                           21

Трубопроводный транспорт                                                                                                                                               26

Морская транспортировка                                                                                                                                                   29

Российские нефтеналивные порты                                                                                                                                 31

Порты Северо-Западного бассейна России                                                                                                                      31

Приморск                                                                                                                                                                              31

Высоцк                                                                                                                                                                                  33

Санкт-Петербург                                                                                                                                                                  34

Архангельск                                                                                                                                                                          35

Витино                                                                                                                                                                                  35

Калининград                                                                                                                                                                         36

Мурманск                                                                                                                                                                              37

Усть-Луга                                                                                                                                                                              38

Порты Южного бассейна России                                                                                                                                       39

Новороссийск                                                                                                                                                                       39

Туапсе                                                                                                                                                                                    41

Тамань                                                                                                                                                                                   42

Порты Дальневосточного бассейна России                                                                                                                      43

Ванино                                                                                                                                                                                  43

Находка                                                                                                                                                                                 44

Перегрузочные мощности для перевалки нефти и нефтепродуктов в морских портах России                                    45

Перспективы разработки нефти на шельфе                                                                                                                      47

Развитие мирового рынка нефтеналивных судов                                                                                                       50

Место нефтеналивного флота среди мирового флота                                                                                                     50

Динамика развития мирового флота нефтеналивных судов                                                                                          50

Возрастная структура мирового танкерного флота                                                                                                         52

Строительство нового флота                                                                                                                                              52

Тенденции развития нефтеналивного флота                                                                                                                    53

Объёмы рынка морских перевозок                                                                                                                                   53

Динамика развития рынка                                                                                                                                                  53

Затраты на содержание судна                                                                                                                                             54

Стоимость ремонта судов                                                                                                                                                    55

Стоимость содержания экипажа судна                                                                                                                              56

Расходы на питание                                                                                                                                                             56

Страхование судов                                                                                                                                                               57

Дисбурсментские расходы                                                                                                                                                  58

Рынок судового топлива                                                                                                                                                     66

Тенденции развития рынка бункерного топлива                                                                                                             66

Динамика цен на судовое топливо IFO 180                                                                                                                     66

Динамика цен на судовое топливо IFO 380                                                                                                                     69

Динамика цен на судовое топливо MGO Gazoil                                                                                                              72

Российский рынок бункерного топлива                                                                                                                           75

Российский рынок нефтеналивных судов                                                                                                                     76

Тенденции развития флота в северных регионах                                                                                                            80

Динамика рынка судов                                                                                                                                                        82

Морские крупнотоннажные суда дедвейтом 70-100 тыс. тонн и свыше 100 тыс. тонн.                                             83

Морские суда среднего тоннажа дедвейтом 20-50 тыс. тонн                                                                                         83

Строительство судов в России                                                                                                                                           85

Нефтеналивные суда в морском регистре судоходства России                                                                                                 87

Приложение                                                                                                                                                                       102

№ 1 Правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации                                          102

№ 2 Перевозка российских наливных внешнеторговых грузов в 2007 году                                                              107

№ 3 Динамика перевозки российских наливных грузов через морские порты по бассейнам в 2007 году                          107                                                                                                                       

№ 4 Перевалка наливных грузов в морских портах России в 2007 году, тыс. тонн                                                  107

№ 5 Перевалка наливных грузов операторами морских терминалов Северо-Западного бассейна России в 2007 году, тыс. тонн                                                                                                                                                                                                                      108

№ 6 Перевалка наливных грузов операторами морских терминалов Южного бассейна России в 2007 году, тыс. тонн                                                                                                                                                                                                                                         109

№ 7 Перевалка наливных грузов операторами морских терминалов Дальневосточного бассейна России в 2007 году, тыс. тонн                                                                                                                                                                                                                      110
Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще